И ошибки, которые допускают педагоги
«Вы хотите? Вы будете? Может быть, порисуем?»
Пассивная позиция – «Может быть, порисуем?..» или «Пусть делают как хотят, лишь бы не покалечились!..» обнуляет авторитет преподавателя в глазах детей. Дети, как и родители, будут идти только за лидером.
Поэтому у педагога не должно быть заметно сомнений в голосе и поведении. Здорово, когда занятия проходят позитивно, эмоционально, уверенно, без вопросов «Вы хотите?», «Вы будете?» и т.д. Педагогу нужно научиться разговаривать доброжелательно, но в утвердительной форме.
Весь конспект пройден, а время занятия еще не закончилось
При подготовке к занятию с малышами педагогу следует учитывать, что темп прохождения одних и тех же упражнений и заданий может быть у детей очень разным. Это зависит от многих причин – самочувствие детей, смена погоды (дети очень метеозависимы), личные вкусовые предпочтения детей, уровень социальной адаптации и т.д.
В идеале любой конспект должен быть избыточен, т.е. написан с некоторым «запасом» развивающих игр и упражнений, чтобы при быстром прохождении заданий у педагога был дополнительный материал на оставшееся время.
Дети не фиксируют внимание на педагоге
Исходя из личного опыта могу сказать, что приучение к дисциплине и определенному порядку действий на занятиях с малышами наиболее эффективно происходит при работе за столами.
Сидя на стульчиках, дети зафиксированы в пространстве, им легче сфокусировать взгляд на педагоге или демонстрационном материале, они меньше отвлекаются и быстрее осваивают необходимые умения и навыки.
Естественно, стулья и столы должны подходить по размеру и быть устойчивыми и удобными для малышей.
Родители на занятиях ведут себя как сторонние наблюдатели
Это достаточно часто встречающаяся проблема, особенно если педагог молодой и не может четко сформулировать родителям необходимость их активного участия в занятиях.
Если педагог не сможет организовать родителей как «наглядный пример для подражания», уровень занятий будет стабильно низким.
Только при непосредственном, живом участии родителей в занятии возможно быстро включить детей в совместную деятельность. Если мамы стоят в сторонке у стеночки и ведут отвлеченные беседы, внимание детей тоже будет крайне неустойчивым.
Схема работы на занятиях с детьми раннего возраста должна быть следующая: показывает педагог – за педагогом повторяет мама – глядя на маму и педагога, повторяет малыш.
Уберите «нудятину»!..)
Любое методически выверенное и качественно подготовленное занятие может убить форма, в которой педагог преподносит материал детям. Невыразительный «бубнеж», так же как и «металл в голосе» может сразу отбить у детей интерес к занятию. Педагог должен быть артистичен, всегда в хорошем расположении духа, доброжелателен и эмоционален.
Знакомы ли вам эти проблемы? С какими ещё трудностями на занятиях по раннему развитию вы сталкиваетесь? Как их решаете? Пожалуйста, поделитесь в комментариях.
Наталья говорит
Да, знакома. Действительно проще работать если дети за столом сидят. Но у меня английский — дети д. сидеть полукругом вокруг меня. Руки ничем не заняты. Свободные руки очень «разбалтывают» ребёнка. У меня такое чувство, что если у ребёнка руки свободны — то он оооочень легко отвлекается. Даже если поём песню/играем в игру. Если он что-то делает руками, то он контролирует себя, как бы «погружён в себя». А если руки свободны то он как бы «открыт миру» и его внимание труднее привлечь.
Марина говорит
Вы правы, у маленьких детей должно быть что-то в руках)) У нас на английском дети и за столами сидят, и в круге, смена деятельности активизирует познавательные процессы.
Ирина М. говорит
Анна, большое спасибо за статью! Буду использовать её для обучения новых педагогов.
Ягмур говорит
Правда очень полезная статья! Мне понравилось спасибо большое вам!!!))
Галина Владимировна говорит
Дорогие коллеги .Педагогический труд многогранен и интересен уже тем, что его нужно постоянно совершенствовать , т.к. в нашей профессии не бывает одинаковых детей и одинаковых ситуаций.
В раннем развитии ситуация усложняется тем , что это режим открытых занятий где педагог работает не только с детьми ,но и с родителями.
Очень много педагогов в таком режиме просто не могут работать -не хватает внутренних сил , чтобы одолеть группу.
Тут как правило приходит уставшая мама в надежде получить глоток свежего воздуха,а мы ее за парту. Но так нужно- ребенок и мама до 3-х лет это единое целое.Разрывая этот процесс и оставляя ребенка тете педагогу мама вряд ли сформирует ту волшебную мотивацию к обучению.
Поэтому на мой взгляд педагог раннего развития -это позитивный специалист со стажем, чтобы хватило сил не только вести за собой но еще и поддерживать в плюсе группу
Да ,коллеги ,нужно быть и актером и ласковой мамой и строгой бабушкой и ничего не замечающим мудрецом.Все сугубо индивидуально скажете вы и да, таки я с вами соглашусь НО!!! ПЕДАГОГ должен прекрасно понимать свою цель или хотя бы направление- куда и зачем мы идем на занятии.
Раннее развитие на мой взгляд стоит перед фундаментальными обновлениями и кто сделает это первым , тот и миллионер….
Екатерина говорит
Педагог раннего развития — это целое искусство! Такой специальности нет, поэтому и найти специалиста сложно! Педагоги приходят на собеседование с образованием и опытом работы с детьми старшего возраста, а по факту получается, что не знают, что делать с годовалыми детьми!
Педагог должен быть настолько открыт, улыбчив и искрененен, чтобы за ним потянулись дети, а они всё чувствуют!
А сколько нужно подготовки к занятию, всегда надо что-то придумывать, конспекты — это только опора, а наполнение всегда разное, для всех групп! И запас заданий к каждому занятию должен быть колоссальным, не потому что быстро пройдут конспект, а потому что часть заданий могут не подойти, тк малыши сегодня просто могут не захотеть работать с пластелином и тд!
Сложная специальность! Мы сейчас как раз ищем педагога раннего развития, проходим этот сложный путь!
Елена Степанова говорит
Я не педагог и не руководитель детского клуба, я — мама трёхлетнего сына и хочу сказать, что истины всегда просты и их не много. Никаких сомнений, а только доброжелательно-утвердительная форма в общении дают оооочень большие результаты. Просто нужно набраться терпения и воплощать в жизнь эти простые советы. Первые пару раз не привычно, а потом всё идёт как по маслу. И не будет никаких криков, раздражений и тому подобных реакции, при условии, что ребёнок не голоден. но это уже отдельная тема для разговора.
Ольга говорит
Спасибо за статью
Мадина говорит
Большое спасибо за статью!
Ольга говорит
Может, я кого задену сейчас своим высказыванием: это лишь частное мнение. Я против раннего развития в том виде, в котором оно существует в большинстве центров. Я думаю, что до 5 лет ребёнок полноценно развивается в семье и в саду. И той информации, и тактильной, и ментальной, и коммуникативной вполне достаточно в семье и саду.
К сожалению, видела «плоды» раннего развития, и, в как психолога, доводилось работать с коррекцией слишком раннего и никому не нужного развития. Раннее развитие, на мой взгляд, это прихоть молодых мам, которые либо не хотят, либо не умеют развивать своего ребенка в первые годы его жизни.
Наталья говорит
Совершенно согласна. Смотрела занятие где дети учили «на» и «под». Положи бабочку (бумажная) на/под цветок(бумажный). Делают всё мамы. Дети сидят на коленях — смотрят. Они что сами не научатся этому? Хотя наверное есть хорошие центры.
Екатерина говорит
Добрый день! Отчасти согласна с Ольгой. То раннее развитие, которое широко представлено в садах и центрах, действительно никуда не годится. И уж если мы говорим о РАННЕМ развитии, то о каких партах может идти речь. Ребенок развивается и обучается в игре. А какая же игра за партой? Организовать игровое пространство, в котором будут заложены те развивающие, обучающие, адаптивные, коммуникативные навыки — вот задача педагога, который занимается с дошкольниками. Это действительно, крайне энергозатратно для преподавателя. Удержать внимание ребенка на протяжении всей «игры» и при этом вести в том направлении, куда задумал педагог — труд не малый. Куда проще посадить за парты, действительно действенный метод. Но как же быть с законом об образовании, в котором четко прописано, что работа с детьми дошкольного возраста должна строиться в игровой форме, а за партами в школе посидят.
Я сама преподаватель с 25-летнем стажем и более чем уверенна, что «развитие» детей дошкольного возраста за партами приводит к нежеланию идти в школу. Как минимум — это становится уже не интересным. Всему свое время. Если дать ребенку наиграться в детстве, понимая и оценивая его собственный путь, замечая его успехи и увлечения, и двигаясь в том направлении, которое выбрал малыш на данном этапе, постепенно расширяя рамки его интересов — пожалуй то, что приведет к успеху его самого, а вместе с ним и его родителей, и педагогов.
Прошу прощения, если кого то задели мои слова, но это только мнение, которое сформировано годами работы. Как известно — истина рождается в споре, поэтому пусть моя позиция будет каплей в океане гуманистической педагогики.
Ольга говорит
Согласна со всем сказанным! Детей с отрицательной мотивацией к школе великое множество. А раннее развитие часто подразумевает терабайты информации, которая вливается в ребенка. К 7-8 годам ребенок начинает протестировать против насилия над психикой именно через отказ учиться в школе(((
Лина говорит
Я мама ребенка, с которым занимаюсь с 2 лет, или в таком месте, где не было детских центров, а мне, как не опытной маме без бабушек, они бы очень помогли. Так вот, с ребенком своим я решила заниматься сама, он у меня уже в 3 года читал, знал всё, что положено в этом возрасте и даже больше, рассказывал очень много стихов… Я все время в него вливала именно ТЕРАБАЙТЫ информации, но самое главное, никаких компьютерных игр и телефонов. Мультики конечно были, но на телевизоре и после моего просмотра, одобренные, чтоб без всякой гадости. Сейчас ему 10 лет, моя позиция по поводу телефонов и игр осталась прежней. У сына очень большая тяга к познанию нового, помимо школы ходим в музыкальную школу, английский, ментальную арифметику, тхеквондо.
Я уверена, что ограничивая своего ребенка в получении информации в раннем возрасте, мы провоцируем отсутствие тяги к пополнению своей «оперативной пямяти» в более старшем возрасте. Если ребенок не привык учиться и получать новые знания, не будет ощущать в этом потребности.
И к слову сказать, мы с ним никогда не сидели за партой, все в игровой форме. Для мамы конечно это адский труд, но ребенку весело.
Наталья говорит
Я как то разговаривала с учителем 2-леток. Спрашиваю: «Но ведь в 5 лет они всё это выучат гораздо быстрее и легче. То, на что они сейчас тратят 3 месяца, в 5 лет освоят за неделю.» Учитель ничего не смогла возразить.
Ольга говорит
Здесь вопрос еще в том, зачем 2-х деткам знать информацию для 5-ти леток? Это же целая жизнь) Куда так спешить, мир вокруг и так бешеными темпами развивается. А у психики свои законы, темпы развития. Никто же не хочет, надеюсь, чтобы дети в 10 лет шли работать наравне со взрослыми?
Надежда говорит
абсолютно с Вами сгласна. Я только начинающий педагог раннего развития, но все мои занятия проходят имеено в игровой форме. К удивлению родителей, дети стали более любознательны и активны дома. А это самая главная похвала моей работы. Хотя за столами мы можем заняться творчеством
Оксана говорит
Я педагог, психолог, учитель. Работаю с детками от 1 года до 7 лет. Совершенно согласна, что педагог раннего развития это человек-оркестр. Просто нужно помнить, что ребёнок занимается пока это ему интересно, а мамы водят на занятия пока видят в этом смысл. Наша задача работать так, чтобы поймать сразу двух «зайцев».
Анна Новик говорит
Большое спасибо всем участникам дискуссии! Приятно получать обратную связь)
Разрешите мне внести некоторые уточнения, чтобы моя позиция была более четкой и внятной.
Я противник интеллектуальной акселерации у детей дошкольного возраста. Под ранним развитием я подразумеваю развитие детей раннего возраста. Подробно об этом я говорю в своем тренинге.
Ведущий тип деятельности у детей дошкольного возраста — игра. И именно на основе игровой деятельности я строю все свои развивающие занятия.
Работа за специальными детскими столами (а не за партами!) является одним из важных элементов приучения детей к организованной групповой работе. Это не значит, что «ранники» сидят за столами всё занятие. Это значит, что такие элементы занятия, как творчество, сенсорные игры, развитие графомоторных навыков, работа с рамками Никитина, блоками Дьенеша и палочками Куизенера ведутся не на полу, а за специальными детскими столами, которые стоят полукругом, вокруг преподавателя. Что помогает педагогу держать контакт с каждым малышом.
Из своего личного опыта могу сказать, что дети, которые начинают занятия в группах с раннего возраста, сильно отличаются от детей «домашнего обучения». Причин, на мой взгляд, несколько:
o) те знания, умения и навыки, которые ребенок демонстрирует в индивидуальном режиме дома с мамой, далеко не всегда он может применять в коллективе;
o) немногие мамы могут или хотят вникать в возрастные особенности и методики развития детей раннего возраста;
o) самая увлеченная мама не может быть всезнающей и вездесущей. Поэтому, приходя на грамотные, методически продуманные занятия, родители приобретают опыт и новые идеи для развития своих малышей.
Если подытожить результаты, к которым я пришла в ходе своей работы с детьми раннего возраста:
1. Занятия с детьми раннего возраста должны быть построены в виде игровой деятельности. Такие занятия должны побуждать к развитию познавательной активности через интерес и эмоциональный контакт.
2. Одной из основных задач занятий с детьми дошкольного возраста является социальная адаптация и наработка коммуникативных навыков.
3. Все упражнения и игры должны строиться с учетом возрастных особенностей. Например, в годовалом возрасте это должен быть упор на развитие сенсорики, координации движений, побуждение к развитию речи, но никак не счет и освоение букв!..)))
Еще раз благодарю всех, кому эта тема близка! И хочу отметить, что я только излагаю и прошу вас самих сделать вывод из изложенного.
Мария Ал. говорит
Наша группа детей с 1,5 лет называется «Мама и малыш», и я родителей сразу предупреждаю, что, в связи с возрастными особенностями детей ран.возраста, участие мамы (папы, бабушки) — принципиально важно, и в некоторых видах деятельности я скорее взаимодействую с ними, а они уже доносят наши игры до детей.
Подача новых игровых упражнений в стиле «Вы хотите? Вы будете?» мне, если честно, смешна, я предпочитаю императивный тон: «А сейчас я вас приглашаю….».
Все остальные «ошибки», разобранные в статье, мне знакомы, но со временем я нашла свой путь их преодоления. Единственное, что мне еще доставляет трудности: как объяснить маме, которая непедагогично обращается с ребенком, что ее поведение вредит ребенку. Зачастую помогает фраза: «В таких случаях психологи рекомендуют…», но бывают и более сложные случаи.
Спорить, нужно ли раннее развитие, или не нужно, бесполезно, пока стороны не определят четко, что они под этим РР подразумевают, так как точек зрения, как именно развивать малыша в таком нежном возрасте, очень много.
Я разделяю Вашу позицию, Анна, и в такой форме, природосообразной, с опорой на онтогенез, раннее развитие однозначно нужно. И я тоже в своей практике вижу, как отличаются дети, с которыми занимались родители, от тех, у которых было, по моему выражению, «принцессное воспитание». А где развивать ребенка — в клубах, или в семейной среде — этот вопрос решают близкие ребенка.
Наталья говорит
Разница видна пока дети маленькие. Когда дети вырастают никакой разницы уже не видно. Читали статью про успехи детей из богатых и бедных семей? Меня поразило, что дети из бедных семей, занимающиеся сами — почти не уступают тем, кто всегда с репетитором. Удивительно что мы стараемся, учим детей, буквально с рождения. Но по данным исследователей современное поколение глупее детей прошлого века. Ещё, все эти программы, для детей от рождения, изначально были созданы для больных детей, тех, кто не мог учиться в обычных условиях. Если ребёнок может сам освоить, пусть сам учится.
Анна Новик говорит
Не все программы для детей раннего возраста были созданы для детей с отклонениями в развитии. Сейчас многие бездумно используют такие программы, но это не значит, что все программы и наработки малоэффективны. Чтобы разбираться в программах развития детей дошкольного возраста, необходимо профильное образование и понимание детской психологии.
Современные дети отличаются от прошлых поколений. Да, согласна. Но задача грамотного педагога дать детям природосообразную альтернативу гаджетам, которые сейчас активно вошли в жизнь детей.
Если у детей не сформирована с детства учебная мотивация, т.е. интерес к учебе или тяга к новым знаниям, они ни сейчас, ни потом не догонят сверстников, которые были с детства включены в активное познание мира.
Хорошие занятия те, которые помогают в полной мере раскрыть потенциал каждого ребенка и при этом используют современные и гуманные достижения педагогики.
Мария Ал. говорит
Увы, разница видна (работаю с детьми дошкольниками), и восполнить пробелы, которые возникли из-за пед.запущенности, с годами гораздо сложнее. Высшие психические функции формируются только в деятельности, так что не вижу смысла спорить о том, нужно ли заниматься с ребенком, «пока он поперек лавки помещается», как говорил Макаренко. Гораздо продуктивнее будет обсуждение содержания развивающих программ для детей раннего возраста.
Наталья говорит
Извините, Анна. Я не спорю и не пытаюсь доказать свою точку зрения. Я сама в этом вопросе не уверена и хочется найти ответ. Мои сомнения по раннему развитию начались, когда я прочитала статью одной мамы. Своего первого ребёнка она водила на «развивашки» с года. В школе обнаружила, что он не может учиться сам!, он привык что ему всё объясняли, причём в игровой форме. Самостоятельно добывать знания он не умел. И это «не умел» осталось с ним и в институте. И она писала. что младшего сына на занятия водить не будет. Я вижу подобное даже после подготовки к школе. Дети учатся хорошо в 1,2 классах. Но в 4, а тем более к 5 сильно теряют позиции и иногда становятся троечниками. Мамы говорят, что приходится с ними делать дом.зад.. У меня на английский ходит такой мальчик. Он очень много знает, он напичкан знаниями по самую макушку! Но он не умеет даже просто применить то что знает, тем более самому что-то учить. Я понимаю, не все педагоги правильно работают и наверное поэтому такой результат. Но может об этом нужно говорить? И говорить громче?
Галина Владимировна (Беларусь) говорит
Конечно все люди разные, сколько людей столько и мнений, но,Люди ,что вы пишите? Что за вопросы ,нужно или не нужно раннее развитие?Мне интересно кто из девочек эти вопросы задает -мамочками уже стали или нет?И что значит, что у детей на почве раннего развития не сформировалась мотивация самостоятельности к учебному процессу?Причем тут терабайты информации? Причем тут методики для детей с отклонениями?
Ранее развитие-это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств, среда, в которой малыш живет. … Это значительно влияет на развитие способностей ребенка.Обогащает ,наполняет ребенка. Для чего это нужно?Для того мои дорогие, что бы Ваш ребенок стал свободной- интересной -увлекающейся ЛИЧНОСТЬЮ!!! И еще мамочки вас никто и ничто не заменит в раннем возрасте ребенка, тут нужно признаться самим себе, что уже в год ребенок требует новизны во всем, это тот момент ,когда мама понимает, что нужно еще что то ,для сохранения баланса.
Можно ли обойтись без ЛЮБВИ к хорошей музыке,приятным запахам,ярким краскам, вкусной пище,красивым людям,позитивным эмоциям,а? В принципе можно, пусть сам ребенок развивается, а там посмотрим, что будет.Или все же попробовать дать нашим деткам все по максимуму ,но сюда раннее развитие входит как элемент от всего объема.Вы же взрослые любите путешествовать,целый год многие работают ради этих свободных, впечатляющих эмоций ,правда?А дети обожают путешествовать и не могут ждать этого долго.
Если кто то еще думает нужно или не нужно РР, не думайте -отдайтесь в руки ПРОФЕССИОНАЛОВ. При условии профессионализма педагога все эти вопросы отпадают тут же.Раннее развитие это важная составляющая счастья и психического здоровья вашего ребенка.
Психолог Окаева Яна говорит
Прочитала всю дискуссию с интересом. Сейчас я нахожусь в стадии вынашивания центра и вопрос качества услуг стоит в приоритете. По прочтению статьи, а особенно живых мнений у меня осталось ощущение, что педагоги составляют программы рр на свой вкус и цвет, опираясь на те знания, которыми обладают. Раз нет стандартов, то и происходит разное толкование в чем же именно рр. С большой радостью пообщалась бы по скайпу с теми, кто уже ведет занятия. Как у психолога и будущего руководителя центра у меня есть интерес обмена премудростями. Не смогла здесь найти кнопку написать.
Евгения Помощница по сайту говорит
Яна, добрый день. Правила публикации сообщений на этом сайте не разрешают включать в них свои контактные данные, поэтому найти здесь собеседников для скайпа, скорее всего, не удастся.
Зато у нас есть живой форум, где как раз обмениваются премудростями и руководители детских центров и педагоги, и те, кто только думает ими стать. Уверена, что тема качества услуг по раннему развитию, если вы её поднимите, найдёт там живой отклик.
Приглашаю вас к обсуждению: https://bestbabyclub.ru/forum