• Skip to main content
  • Skip to primary sidebar
  • Skip to footer

Ивантер Плюс

Как открыть детский центр и сделать его прибыльным

  • Статьи
    • Бизнес-план
    • Преподаватели
    • Реклама и продажи в детском центре
    • Развитие и обучение детей
    • Помещение детского центра
    • Конспекты занятий
    • Администраторы
    • Документы
    • Истории успеха
    • Лето в детском центре
    • Личное
  • Продукты
    • Подготовка к открытию детского центра
    • Конспекты занятий
      • Раннее развитие
      • Подготовка к школе
      • Английский язык
      • Творческие занятия
      • Робототехника и программирование
      • Лего-конструирование
    • Курсы для преподавателей
    • Развивающие занятия с детьми дома
    • Управление детским центром
      • Взаимодействие с сотрудниками
      • Привлечение клиентов и продажи
      • Управление финансами
      • Саморазвитие
    • Занятия со школьниками
    • Требования законодательства
    • Индивидуальные консультации
  • Вебинары
  • О нас
    • Что такое ИВАНТЕР ПЛЮС?
    • Контакты
  • Личный кабинет
    • Продукты
    • Заказы
Главная › Развитие и обучение детей › Задержка речевого развития: что должен знать педагог по раннему развитию

Задержка речевого развития: что должен знать педагог по раннему развитию

21.01.2019 | Анна Новик 25 комментариевПедагогам в детских центрах всё чаще приходится сталкиваться с неговорящими или плохоговорящими детьми, и отвечать на вопросы встревоженных мам и пап. В этой статье — основная информация о задержке речевого развития у детей и способах решения этой проблемы. В том числе памятка с рекомендациями для родителей — о том, развивать речь ребёнка в домашних условиях.

задержка речевого развития

Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.

  • Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
  • С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
  • В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. 

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка.  У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

  • Неустойчивое внимание
  • Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
  • Трудности с выполнением словесных инструкции
  • Обидчивость, робость, замкнутость.

Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:

  • Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
  • Наследственность —  нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
  • Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
  • Заболевания первых лет жизни ребенка:
    • инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
    • травмы головного мозга
    • повреждения неба
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия —  недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
  • Агрессивный информационный поток
  • Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.

Симптомы общего недоразвития речи:

  • Позднее прорезывание и становление речи;
  • Бедный словарный запас;
  • Выражены дефекты произношения.

Возрастные нормы

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

 1 год

  • Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

 2 года

  • Словарный запас — около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
  • Тренировка осознанного моторного планирования.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
  • Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.


Часто ли вы сталкиваетесь по работе с детьми, у которых заметка задержка в развитии речи? Как вы ними работаете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Рубрика: Развитие и обучение детей

Анна Новик

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Конспекты, вебинары и тренинги Анны Новик →

Reader Interactions

Comments

  1. Татьяна говорит

    21.01.2019 в 20:56

    Здравствуйте! Спасибо за статью! Да, к сожалению, последнее время, очень часто встречаются дети с задержкой речевого развития.

    Войдите, чтобы ответить
  2. Лукпанова Айман говорит

    21.01.2019 в 23:39

    Было очень полезно!

    Войдите, чтобы ответить
    • Елена Удод говорит

      22.01.2019 в 04:31

      Большое спасибо за информацию. Используем данный материал для работы с педагогами и родителями.

      Войдите, чтобы ответить
  3. u2uofficial говорит

    22.01.2019 в 00:24

    Когда попадаются фильмы раннего советского времени и там встречаются дети 4-5-6 лет, мне часто становится удивительно как мало и плохо они говорят. До определенных годов у взрослых того времени и вовсе считалось, что с детьми до 2х, 3х лет особо не о чем говорить. Отдали в сад и ладно. В школе только начинали учить детей. Бедные современные мамы… Давят на них множество центров раннего развития. Думают к 5 годам ребенок должен писать, читать, считать и многое другое… Все с детьми в порядке. Это взрослым надо уменьшить обороты. Вся эта гонка за внешной успешностью ни к чему хорошему не приведет. Все дети развиваются в своем темпе. Просто любите своих детей.

    Войдите, чтобы ответить
    • Юлия говорит

      24.01.2019 в 10:53

      Умница (или умник?) Поддерживаю.

      Войдите, чтобы ответить
    • Наталья говорит

      09.06.2019 в 16:10

      Это верно. Спасибо!

      Войдите, чтобы ответить
  4. Елена говорит

    22.01.2019 в 01:03

    Согласна, сейчас это частое явление когда дети до 4-х лет не владеют речью. А что делать, когда ребенок все слышит, решает детские задачки, складывает пазлы, но совсем не говорит. Его проверяли врачи и сказали, что отулонений нет. И невролог, остеопат, логопед и еще масса врачей. Ребенку завтра будет 4года, а вместо слов только мычание. Слух тоже отличный. Любит петь, но только звуком «а». Есть ли хоть какие-то рекомендации для таких случаев? Спасибо, что подняли такую тему.

    Войдите, чтобы ответить
    • Диана говорит

      22.01.2019 в 17:30

      Обратитесь к логопеду-дефектологу. Не к обычному логопеду, а именно логопеду-дефектологу: именно этот специалист занимается запуском речи. Мычание, носовые звуки, малое количество лепета в возрасте 3-5 месяцев и отсутствие речи до 3-4 лет характерно для сложных моторных и сенсомоторных расстройств типа моторной алалии. Заочно такие диагнозы не ставятся, запуск речи после 2 лет самостоятельно не происходит.

      Войдите, чтобы ответить
  5. Наталья говорит

    22.01.2019 в 03:52

    Очень часто приводят детей ко мне на музыкальные занятия, именно с целью развития речи. Таких деток действительно много. В занятия обязательно включаю дыхательную и артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры… Спасибо за статью, проблема актуальна!

    Войдите, чтобы ответить
  6. Наталья говорит

    22.01.2019 в 04:53

    Здравствуйте! Очень полезная статья! Спасибо!

    Войдите, чтобы ответить
  7. Ангелина говорит

    22.01.2019 в 06:02

    Здравствуйте! Спасибо за статью! Я педагог с 35-летним стажем, работаю воспитателем. К сожалению, да, наблюдается тенденция роста «неговорящих» детей, иногда до 3-4 лет. Моему внуку 3,5 года; у нас эта же проблема. При том, младший внучок, в 1,5 года, произносит гораздо больше слов, уже пытается говорить. Оба из одной семьи, одних родителей.

    Войдите, чтобы ответить
  8. Ольга говорит

    22.01.2019 в 07:44

    Спасибо, очень ёмко, доступно, полезно. Обновила всё в памяти. От себя добавлю, что дети с речевой задержкой часто лучше вступают в диалог при телесном контакте или смене позы (например на руках или стоя). На мой взгляд дети в советское время лучше разговаривали, хотя тут в комментариях пишут обратное. Спасибо за статью.

    Войдите, чтобы ответить
  9. Ираида говорит

    22.01.2019 в 07:48

    Спасибо за такую информативную статью, в моем окружении много семей с плохо говорящими детьми. Обязательно порекомендую Ваши материалы.

    Войдите, чтобы ответить
  10. Татьяна говорит

    22.01.2019 в 08:44

    Великолепная познавательная статья!!! А главное такая доступная, что я с удовольствием порекомендую ее своим родителям, которые занимаются в моей студии!!!! Эта проблема номер один сейчас. И как важно поддержать мамочек, так как они иногда в полном отчаянии. Ещё фактор огромный — это гнёт со стороны общества и родных и мамы часто находятся в стрессе, а это все передаётся на психоэмоциональном уровне малышам. Даже если им 3-5 лет!

    Войдите, чтобы ответить
  11. Владимир говорит

    22.01.2019 в 10:23

    Благодарю. Полезная информация. Особенно для родителей, которые сначала находятся в растерянности, а потом в отчаянии. Интересно, чем можно будет пополнить профессиональный портфель от Анны…

    Войдите, чтобы ответить
  12. Marina говорит

    22.01.2019 в 10:45

    Все приёмы, описанные в статье, имеют одно ёмкое название — логопедическая ритмика, именно логопедическая ритмика включает в себя и развитие артикуляционного аппарата ребенка, и предлагает упражнения для развития координации движений, внимания, памяти, дыхания и т.д. Странно, что в статье не прозвучало это понятие — логоритмика….??и все упражнения и игры предлагаются с музыкально-словесным сопровождением.

    Войдите, чтобы ответить
  13. Ирина говорит

    22.01.2019 в 14:37

    В нашем городе тоже много таких детей.

    Войдите, чтобы ответить
  14. Ирина Александровна говорит

    22.01.2019 в 15:30

    Огромное спасибо за статью. В последнее время действительно очень много детей стало с задержкой психического развития. Крайне необходимо педагогу владеть орсеналом эффективных упражнений для работы с такими детьми.

    Войдите, чтобы ответить
  15. Валентина говорит

    22.01.2019 в 22:50

    Действительно, немало детей с задержкой речи. Думаю, что без медиков не обойтись. Педиатры первыми обнаруживают ЗРР. Часто мамочки в растерянности не знают, что делать, как развивать речь, а медики рекомендуют в основном только препараты. В дошкольных учреждениях недостаточно специалистов. Родители нуждаются в помощи. Статья полезна и для родителей и для специалистов. Спасибо.

    Войдите, чтобы ответить
  16. Людмила говорит

    23.01.2019 в 16:00

    Анна, спасибо за интересную статью. К сожалению, все больше становится детей, которые почти не говорят в 3 — 4 года. В своей работе использую разные приемы, но хочу остановиться на тех, которые не были упомянуты в статье. Возможно, они кому-нибудь пригодятся.

    1. На каждом занятии обязательно учим стихотворение с использованием приемов эйдетики. Сначала ребенок может только показывать пальчиком картинку, соответствующую слову, которое произносит взрослый. Позже дети пытаются повторить слово, проговаривая начало или окончание слова — кому что легче. Следующий этап — ребенок рассказывает стихотворение, проговаривая слова полностью.

    2. Учу детей читать. Дети начинают читать и одновременно появляется речь. Процесс довольно длительный, но эффективный.

    Войдите, чтобы ответить
  17. Людмила говорит

    24.01.2019 в 15:13

    Огромное спасибо за материал! Очень актуально.

    Войдите, чтобы ответить
  18. Оксана говорит

    24.01.2019 в 23:40

    Отличная статья! Спасибо, Анна! У нас на развивашках практически всё используется, что вы описали. И чем раньше дети начинают заниматься, тем раньше в речь выходят. Такая статистика у нас. Детки группы с 8 месяцев уже к 1.5 болтают, а в 2 года стихи учат.

    Группы с 2-х лет (при ЗРР) намного дольше выплывают в речь, тут и родительское участие должно быть активное и специфическое, направленное на помощь своему ребёночку.

    Очень расстраивают родители, которые запрещают малышам (0-3) кривляться, язык показывать, двигать им, петь гласные, шипеть и прочее — называя это не развитием, а посмешищем.

    Войдите, чтобы ответить
  19. Светлана говорит

    25.01.2019 в 23:02

    Да, я согласна, это сейчас такая проблема. А ведь все начиналось с малого: со шнурков, пуговиц, которые постепенно ушли, вроде бы как облегчая ребенку жизнь…

    Войдите, чтобы ответить
  20. Наталья говорит

    26.01.2019 в 02:09

    Скорее облегчая жизнь родителям.

    А теперь ребёнок завязывает шнурки и застёгивает пуговицы на бизибордах.

    Войдите, чтобы ответить
  21. Лилия говорит

    09.06.2019 в 23:10

    Доброго времени суток. С удовольствием прочитала статью и все комментарии. Да проблем не мало. В своей работе использую множество того, о чём пишет Анна, поем,играем дышим. Использую методику Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой(по принципам Карла Орфа), сама сочиняю пальчиковые игры, использую элементы релаксации и массажа,а также „МНУШИ“, считаю что одним из важнейших элементом становления речи являются игры с другими детьми,ведь раньше и семьи были многодетные,и во дворе носились от мала до велИка, было много ручного труда, глядя на старших сверстников и взрослых привыкали работать. Сейчас взрослые часто сами развивают излишнюю инфантильность своих детей. Отсутствие эталонов речи тоже имеет значение.

    Войдите, чтобы ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Primary Sidebar

Корзина

Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным - скачать книгу бесплатно

Скачать книгу бесплатно

CogniScript-favicon

Система CogniScript на основе искусственного интеллекта разработает контент-план и напишет посты для страничек вашего центра в соцсетях. Публикации выходят регулярно, а вы тратите на них не более 2 минут в день!

ПОПРОБОВАТЬ

CogniScript — ваш SMM-помощник

CogniScript на основе искусственного интеллекта

Нейросеть разработает контент-план и напишет посты для страничек вашего центра в соцсетях. Публикации выходят регулярно, а вы тратите на них не более 2 минут в день!

Попробовать

Подписка на блог

Не пропустите новые статьи!

Подписаться на блог

  • Каллиграфия - обучение красивому почерку

    Курс-марафон «Красивый почерк за 20 уроков»

    4.88 из 5

    Видеоуроки и прописи для постановки и исправления почерка. С помощью этого курса вы сможете запустить направление «Каллиграфия» в детском центре или откорректировать почерк ребёнка в домашних условиях.

    Подробнее →

Footer

Email-рассылка Зарины Ивантер

Новые статьи, мнения экспертов, а также скидки на методические материалы и тренинги.

Получить доступ бесплатно

© 2011-2025 Зарина Ивантер ⋆ Контакты ⋆ Политика конфиденциальности ⋆ Способы оплаты ⋆ Условия возврата