Неделю назад мне вновь представилась возможность понаблюдать за работой европейских коллег. Или почти коллег. Я имею в виду детскую горнолыжную школу в Италии, про которую я уже неоднократно писала.
Справедливости ради хочу сказать, что энтузиазма в отношении этого заведения у меня поубавилось. Однако многие моменты её работы я считаю достойными подражания.
Стандартный курс длится пять дней – с понедельника по пятницу. Однако даже из этого крошечного промежутка времени итальянцы умудряются сделать полноценный курс – по навыкам детей, по насыщенности программы, по антуражу, и по деньгам.
Расписание дня такое: в 8.45 родители привозят ребенка в школу, надевают на него лыжные ботинки, и дети смотрят мультфильмы. В начале десятого они идут тренироваться на горку. Занятие длится три часа с перерывом на чай с печеньем. Затем обед в школе, игры в помещении. Дневной сон не предусмотрен, однако в игровой комнате стоит палатка с надувным матрасом. Некоторые маленькие дети там умудряются днем заснуть. После трех – прогулка в рощице за школой. В 17.30 школа закрывается, до этого времени ребенка нужно забрать.
Первый день – пробный. Правда, не бесплатный. В этот день у детей тренировка на учебной горке около школы. Как правило, все дети старше трех с половиной лет быстро осваивают езду плугом, а значит, теперь они не рискую скатиться с горки кубарем. Вечером этого дня родителям сообщают, что завтра дети уже будут кататься на горе, и им понадобятся пропуски на подъемники (ски-пассы). Плюс им в карман просят положить по 5 евро, чтобы они могли купить себе какой-нибудь перекус.
Конечно же, родители, раздуваясь от гордости, бегут за ски-пассом, кладут его в один карман ребенку, а деньги в другой. Еще бы, карапуз уже едет сам кататься со взрослой горы! Такой прогресс и так скоро!
Надо сказать, что на наверху дети катаются почти на такой же плоской горке, как и у школы. Но это ведь уже происходит на горе! Кто сказал, что самооценка и удовлетворение менее важны, чем реальные навыки?
В среду, заходя в школу, сразу слышишь энергичную музыку. Это на видном месте у двери поставили ноутбук, на котором идет слайд-шоу с фотографиями детей. Оказывается, вчера и позавчера воспитатели фотографировали детей во время тренировки и прогулки, сделали из этой съемки презентацию с музыкой (гимном школы), а сегодня ее уже можно приобрести на диске за 8 евро. Плюс детей снимал профессиональный фотограф. Естественно, эти фотографии тоже можно купить.
В четверг вечером для детей проводится «ночь с факелами». После захода солнца по обеим сторонам учебной горки ставят факелы с настоящим огнем, а детям раздают игрушечные факелы, светящиеся в темноте, с которыми они и съезжают. Очень красиво.
В пятницу после обычной трехчасовой тренировки и обеда проводится соревнование, в который входит «слалом» и съезд с маленького трамплина. Все обставлено очень торжественно. Ставят ворота с надписями «Старт» и «Финиш». Детей объявляют по именам, им хлопают, родители замирают от счастья.
После этого детей награждают медалями – естественно, всех «золотыми», вручают дипломы, в которых отмечено, какими навыками овладел ребенок. После этого торжественное фотографирование.
Что я взяла себе на заметку в первую очередь? Это ориентированность на результат, законченность.
Во многих детских клубах учебный курс превращается в какой-то вялотекущий процесс без начала и конца: поучились немного, повторили, пропустили, опять поучились.
Я считаю, что для своей же собственной пользы детские центры должны регулярно представлять отчет по своей работе – отчетный концерт, открытый урок, коллективную работу. Замечательно, если при этом дети получают поощрение – небольшой подарок, медаль.
Такими шагами мы говорим: «Всё, этот этап мы закончили. Этому научились, впереди – следующая ступень». Повышается мотивация детей, родителей и, кстати, педагогов – они не смогут позволить себе послаблений, зная о надвигающемся открытом уроке.
Во-вторых, это разнообразие программы. Каждый день происходит что-то новое, что боишься пропустить, — выезд на гору, факельная ночь, соревнование. Я бы сказала, что (и это в-третьих) школа делает больше, чем обещает. Когда ребенка отдаешь на обучение, анонсируется лишь количество часов занятий. Когда ты получаешь такую разнообразную программу, возникает ощущение, что ты получил больше, чем заплатил.
В-четвертых, я отметила, как четко на поток поставлены дополнительные услуги – аренда оборудования, фотосъемка, в школе можно купить сменную обувь.
Поучиться есть чему.
Надежда говорит
Добрый вечер! Мои дети (3,5 года и 5,5 лет) тоже занимались в такой же горнолыжной школе только в Андорре. Теже пять дней, тоже расписание, те же соревнования по слалому в конце, и конечно большая увесистая золотая медаль с Микки Маусом на лыжах, ну и Диплом с местом для фото, которое можно приобрести у фотографов, которые в течении всех 5-три дней фоткали детей. Радость у деток огромная и все пять дней есть стимул заниматься. Будем учиться у них создавать мотивацию у дете и родителей.
Григорьева Елена говорит
Всецело поддерживаю мысль Зарины о необходимости ставить некие реперные точки в процессе занятий, четко представлять себе и доносить до родителей — откуда и куда движемся, к каким результатам. Каким образом это делать — вот тут уже дело каждого центра, возможности для воображения — открытый урок — прекрасно!
Светлана говорит
интересная информация!
Светлана говорит
Зарина, Вы молодец! Не имея педагогического образования, сами не зная того, Вы умеете подметить инновационные управленческие и педагогические технологии и использовать их в своей деятельности. Спасибо Вам!
Наталья говорит
Эдорово! Это очень поучительная информация! За рубежом умеют зарабатывать деньги красиво! Спасибо!