Как помочь детям, для которых писать правильно — это всё равно что тащить тяжёлый грузовик?
Однажды, очень давно, пришлось и мне заниматься с такой девочкой. Звали девочку Катя. Училась она в 3-м классе.
Не по годам была хозяйственной и сметливой. Уверенной и рассудительной. Но как только дело доходило до любой школьной тетрадки, бесследно исчезала и сообразительность, и лёгкость, и смелость. Ну и улыбчивость, конечно. Потому что ступор на уроках русского подтягивал в компанию ступор на математике. И так далее…
Школа стала пыткой не только для Кати, но и для мамы.
Увидев в тетрадях ошибки почти в каждом слове, я, признаться, несколько растерялась. Молодой специалист в моём лице тогда ещё не сталкивался ни разу с подобной проблемой, столь щедро выраженной. Можно сказать, попалась для филолога задачка олимпиадной сложности.
Интуитивно начала искать и пробовать, что помогает. И очень скоро вышла на путь, который в конечном счёте и спас нас всех — Катю, маму, да и меня.
Потому что «вытащить ребёнка из безграмотности», если уж взялся, — это дело чести.
Путь этот заключался в следующем: ПРОГОВАРИВАЙ то, что слышишь, что пишешь, что думаешь, что знаешь.
Как только мы присоединили проговаривание, Катин мозг как будто обрёл начальника, который не давал мозгу ни отдыхать, ни отвлекаться, ни бездельничать.
Речевой аппарат, чётко произнося действия, подсказывал мозгу и руке обоснование, выбор, доказательство.
Всё, что мы делали с Катей, опытным путём выстроилось в чёткий перечень действий.
Я сформулировала 5 основных последовательных шагов:
- Слушаю.
- Произношу так, «как пишется».
- Синхронно пишу и проговариваю.
- Проверяю глазами.
- Проверяю логикой, доказываю.
И ни шага в сторону! Я поняла, что дисциплина в этом вопросе — ещё один сильный помощник.
«Действуй точно по алгоритму! Иди по одной и той же проверенной дороге!» — вот что жёстко требовалось от Кати.
Было введено ещё одно золотое правило: «Каждый день!»
Ценой любых жертв (поменьше погулять, пораньше встать, побыстрее поесть) Катя вместе с мамой должны были ежедневно посвящать 15 минут письму с проговариванием. По выработанной мною схеме.
Пропускать ни одного дня нельзя! Ведь никому не придёт в голову вместо одной таблетки ежедневно, рекомендованной врачом, выпить все семь сразу, в выходной день. Такой же подход и здесь. Строго по рецепту!
Маму пришлось обучить, не один раз с ней встретиться. Сначала она увидела этот процесс в моём исполнении, а потом я проверила, верно ли она всё делает. Потому что отпускать на самотёк этот вид домашней работы нельзя. Представьте, что ребёнку назначили массаж, и маме сказали: «Ну, сделайте, как уж сумеете!» Надо объяснить, показать и проверить, если хотите добиться результата.
Итак, вернёмся к Кате. Что мы получили?
- Катя полюбила ходить на занятия русским языком.
- Катя полюбила русский язык.
- Количество ошибок стало уменьшаться. Из оценки «1» мы за полгода перешли в оценку «3» в тетрадях и «4» за устные ответы. Потому что каждый день в процессе письма с проговариванием Катя определяла морфемы как минимум в 10 словах, повторяла части речи и большое количество орфографических правил, применяя их на практике.
- Катя привыкла проговаривать и стала это делать потихоньку на всех предметах.
- В конце учебного года мама Кати неожиданно начала благодарить меня за то, что я «подтянула» ребенка по математике и английскому. Хотя, как вы понимаете, этим я не занималась.
Выводы я осознала и сформулировала через много лет, когда уже познакомилась с идеями детской нейропсихологии и когда я многократно прошла с разными детьми из пункта А в пункт В. Пункт В всегда был намного симпатичнее. Особенно тетрадки и оценки.
Главный вывод: чтобы при письме мозг Кати давал правильный сигнал в руку, я интуитивно подключила её уши, глаза, речевой аппарат, координацию, логику.
Раньше Катя в классе слушала и не слышала. Она писала и не видела, что пишет, не анализировала, что написано, потому что просто не умела, её никто к этому не приучил. Она автоматически выполняла на уроках действия без привычки задумываться над этими действиями. У неё была стойкая привычка получать плохие оценки и не верить в успех.
А после введения жёсткого алгоритма с обязательными элементами у Кати выработался стойкий (как рефлекс), необсуждаемый (как назначение врача) рисунок поведения во время письма. А постепенно – и рисунок поведения во время любой интеллектуальной деятельности.
У Кати появился КОНТРОЛЁР действий. И этим КОНТРОЛЁРОМ стала она сама.
Конечно, Катя этого не осознавала. Но, как девочка ответственная, она честно выполняла всё, что говорит репетитор. И мама честно работала дома с Катей, поверив, что это поможет.
Так что довериться – важная вещь.
Подводя итоги всей этой истории, я могу сказать, что мне как специалисту повезло столкнуться с таким сложным случаем в начале профессионального пути.
В результате родился методический приём. В его основе лежит принцип «включённости» многих систем организма в процесс учебной деятельности.
Антонида Шевлякова говорит
Спасибо за историю.Согласна полностью с автором.Многие родители спрашивают, почему при чтении ребенок читает,например, корова ,а карова(т.е.как слышим). Каждый раз говорю , что у него «откладывается в голове», как правильно писать и зрительно будет запоминать. При письме еще помимо проговаривания, подчеркиваем в словах «опасные звуки» зеленым карандашом. И дети так быстрее запоминают.Если написали знакомое слово, сразу сами говорят ,что в нем надо подчеркнуть звук.
Анжелика говорит
А это правильно разве читать так, как говорить? Так ведь нет осознания прочитанного, ну или не до конца осознаёт , что читает
Вадим говорит
Это очень грамотная и полезная статья для всех, кто работает с детьми. Спасибо за публикацию. Именно такой подход, именно такие идеи являются подлинными педагогическими открытиями. Именно об этих открытиях надо говорить с учителями на педагогических советах. Очень ценная статья. Ещё раз спасибо)
Татьяна говорит
Спасибо, меня этому тоже научила моя учительница, и это стало привычкой.. до сих пор проговариваю все, что пишу… но сейчас, когда профессионально стала заниматься нейропсихологией, причину «неуспехов» девочки вижу в несформированности определённых структур мозга….
Наталья говорит
Спасибо за статью. Да, это очень действенная методика. Так мы обучаем русскому письму в национальной школе, где русский -не родной язык. Надеюсь, что еще будут статьи автора о своих особых, замечательных фишках по нейропсихологии. Спасибо что вы щедро делитесь подобными статьями со всеми!
Александра говорит
Не случайно в курсе подготовки к школе одной авторской методикой есть такой прием(на котором построен весь курс),-рисовать и проговаривать вслух,не отрывая руку,- каждый день,-все новые и новые элементы,в стишках(одновременно рисуя и говоря),-детям очень нравится,успех в школе гарантирован).
Яна Петренко говорит
Чья это методика?
Татьяна Вяхирева говорит
Чья это методика? Где её можно приобрести?
Марина говорит
Причиной ступора мог стать стресс. Возможно страх заблокировал восприятие у ребенка. У старшего сына было нечто подобное, правда не в такой выраженной степени. Из-за страха перед учительницей — главное было сделать вид что ты что делаешь. Сформировалась привычка делать все автоматически, по сути симулировать деятельность. Очень важно кто будет первый учитель у ребенка и какие он заложит основы.
Зинаида Ларина говорит
Спасибо всем, дорогие коллеги, за примеры из личного опыта. Информация актуальна и очень полезна. Спасибо Зарине за её работу с аудиторией педагогов и специалистов.
Мария говорит
При определенных проблемах работы мозга (дисграфия и дислексия) такого рода методы действительно помогают. Этому и учат на дефектологических отделениях педВУЗов.
Но есть проблемы, которые выглядят так же, а решаются совершенно иначе.
Лучше всего определит, в чём именно причина «неправильной» работы мозга и как её преодолеть или обойти, специалист под названием НЕЙРОПСИХОЛОГ (специалист по коррекции школьной неуспешности). Их выпускает МГУ и некоторые другие ВУЗы.
Я бы посоветовала молодым специалистам почаще интересоваться смежными областями, чтобы не приходилось «изобретать велосипед»! )))
Валентина говорит
Софья Николаевна Лысенкова. Её «Методика опережающего обучения» прекрасно описана в книге «Когда легко учиться». Дерзайте, читайте, применяйте. Ведь всё новое — это давно забытое старое. У С.Н. Лысенковой такое проговаривание называется «комментированное письмо». И там вас ждёт ещё много полезного. С уважением В. А.
Татьяна Вяхирева говорит
СПАСИБО
Виктория говорит
Да, полезная статья. Учить такому подходу и детей, и родителей приходится… Чтобы дома эффективность была от выполнения домашней работы. Тогда уж надо ещё дальше идти)) И почитать П.С. Тоцкого.
Ирина говорит
А если у ребенка нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие? Тут хоть запроговаривайся. Ему говорят «цапля», а он пишет «сапля». И так многие звуки. Тут другая методика. Эта не подойдет.
Светлана говорит
Статья очень интересная. Я считаю, что в обучении, чем раньше, тем лучше, нужны упражнения по предупреждению дисграфии. Уверена, что проговоренное Это важно. Упражнения простые, ненапрягающие малыша, как в «Азбуке письма» О.В. Чистяковой