Педагоги по раннему развитию, особенно начинающие, часто задают вопросы о структуре занятий малышами. В этой статье я решила ответить на самые «горячие» из них.
1. Какие виды развивающей деятельности можно использовать для занятий по комплексному развитию с детьми раннего возраста?
- Приветствие;
- Хороводы — налаживание коммуникативных связей, движение по кругу по часовой стрелке;
- Двигательные разминки: Киенко, Котышева, Хисматуллина, Сауко;
- Артикуляционные разминки;
- Пальчиковая гимнастика;
- Развитие графомоторных навыков: графомоторные дорожки, раздаточные с простейшими заданиями «Каляки-маляки» Г. Сташевской;
- Логическое мышление: рамки Никитина, Монтессори, Дьенеша;
- Мелкая моторика: абаки, бусы, шнуровки, прищепки, грибочки, фасоль, кубики, пирамидки, сортеры;
- Тестопластика, пластилинография или сенсорные игры (сенсорные тазики или коробки);
- Игра на музыкальных инструментах: металлофоны, ложки, клавесы, маракасы, бубенцы, бубны, колокольчики;
- Игровой массаж: массажные ёжики и цилиндры, перышки;
- Цветовосприятие: коврики с цветами основных цветов, вырубки из фетра — цветы, варежки, кубики, кирпичики, бусы, абаки, шарики от бассейна;
- Счет: карточки с цифрами + счетный материал (грибочки, мишки, кубики, бусины, помпоны, камушки марблс);
- Крупная моторика: мячи, фитболы, бег, высокий шаг, шаг на носочках, прыжки, приседания, махи руками и ногами;
- Работа с различными сыпучими материалами (манка, фасоль, горох, рис) — сортировка, вдавливание в тесто и пластилин, счет, пересыпание, наполнение, рисование пальчиком;
- Подвижные игры;
- Творчество (пальчиковые краски, гуашь, спонжики, жесткие кисти, ватные палочки, пластилин, соленое тесто, аппликация, паспарту, отпечатки);
- Фитнес: ортопедические коврики, туннель, массажные кочки, тазики с фасолью, сенсорные панели;
- Релакс: мыльные пузыри, качаем в пледе;
- Прощание.
2. Какие музыкальные программы и упражнения можно использовать на занятиях?
- Татьяна Сауко «Топ, хлоп, малыши»;
- Ляйля Хисматуллина «Пой, играй, танцуй, малыш»;
- Елена Котышева «Мы друг другу рады», «Песенки игры»;
- Татьяна Марчук «Марусины песенки»;
- Ольга Киенко «Танцуют малыши. Методика игрового танца»;
- Марина Мельник «Хоровод круглый год».
- Анастасия Логачевская «Песенки для детей»
3. В какой части занятия по комплексному развитию целесообразно использовать «музыкальные паузы»?
«Музыкальные паузы» могут вариативно использоваться в следующих этапах развивающих занятий:
- В начале и конце занятия — это музыкальные приветствия и прощания, а также хороводы.
- Между интеллектуальными и творческими блоками — различные музыкально-ритмические упражнения как связки для переключения внимания и снятия психоэмоционального напряжения.
- Для тематических занятий — пение простейших песенок (например, на занятиях про животных и птиц — песенки-звукоподражания);
- Для релакса — слушание фоновой музыки или укачивание;
- Для подготовки к графомоторным упражнениям — использование музыкальных пальчиковых игр;
- При выполнении упражнений на развитие крупной моторики (детский фитнес) — звучание детских песен как фон и ритмическая основа;
- Для удержания внимания детей во второй части занятия, когда они уже устали и рассредоточены — игра на муз. инструментах, т.к. этот вид музыкальной деятельности нравится практически всем детям и всегда идет на «Ура».
4. Какой примерный план можно использовать для составления конспектов?
- Приветствие в кругу или хоровод;
- Музыкально-ритмическая разминка;
- Артикуляционная разминка;
- Пальчиковая гимнастика;
- Графомоторика;
- Интеллектуальный блок (Дьенеш, Куизенер, Монтессори, Никитин), игры на развитие памяти, внимания и воображения;
- Музыкально-ритмическая разминка;
- Сенсорные игры;
- Игра на музыкальных инструментах или музыкально-ритмическая разминка;
- Творчество;
- Фитнес или релакс;
- Прощание.
5. Какие наглядно-дидактические пособия подходят для работы с детьми раннего возраста?
- Блоки Дьенеша + альбомы к ним (производство «Корвет» или мои авторские листы);
- Палочки Куизенера + альбомы к ним (производство «Корвет»);
- Рамки Никитина (пособие «Сложи квадрат» 1, 2, 3, 4 уровни);
- Математические планшеты;
- Шаблоны для шнуровок и прищепок;
- Коврики с полями основных цветов;
- Раздаточные листы для: шариков пластилина, рисования пальчиками, тестопластики, камушков марблс, графомоторики, фрутокрышек, помпонов.
А какие ваши любимые пособия для занятий с малышами? Пожалуйста, расскажите в комментариях.
Наталия говорит
Спасибо за то, что делитесь своими наработками! Успехов и процветания!
Ирина Рессина говорит
Спасибо большое за ваши замечательные разработки. Они очень помогают в ведении занятия с малышами. В них так много новых идей, которые помогают сделать урок красочным и интересным. Спасибо.
Елена говорит
Добрый день, спасибо за информацию, я использую авторские развивающие пособия, изготавливаю сама из фанеры-с крышечками, резинка и, канцелярскими кнопочками(от 3-х лет), пипетки, пинцет, прищепки. Использую мозаику с самодельными заламинированными шаблонами.
Анна говорит
Огромное Вам спасибо! Вы просто супер!!!
Валентина говорит
БлагоДарю! В Ваших разработках все так грамотно!
Лариса говорит
Спасибо вам огромное, читая ваш материал, я понимаю, что все делаю правильно! Работаю с малышами уже 8 лет)
Анна говорит
Спасибо большое за ваши разработки! Все очень грамотно. Я часто пользуюсь вашими приемами на занятиях, так как опыт в ведении занятий пока небольшой. Часто изготавливаю пособия сама. Пользуюсь на занятиях сыпучими материалами. Особенно, детям нравится занятие с манкой.