Друзья, вы, конечно, знаете, что несете ответственность за здоровье и жизнь ребенка на территории вашего центра (сада, студии, школы и т.д.).
А вот несколько вопросов к размышлению и обсуждению:
- Несете ли вы ответственность, если ваш клиент или его ребенок получит травму за пределами вашего помещения? Например, на лестнице? На крыльце?
- А если они еще не являются вашими клиентами?
- А если родитель присутствует в помещении, ребенок бегает, балуется, падает — может ли клиент вас обвинить?
Я не один раз встречала в договорах с клиентами и в правилах поведения, которые разрабатывают руководители, фразу «… не несет ответственности».
Давайте разберемся в этом вопросе
Так как мы оказываем услуги, то одним из законов, который мы должны соблюдать, является Закон о защите прав потребителей (ЗОЗПП)/
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗОЗПП, к потребителю относится, в том числе, и гражданин, еще не совершивший действие по приобретению товара (услуги), но имевший намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий товары (работы, услуги).
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Что все это означает в переводе на обычный язык?
Предприниматель или организация несут ответственность не только за качество и безопасность самой услуги (так как мы оказываем услуги, то говорим о них), но и окружающей среды, где эта услуга оказывается. То есть пространство должно быть безопасным.
Гвоздь, торчащий из стены, за который можно зацепиться курткой, отколовшийся кусочек плитки на полу, на котором можно поскользнуться, мокрый пол, наледь на крыльце — это все ваша ответственность. Даже если пострадавший не ваш клиент, а просто зашел в центр для ознакомления.
Достаточно сложным может быть вопрос: за какую часть территории предприниматель несет ответственность?
Здесь все зависит от конкретных обстоятельств: прежде всего, что написано в договоре аренды — конкретно помещение или, например, часть коридора. Это, если вход общий.
Если же у вас отдельный вход, то за содержание его в безопасном состоянии отвечаете вы.
Решения судов демонстрируют различные подходы в данном вопросе. Но чаще всего они встают на сторону потерпевшего.
Поэтому еще раз рекомендую внимательно отнестись к созданию безопасного пространства не только в своем помещении, но и за его пределами.
PS Безопасное пространство не получится создать одному — должен работать весь коллектив. Чтобы мотивировать на это персонал, вводите этот критерий в показания эффективности.
Мотивируем персонал. Как правильно разработать и внедрить KPI →