В последнее время многих руководителей детских центров и садов атаковали организации, предлагающие провести СОУТ. И пугающие большими штрафами, если этого не сделать.
Руководители клубов и садиков не очень понимают, что это такое и для чего оно нужно. А главное — сколько все это стоит.
Давайте разберемся.
СОУТ – это специальная оценка условий труда.
Если у вас есть работники, то её надо проводить. Исключение делается только для «надомников», дистанционных работников и тех, кто работает на физических лиц. Например, для гувернанткок, нянь, садовников и т.д. Хотя мне это кажется нелогичным.
Для чего проводится СОУТ?
Её цель — выявить, есть ли на рабочем месте сотрудника какие-то вредные или опасные факторы, которые могут угрожать его здоровью. По результатам оценки устанавливаются классы условий труда. Это влияет на те отчисления, которые работодатель платит в ФСС.
СОУТ проводится уже с 2014 года, а до этого была система аттестации рабочих мест. Одно время спорили, нужно ли оценивать места людей всех специальностей, или только некоторых. В конце концов пришли к выводу, что всех, даже офисных работников.
Делаем для себя вывод, что в наших детских центрах и садах проведение СОУТ обязательно!
Как проходит СОУТ?
Сначала руководитель должен выбрать экспертную организацию, которая будет её проводить. Требования к такой организации прописаны в ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Если вы нашли подходящую организацию, проверьте, присутствует ли она в специальном реестре Министерства труда и социальной защиты: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations.
Далее нужно создать комиссию по проведению СОУТ. В неё должен войти руководитель организации или индивидуальный предприниматель, если у вас ИП. Также кто-то из сотрудников и ответственный за охрану труда в вашей организации. Количество должно быть нечетным. Эта комиссия утверждает количество и перечень рабочих мест, которые нужно оценить.
Если у вас много сотрудников, не пугайтесь, т.к. в большинстве случаев количество рабочих мест не равно количеству сотрудников. Скорее всего, у вас будут так называемые «аналогичные рабочие места».
Что такое «аналогичные рабочие места»?
Это места, которые расположены в тех же или однотипных помещениях, с той же системой вентиляции, отопления, освещения. Сотрудники выполняют одинаковые трудовые функции. Короче, если в одном кабинете ведут занятия три педагога или два воспитателя работают в одной группе, то это будет одно рабочее место.
Поэтому не стоит торопиться с заключением договора с первой найденной экспертной организацией. Посчитайте сами, сколько у вас рабочих мест, потом пригласите несколько экспертов, пусть они подсчитают. И только потом сравните и выберите наиболее подходящую.
Также проведите самостоятельно мониторинг и хронометраж деятельности сотрудников, чтобы заметить возможные вредные факторы.
Какие вредные факторы могут быть определены при работе педагога, воспитателя, администратора, повара?
Например, тяжесть труда, напряженность, освещенность и т.д.
«Тяжесть труда» — чаще всего смотрят на рабочую позу, возможность её сменить, длительность пребывания на ногах, переносы тяжестей.
По напряженности основными параметрами могут быть «нагрузка на голосовой аппарат», плотность сигналов — речевых, визуальных аудиальных.
По всем параметрам есть разработанные нормы, с которыми и будут сравниваться реальные факты.
Что полезного может дать проведенная оценка? Экспертная организация напишет рекомендации, как уменьшить вредные факторы, если они обнаружены. Эти рекомендации обязательны к исполнению.
К 1 января 2019 года СОУТ должна быть проведена во всех организациях.
Не думаю, что трудовая инспекция будет специально ходить и проверять наличие или отсутствие СОУТ, но в случае жалобы работника, проведения плановой проверки или несчастного случая декларацию СОУТ обязательно затребуют.
Соответственно предусмотрены и санкции. Это может быть предупреждение или штраф:
- Для должностного лица — от 5 до 10 тысяч рублей
- Для ИП — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей
- Для юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.
А вы собираетесь проводить СОУТ? Или уже сделали это? Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Александра говорит
Добрый день! Мы проводим СОУТ в данный момент. Организацию выбрали из другой области, это в разы дешевле!
Марина Петрова говорит
Что значит «из другой области»?
Наталья говорит
А если нет работников? Нужно СОУТ?
Марина Петрова говорит
Нет, у Вас ведь нет рабочих мест.
Наталья говорит
Спасибо, Марина.
Арина говорит
Нужно делать на одно рабочее место, т.е на вас. Если конечно у вас зарегистрованная фирма (ИП, ооо)
Елена говорит
Узнала про СОУТ в ноябре, когда заключила первые трудовые договоры. И выяснилось, что в нашем городе (более 400 тысяч человек) только одна фирма имеет аккредитацию на проведение СОУТ. Ближайшее свободное время у них было — февраль) Так что договор лежит, а самой оценки еще ждать и ждать.
Анна говорит
Спасибо, актуально, мы уже в этом году не успеваем, на начало следующего запланировала соут. Марина, подскажите, пожалуйста, у всех сотрудников в одном кабинете должно быть одинаковое название должности?
Марина Петрова говорит
Это зависит от их функционала. Например, воспитатель и нянечка работают в одном помещении, но должности разные.
Инга говорит
Марина, а если нет работников по трудовому договору?
Марина Петрова говорит
Тогда не нужно :)
Наталья говорит
Мы уже проводили СОУТ. У нас срок заканчивается в марте 2019г. После праздников планируем начать оформлять новый СОУТ.
Наталья говорит
Спасибо за полезную информацию, я только начала изучать материалы для открытия клуба.
Юлия Т говорит
Здравствуйте. У меня нет работников, я ИП. Нужно ли проводить проверку? Отчисления за себя я делаю, по логике вроде нужно проводить. Если планируется постепенный набор сотрудников, на каждого вызывать СОУТ или подождать, пока соберется весь штат? Как часто нужно проводить проверку?
Марина Петрова говорит
Вы не являетесь у себя самой работником. Для себя не проводите. Я бы рекомендовала подождать, пока основной штат сформируется. Т.к. отдельно для каждого нового рабочего места проводить- очень хлопотно.
Проводят 1 раз в 5 лет, если нет форс- мажоров.
Юлия Т говорит
Марина, большое спасибо за ответ!
Светлана говорит
Спасибо, за полезную информацию!!!
Елизавета говорит
Одно пояснение про «аналогичные места»: если у вас 1 воспитатель — 1 рабочее место, если больше, то счет вам выставят за 20% аналогичных мест, но не менее 2.
Т.е.: если 2 воспитателя — деньги возьмут за двоих. Но если 3 воспитателя — можно оценить только 2. Если 10 воспитателей — тоже 2 рабочих места (остальные можно признать аналогичными), а если 11 — то уже надо оценить 3 рабочих места.
Только не ждите, что экспертная организация признает аналогичными рабочие места «добровольно». Непременно сообщите ей, о том, что Вы «в курсе».
Они с удовольствиям сделают СОУТ для каждого стула в офисе, чтобы выставить счет побольше.
И не «плодите» разные должности в штатном расписании. Одна буква в должности отличается — и это уже другое рабочее место.
Ольга говорит
Добрый день. А обязательно ли иметь штатное расписание, если у меня ИП (микропредприятие)? Нашла в интернете, что «данные работодатели вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие» (Федеральный закон от 03.07.2016 N 348-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 N 858).
Елизавета говорит
Можно и не иметь штатное расписание. Только… чем оно мешает?
Локальные нормативные акты (ЛНА) — это инструменты работодателя. Надо же как-то устанавливать «правовое поле» с работниками.
Если у Вас в ИП наемные сотрудники, лучше иметь ЛНА, чем их не иметь.
Тема-то про СОУТ: к чему тогда привязываться, предоставляя в экспертную организацию список оцениваемых рабочих мест?
Кстати, об этом ФЗ… Вы имеете возможность отказаться от ЛНА, но не забудьте тогда все(!) условия указать в каждом (!) трудовом договоре. А если решите что-то поменять (график работы, например) — составляйте каждому работнику доп. соглашение.
С ЛНА как-то проще: ознакомились, подписались. В общем, тема трудовых отношений и делопроизводства — отдельная большая тема.
Разумеется, все эти размышления интересны только тем, кто старается работать «в белую», хотя бы делает вид, что старается…
Ольга говорит
Да, спрашиваю про штатное расписание именно для подачи документов для СОУТ. Должны мы его иметь или нет. Спасибо за уточнение.
Ольга говорит
Вопрос про штатное расписание возник еще и потому, что я — ИП, но многие функции у себя в детском центре выполняю сама. Например, веду бухгалтерию, документацию, все закупаю и т. д. Соответственно, у меня в штатном расписании нет должностей директора, бухгалтера, завхоза. Вносить их туда сейчас, значит увеличить стоимость СОУТ. Но, вроде бы, они в штатном расписании должны быть… Вот как быть? ))
Елизавета говорит
В штатном расписании может быть что угодно. В Вашем штатном расписании может быть просто 4 аниматора. Вы не обязаны всем сообщать, что это на самом деле: логопед, преподавать музыки, преподаватель ИЗО и администратор. Чем Вы занимаетесь и какие у Вас условия труда в клубе, если с Вами не оформлен трудовой договор, вообще не важно.
Елизавета говорит
Еще тут, конечно, важно согласие работников на ту должность, которую Вы «унифицируете».
Если работнику принципиально иметь запись в трудовой книжке и трудовом договоре с должностью «логопед», то и в штатке, и СОУТ должна быть на логопеда.
Уточню еще раз: в штатном расписании не обязательно иметь директора, бухгалтера и др., если Вы не планируете иметь работников на этих должностях и оформлять им трудовые договора.
Анастасия говорит
Спасибо за полезную информацию! Как-то вставал вопрос у нас о проведении СОУТ, да так и не дошло до дела. Подскажите, пожалуйста, если оформлена ассоциация, и я, учредитель, являюсь так же и педагогом, но не трудоустроена. Нужна оценка места или нет?
Марина Петрова говорит
Зависит от того, есть ли сотрудники и рабочие места. Вашу ситуацию я не поняла: Вы учредитель, понятно, а есть ли кто-то трудоустроенный официально? И есть ли офис, рабочее место?
Марина Петрова говорит
Коллеги, хочу поделиться с вами теми разъяснениями, которые сделал Минтруд 16 января. Очень ясно и конкретно написано:
Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей.
1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.
2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.
4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.
5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации — 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.
Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/ .
6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда – декабрь 2019 года.
7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.
И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.
Наталья говорит
Спасибо!