Друзья, хотела бы поговорить с вами о том, что нужно делать всем предпринимателям и руководителям организаций, работающим в социальной сфере (уход за детьми, образование, спорт и т.д.) в нынешней ситуации.
Слава Богу, нашу сферу санкции и ограничения не затронули напрямую, поэтому последствия оттягиваются во времени. И это время нужно не терять, а использовать для перестройки своего бизнеса.
Какие угрозы могут быть? В первую очередь — это снижающаяся платежеспособность клиентов, их неуверенность в своем будущем. Отсюда и желание сократить расходы. И они уже начинают анализировать, от чего нужно/можно отказаться.
Предыдущие кризисы показали, что лозунг «все лучшее — детям» — просто лозунг. Услуги частных садов, школ и центров быстро переходят в разряд «необязательных». Поэтому вам придется держать стоимость своих услуг на «докризисном» уровне как можно дольше.
Я планировала рассказать вам о бережливых технологиях позднее, но эта тема внезапно стала актуальной.
- В первую очередь проверьте свою «финансовую подушку безопасности». Я говорила о ней во время карантина и вынужденной остановки деятельности. В идеале, такой «подушки» должно хватать на 3-6 месяцев работы. Если она есть — прекрасно. Если не сделали — теперь уже поздно, переходим к пункту 2.
- Нужно посмотреть на весь свой бизнес в целом и отметить те процессы и затраты, которые напрямую зависят от роста цен. Например, питание является важным компонентом для детских садов, школ, семейных классов.
Здесь есть 2 варианта:
- Проанализировать, где вы покупаете продукты, как найти им замену, конечно, стараясь по возможности не жертвовать качеством. Придется потратить на это время. Но может оказаться (и такие факты уже есть), что покупки в больших сетях сейчас не оправданы, привычный поставщик становится невыгодным, логистика — неудачной и т.д.
- Пересмотреть ваше меню. Возможно, заменить некоторые дорогие блюда на более дешевые. Дорогие сорта мяса и рыбы — на более дешевые и т.д. Нравится это нам или нет — это данность.
- Тоже самое сделать с другими закупками — бумага, игрушки, расходные материалы, бытовая химия. Буквально пару дней назад ко мне обратился представитель небольшого производства товаров бытовой химии, производство у них местное, многие ингредиенты отечественные. Цены очень приятные, кое-что в несколько раз(!) ниже, чем разрекламированные средства, например, Ника.
- Можно объединяться для совместных закупок для получения скидок. Это, кстати, была одна из наших идей, когда мы создавали свою бизнес-ассоциацию. Да, кому-то придется взять на себя эту функцию, можно это делать по очереди.
- Задуматься о лицензии, так как это — возможность получать субсидии на образовательную деятельность (речь о дошкольном образовании, общем образовании), использовать сертификат для дополнительного образования. В конце концов мы «продавим» законопроект об использовании материнского капитала для ИП, тогда и эта возможность будет. Да, получение лицензии — процесс нелегкий. Да, есть свои нюансы. Да, отчетность и проверки. Но, во-первых, надзор за теми, кто работает без лицензии, ужесточается. Во-вторых, возможность получать какое-то бюджетное финансирование нужно использовать. Только внимательно читайте соглашения и договоры ДО того, как подписываете!
- Подать заявление на признание вас социальным предпринимателем. Это даст возможность получать субсидии и гранты для социальных предпринимателей. Сейчас сложно сказать, будут ли они в этом году, какие и сколько, но иметь статус «социального предпринимателя» вам не помешает. Подать заявление можно в региональных офисах «Мойбизнес», ЦИССах (если они есть в регионе) или в органах власти, которые в регионе отвечают за развитие МСП. Также для социальных предпринимателей действуют пониженные ставки по налогам (тоже не везде, надо смотреть свой регион).
- Обратите внимание на субсидии, которые можно получить в качестве МСП в городе и регионе – они разные!
- Если в вашем регионе/городе нет никаких мер поддержки для нашей сферы, то нужно об этом заявлять – писать обращения губернатору, мэру.
- Я бы порекомендовала тем, кто занимается обучением языкам, посмотреть в сторону обучения китайскому языку 😉 и испанскому (Мексика, Куба).
Это, конечно, еще не бережливые технологии, а только первый шаг к ним. Но его нужно сделать. Нам необходимо принять тот факт, что сложная ситуация продлится долго. Бизнес придётся оптимизировать, а для этого нужен взгляд не «изнутри процесса», а со стороны.
Пишите свои предложения в комментариях.
Михаил говорит
На вскидку:
— Как вариант, закрыть ИП, открыть вместо него ООО, на упрощенке.
Это сэкономит 40+ тыр. рублей в год на обязательных взносах.
— Бухгалтерия на упрощенке несложная, можно осилить самому, это ещё 60-120 тыр. рублей. в год экономии. (особенно, когда не до жиру).
— Перейти с платного софта на бесплатные аналоги или просто отказаться от лишнего.
— Поработать не только руководителем, но и администратором (когда нужно пережить трудные времена, это тоже вариант).
Анна говорит
А зарплата на ООО разве не платится хотя бы себе? И взносы с неё будут больше, чем взносы за Ип.
Бухгалтером можно и самой быть. Была несколькг лет сама, на Ип. Но если есть сотрудники, отчетов столько в году, что что-то сдаешь невовремя — штраф от тысячи и более — экономия сомнительная. А если ип без работников — тогда уж самозанятость лучше.
Елена говорит
Спасибо, очень своевременно.
Наташа Маде говорит
Здравствуйте! Прочла и статью и комментарий Михаила. Собираюсь открывать Центр в этом году. Всё новое, неизведанное. Согласна с тем, что написано в статье, хотя мой Центр не предполагает наличие питания. Однако пока в раздумьях, что оформлять ИП или ООО. Пока изучаю вопрос. Где бы узнать поточнее информацию?
Марина говорит
Наталья, Вы можете заказать консультацию по данным вопросам или запись вебинара.
Акмарал говорит
Здравствуйте, Зарина.
Спасибо за заботу, вы не только обучаете бизнесу, но и выживанию.
Ваши рекомендации можно распространить на Казахстан?
Марина говорит
Можно, конечно.
Марина говорит
Вообще-то, это моя статья, а не Зарины 🙃