Два года назад мой пятилетний сын пришел домой в страшном возбуждении. С порога стал рассказывать: «Сегодня в детском саду собирал робота из Лего с моторчиком!»
Первой мыслью было: «Боже! Как я устала от этого Лего». У нас дома три огромных ящика с разобранными наборами, а в ноги периодически врезаются разбросанные детали.
Но как мама, знающая о важности активного слушания, я попросила ребенка рассказать все подробно.
Оказалось, в садике проходил пробный урок по робототехнике, на котором сын сам собрал, подключил и запрограммировал своего робота. Я была озадачена. Нет, конечно, я знала, что роботы потихоньку проникают в нашу жизнь, но когда дети программируют их в пятилетнем возрасте — это уже из области фантастики.
Той же ночью я полезла в Гугл искать информацию. Оказалось, образовательная робототехника для детей действительно существует. Более того, ребята из России регулярно одерживают победы в европейских и мировых робототехнических соревнованиях.
Так я задумалась о том, чтобы самой открыть бизнес, связанный с программированием роботов.
С тех пор прошло 2 года. Сейчас я управляю двумя кружками по робототехнике.
Один из них работает по франшизе. Мы берем в субаренду у языковой школы один класс площадью 19 квадратных метров. В нем работает три педагога.
В этом помещении запущено 17 групп, обучается 89 детей от 5 до 13 лет. С понедельника по воскресенье работают 2-3 группы в день, в будни — начиная с 16.00, в выходные — с 10.30.
Второй кружок открылся в августе этого года под собственным брендом. Его я запустила в партнёрстве с педагогом, автором и разработчиком методических материалов. Помещение мы также взяли в субаренду, его площадь почти такая же, как у первого — 18 кв.м. В нем работают 2 педагога и обучаются 17 детей от 5 до 10 лет. Запущено 6 групп.
Для привлечения клиентов мы используем все возможные инструменты: контекстную рекламу, таргетинг ВК и Инстаграм, рекламу в тематических сообществах, раздачу листовок рядом со школой, участие в выставках, рекламу на территории партнеров — например, обмен флаерами с клубом единоборств по соседству.
Хочу поделиться своими удачными решениями, провалами и просто наблюдениями. Возможно, это поможет начинающим предпринимателям и руководителям детских центров, которые думают о запуске курсов по робототехнике.
Удачные решения
Использовать «метод малых шагов» при открытии кружка.
У меня был страх прогореть, поэтому я не рискнула арендовать отдельное помещение под кружок, а нашла комнату в субаренду в центре иностранных языков. Это позволило не только сэкономить на арендной плате, но еще на ремонте, мебели, оргтехнике.
Не нужно было сразу заботиться о пожарных нормах и прочих формальностях, которых не избежать при открытии детского центра.
По такому же принципу закупала оборудование. Сначала брала компьютеры в аренду, потом купила собственные, сначала один комплект конструкторов, потом следующий и так далее. Это позволило не работать в минус уже с первого месяца.
Оперативно внедрить новое направление и остановить отток детей.
После трех месяцев занятий (в 2017 году) от нас стали уходить дети. Они шли на рекламу «робототехники», предполагалось, что они будут что-то собирать руками. Но по факту они сидели за компьютером и программировали.
Дело в том, что в рамках франшизы изначально предлагался только курс программирования. В нем было несколько направлений, но конструирования и сборки из деталей не было.
А программирование — это более сложное направление, чем конструирование. Наш опыт показал, что ребенок до 8 лет с трудом осваивает курс, ему сложно, он быстро теряет мотивацию.
Родители хотели, чтобы дети собирали что-то руками, но не Лего.
Мы срочно закупили несколько разных наборов конструкторов, протестировали их, выбрали два наиболее подходящих. Это электротехнический конструктор «Знаток» и тайваньский «GIGO». Наш педагог буквально «на коленке» написал программу для нового курса — конструирования.
Новый курс был создан за 2 месяца. Благодаря этому через полгода после запуска мы смогли привлечь в 2 раза больше учеников.
Основные провалы связаны с тем, что у меня не было опыта предпринимательства.
До рождения детей я работала топ-менеджером в крупной корпорации, отвечала за узкий участок работы. О бизнесе имела поверхностные представления.
Поэтому я делала типичные ошибки начинающего предпринимателя. Отсутствие воронки продаж, скриптов, компенсация пропуска занятий, слишком лояльное отношение к родителям учеников. Большинство ошибок было связано с отсутствием базовых знаний о том, как организовать прибыльный образовательный бизнес.
Также я оказалась совершенно не готовой к летнему простою, не успела вовремя организовать лагерь или экспресс-курсы.
Наблюдения
95% детей на пробном занятии — это мальчики от 5 до 13 лет.
Девочки тоже приходят, но, как правило, надолго не задерживаются. Я очень долго сопротивлялась этому факту. Мы с командой постоянно придумывали, как нам привлечь больше девчонок. Устраивали мастер-классы исключительно для девочек, писали посты про роль женщин в истории робототехники. Между прочим, первым программистом в истории была женщина!
В какой то момент, мы перестали с этим бороться. Сейчас просто дополняем робототехнику направлениями для девочек. Придумали курс по созданию светодиодных открыток с изображением принцесс из популярных мультфильмов. Думаем о закупке 3D-ручек для рисования объемных картин.
Робототехника — это возможность для детей начать рано зарабатывать.
Этим летом наш кружок пригласил на стажировку двух учеников, мальчиков двенадцати лет. Они в течение недели проводили инвентаризацию технического оборудования, помогали с разбором конструкторов, починили сломанные детали. Поручить такую работу педагогу я не могла, а нанимать отдельного специалиста было слишком дорого.
Ребята заработали свои первые деньги и очень гордились собой. Родители были счастливы, что их дети принесли пользу кружку, а самое главное — получили свой первый трудовой опыт.
Увлечение программированием и робототехникой дает возможность заработать первые деньги в совсем юном возрасте.
В последнее время разработчиками компьютерных программ становятся молодые и талантливые люди со всего мира. Причем в понятие «молодые» входит возраст уже от 7 лет. Юные гении занимаются разработкой различных приложений для Mac, iOS, Android и других платформ. Например, Ник д’Алоизио, английский программист и интернет-предприниматель, в 17-летнем возрасте продал свой стартап за десятки миллионов долларов.
Фактически занятия робототехникой и программированием помогают ребенку определиться с выбором профессии, не дожидаясь окончания школы.
Робототехника с каждым годом будет все более востребованной.
Когда я вижу, какое количество кружков и образовательных центров для детей существует сегодня, я думаю вот о чем. Я выросла в маленьком городе на севере. Основным «образовательным центром» города был местный Дом пионеров. Большинство кружков в нем представляли направления, где детям нужно было делать что-то руками.
Мы вышивали, вязали и шили. В кружке «Умелые руки» мастерили поделки от мягких игрушек до гирлянд на новогоднюю елку. Мальчики делали макеты самолетов, спутников, гидроэлектростанций, наглядные пособия по школьным предметам и даже спортивный инвентарь. Строгали, пилили, паяли и выжигали.
В настоящее время родители предпочитают развивать детей интеллектуально, поэтому выбор делается в пользу занятий рисованием, изучению иностранных языков, музыке, шахматам, актерскому мастерству.
Большинство из них отлично развивают мозг, но могут ли они научить ребенка что-то делать руками?
Когда я вижу, как на занятии робототехникой ребенок сам из россыпи деталей создаёт техническое устройство, которое способно передвигаться по лабиринту с помощью датчиков — для меня это настоящая магия.
Нужно видеть эмоции ребенка, который практически из ничего создает собственный проект, его радость и гордость за результат.
Волнительно видеть родителей, которые не могут сдержать слез, когда их юный инженер побеждает на робототехнических соревнованиях.
Детская робототехника — это очень «благодарное» направление, которое, я думаю, с каждым днем будет становиться все более востребованным.
Аналитики предсказывают глобальную технологизацию, робототехника затронет все сферы деятельности. Даже гуманитарные направления не смогут обойтись без основ программирования.
Честно говоря, я влюблена в робототехнику. На мой взгляд, это одно из самых сложных, но одновременно самых интересных направлений в образовательном бизнесе.
Ну и отличная возможность для моего сына посещать занятия бесплатно :)
Светлана говорит
Классно! Спасибо за то, что поделились! Мне тоже надо подумать о введении робототехники в своем клубе…
Антонида говорит
Елена, спасибо за информацию. У Вас кто педагоги? Программисты? Интересно, но дорого. Удачи !
Елена Черванева говорит
У нас 5 педагогов. Каждый окончил или заканчивает технический ВУЗ, имеет достижения в подготовке детей к роототехническим соревнованиям, опыт работы с подростками в молодежных клубах или опыт работы вожатыми в лагерях.
«Дорого» — что вы имеете ввиду?
Антонида говорит
Добрый день! Спасибо за ответ. Дорого — по вложению, и у нас маленький город. Родители в основном больше приводят на подготовку к школе, и нет специалистов. Поэтому, кружок интересный , но не в нашей деревне.
Михаил говорит
Добрый день!
Дети быстро теряют интерес когда не узнают нового. Детям интересно познавать мир, но всего не охватишь.
Курсы с использованием готового конструктора не должны быть слишком продолжительными. Это короткий образовательный процесс, базовые знания либо усваиваются, либо нет.
Мальчикам нужно учиться не собирать конструктор и использовать готовые шаблонные программы, а учиться разрабатывать изделие, визуализировать, обрабатывать материалы. Программирование микрокомпьютера который собрал сам по деталям гораздо увлекательнее.
Хочу пожелать Вам удачи!
Елена Черванева говорит
Михаил, спасибо!
Полностью с вами согласна, что детям (не только мальчикам, но и девочкам!) нужно учится разрабатывать все самим.
НО, до этого, они должны изучить базу, азы робототехники. И с этим вполне справляются готовые программы и конструкторы.
Дети сейчас ко всему теряют интерес быстро. Не только в области робототехники.
Это связано с огромным количеством внешних раздражителей, которые вызывают приток гормона дофамина, Гаджеты, развлекательные мероприятия, стрелялки, прыгалки, компьютерные игры, в которых не нужно особо думать, просто получать удовольствие.
Альфия говорит
Спасибо за статью. В моем центре тоже робототехника пошла на спад. Нужно обновляться
Елена Черванева говорит
Здравствуйте, Альфия! Интересно какое у вас направление в робототехнике, для какого возраста?
Юрий Спивак говорит
Молодец, Елена! :)
Елена Черванева говорит
Юрий, спасибо! ))
Регина говорит
Спасибо за статью…а на каких условиях Вы работаете с преподавателями?
Елена Черванева говорит
Регина, спасибо, что вы подразумеваете под условиями работы с преподавателями?
Елена Фрадкина говорит
Очень интересно. Спасибо. Вот только вопрос — если робототехника является одним из направлений деятельности — будет ли рентабельно закупать дорогое оборудование на каждого ребенка — 8 компьютеров, 8 наборов. Если будут заниматься 2-4 группы. И второй вопрос — есть ли качественный обучающий курс для педагогов с методической поддержкой? Что посоветуете? Без франшизы…
Елена Черванева говорит
Елена, спасибо. На рентабельность влияет много факторов. У нас есть направления, в которых не нужны компьютеры. Есть возможность протестировать спрос при минимальных вложениях.
Елена говорит
Елена, как боретесь с оттоком деток, которые перестают ходить? Как вовращаете?
Самая большая проблемма доносите родителям ценность робототехники? С чтение, танцами все понятно, а вот робототехника как показать достижение ребенка за 1-2 месяца! Как Вы это делаете?
Мы столкнулись, с тем, что многие клубы дают не по возрасту робототехнику (сборка модели и ни какого обучения). Дети приходят в 6-7 лет, а я это уже собирал не интересно, хочу на Ев3(курс с 10 лет)
Елена Черванева говорит
Мы не боремся с оттоком. Изучили основные причины и стараемся действовать на опережение.
Нам не приходится как-то особенно доносить ценность робототехники. Родители видят интерес детей к конструированию, к компьютерам и предпочитают отдать в кружок, чтобы превратить увлечение в обучение.
Аида говорит
Спасибо за полезную информацию.
лика говорит
Очень здорово и со стороны так просто. Я вот только не поняла,из LEGO дети не строят?Во многих же центрах именно на основе LEGO работают курсы робототехники. И второй вопрос где найти преподавателя?
Елена Черванева говорит
Да, многие центры работают только с Лего.
Мы работаем с Лего только для группы 5-6,5 лет, дальше подключаем другие конструкторы.
Педагогов ищем через сайты по поиску работы, в основном это студенты последних курсов технических Вузов, молодые, увлеченные ребята.
Светлана говорит
Это очень интересная для меня тема. Я тоже хочу открыть курсы робототехники. Как вы находили педагогов на эти курсы?
Елена Черванева говорит
Я ищу педагогов на сайтах работы, среди репетиторов по информатике, физике, среди студентов последних курсов технических ВУЗов.
Ирина говорит
Спасибо за информацию. Да, робототехника очень интересное направление, я тоже открыла свой кружок, но город маленький, и пока есть сложности с набором. У нас большой выбор кружков в муниципальных учреждениях, а в городе приоритетным считается художественно-эстетическое направление (в основном активно отдают на хореографию, видя мгновенный результат, в качестве выступлений на сцене), Родители не привыкли платить за дополнительное образование, а робототехника — это то направление, которое требует наибольших вложений, в отличии от других направлений, и цена занятий выше, чем в других направлениях.
Елена Черванева говорит
Согласна, что робототехника требует вложений, в отличие от танцевального кружка. Но это совершенно разные целевые аудитории.
Чтобы родители видели результат, мы на каждом уроке снимаем короткие видео с презентацией проектов, участвуем в робототехнических соревнованиях, на которых родители могут оценить умения ребенка.
Наталья говорит
Наш технический центр работает уже четвертый год. Мы занимаемся только робототехникой, программирование, моделированием и т.д. Начинали с нуля — это когда сами занимались и преподаванием и привлечением клиентов и бухгалтерией и всем всем, всем. На момент открытия у нас уже были учебные программы , разработанный нами конструктор и электроника ( которую мы сами собирали, паяли).Плашки конструктора отдавали на резку зачищали сами. Мы не арендовали помещение. Группы набрали практически с первого месяца. То есть затраты были минимизированы максимально и не уйти первые два месяца в минус все равно не получилось. А у вас и субаренда и зарплата педагогам и покупка дорогостоящего конструктора и компьютеров и расходы на рекламу , а в минус даже в первые месяцы не сработали. Может у Вас особый подход к ценовой политике за занятия? Поделитесь пожалуйста.
Елена Черванева говорит
Стоимость абонемента в нашем кружке сопоставима с средней стоимостью других курсов дополнительного образования.
Например, абонемент в соседнем спортивном клубе для мальчиков стоит столько же.
На первых порах, мы арендовали помещение по часам, брали компьютеры в аренду, конструкторы закупили позже, на рекламу потратили минимум, так как первые клиенты пришли от наших арендодателей (курсы иностранных языков). Дальше сработало сарафанное радио.
Ирина говорит
Мы с сыном (ему 5 лет), ходили в робоклуб на пробное занятие. В итоге, ему было скучно, а мне просто не понравилось. Действительно, руками ничего не делали, только воткнули две детали друг в друга. До программирования ещё не дорос, поэтому тут тоже все было печально))) в итоге сделала вывод, что для 5 леток это просто выкачивание денег из родителей… И ушли в Дом пионеров на радиоуправляемое самолетостроение))) где как раз — таки сейчас его учат считать, чертить и тд. Кстати, робототехника там тоже есть. Ребята постарше программируют для 3д принтера все, что захотят, от чехлов для телефона она до лопастей для фэна. И это имеет очень большой успех, так как они друг друга ‘подначивают’, а ты так можешь?))) но до этого нам ещё надо дорости. Так что я, как мама, не в восторге от робототехники для малышей.
Наталья говорит
Каждая услуга в том числе и робототехника может быть качественной и не качественной, поэтому возможно Вам не повезло с клубом. У нас например разработаны учебные программы с учетом возрастов детей и для возраста 5-6 лет программа кардинально отличается от программы для детей постарше и конечно программа предусматривает больше моделирования и электроники чем программирования.Кроме того немаловажную роль играет и педагог работающий с детьми этого возраста, а так же формат занятия.
Елена Черванева говорит
Полностью согласна, что робототехника для малышей — это не программирование. Изначально, мы набирали детей 7+.
Но младшие сестры и братья, видя как занимаются старшие тоже просились. Запрос от родителей нас сподвиг к тому, чтобы найти педагога и программы для 5-6.5 лет. Это игровая робототехника, на Лего, с элементами блочного (мультяшного) программирования. Также курс электротехники. 90% детей в восторге.
Наталья, поддерживаю вас! В каком городе у вас кружок? На каких робототехнических наборах работаете?
Ирина говорит
Знаете, мне кажется, что практический результат для дальнейшей жизни и развития, профнаправленности, робототехника дает именно у подростков. Когда упор идет именно на программирование. У малышей это в основном — «соедини выпуклость с дырочкой», как в лего. В целом я не против лего, но дети привыкают, что надо соединять только так. А если дырочки нет? )) Тогда и начинаются вопросы.
Робототехника достаточно дорогостоящий курс. Если делать прицел на развитие только мелкой моторики — дороговато. Умение сидеть и слушать, делать по инструкции — не отличительная особенность робототехники, как курса. Любые групповые занятия, в принципе, преследуют те же цели.
А 5 летки, конечно, в восторге. Кто же им дома даст столько посидеть в компьютере)) Поэтому, конечно, спрос рождает предложение, но это не значит, что робототехника — полезное занятие для малышей)
Елена Черванева говорит
Ирина, робототехника полезное занятие для малышей. Для каждого возраста своя польза. Это подготовительный этап.
У нас самый топовый возраст дети 7-10 лет. Основная целевая аудитория начальная школа.
По нашему опыту, подросток, который в 12 лет приходит на программирование с нуля значительно проигрывает школьнику, который ходит к нам в кружок с 7 лет, например.
Ирина говорит
В клуб робототехники приглашаем детей от 5,5 лет, ходят второй год, им очень нравится. Конечно, усидчивость у них «хромает» в сравнении с детьми более старшего возраста, но по окончании первого курса прохождения программы, т.е. если сравнивать начало прошлого года и конец года, результат разительный, также это отметили и родители на открытом занятии в конце учебного года.
Елена Черванева говорит
Ирина, у нас также! Когда нам звонят родители дошкольников, мы помимо презентации самой программы, делаем акцент, что ребенок на занятии развивает навыки: внимательность, усидчивость, умение работать в команде, умение презентовать свой проект. Про развитие мелкой моторики и «щипкового» захвата, который очень стимулирует развитие мозговой деятельности.
Олеся Астафьева говорит
Елена, благодарю за ваш опыт! Ценно, полезно, интересно. И то, что «перестали заинтересовывать девочек» — тоже результат, и тоже полезный.
Мария говорит
Добрый день. Затронула статья. Я мама и водила свою дочь на робототехнику целый год (ее возраст на тот момент был 7 лет, к 8 годам мы забросили это занятие, хотя мне очень хотелось чтоб она продолжала, но интерес у ребенка угас).
Мы работали на лего. В конце каждого урока они презентовали модель и ее работу. По ходу занятия родители могли видеть класс (камера снималась реальном времени, но без звука).
Работали по два ребенка за одним набором и соответственно компьютером. По итогу дочь только собирала модель, а мальчик-напарник программировал.
К программированию по сути она не допускалась (ей было сложно, поэтому инициативу она не проявляла, а педагог не разруливала этот вопрос, хотя я пару раз обращала на это внимание).
Таким образом, я отказалась от этого кружка и разочаровалась в направлении, т.к. не видела оценимых результатов. А стоимость не маленькая.
Елена Черванева говорит
Мария, как мама, я вас очень понимаю!
Я не поддерживаю идею работы детей за одним конструктором или компьютером. Важно понимать, что робототехника включает в себя много разных направлений. Например, если мы видим, что ребенку перестало нравится программирование, мы оперативно предлагаем другое направление.
Желаю вам найти такой клуб, в котором ваша дочь сможет увлечься робототехникой.
Елена говорит
Елена, а как Вы поступаете с пропусками? есть ли у Вас отработки?
Елена Черванева говорит
Елена, мы предлагаем отработку в другой день в группе-дублере (с аналогичной программой) или отработку на мастер-классах на каникулах. Также, по личному заявлению родителя с указанием причин пропуска и соответствующих документов, можем компенсировать пропуск.
Ольга говорит
Добрый день. Елена, исходя из Вашего опыта франшизу какого клуба Вы рекомендовали бы для открытия. Что наиболее интересно для детей?
Спасибо
Елена Черванева говорит
Ольга, добрый день. У каждой франшизы есть своя специфика.
По моему опыту, детям в возрасте 5-7 лет интересно конструирование, старше 8 лет нравится программировать в Скретч, моделировать персонажей, сувениры, (3Д-моделирование), после 11 лет — программирование сайтов, мобильных приложений. Также у нас пользуется популярностью конструктор «Знаток» (электротехника).
Его можно использовать от 5 до 10 лет, собирая схемы по возрасту.
Ирина говорит
Спасибо, что делитесь опытом. В нашем городе огромная конкуренция с демпингом цен. Ну и много кружков по робототехнике в муниципальных заведениях, в т.ч. и школах. Детям нравится у нас, но трудно привлекать клиентов, т.к. бесплатные кружки в приоритете.
Приходится делать упор на другие направления, которые, кстати, менее затратны.
Ирина говорит
Робототехника существует у нас чуть больше года. Очень дорогое направление — для более-менее хорошего старта хорошо бы иметь 800 тыс., для самого бюджетного варианта — 300 тыс. Детям очень быстро надоедает делать одно и тоже, приходится искать каждый раз что-то новое, чтобы подогревать интерес. Дети очень капризные, причем возраст не играет роли (у нас от 5 до 15 лет). На первоначальном этапе хорошо идет Лего Wedo, но все Лего — это значит «дорого, очень дорого». Очень сложно в маленьком городе найти педагога (искали 1,5 года). Мы начали с бюджетного варината, в этом году планируем вложить около 700 тыс., на следующий год — 500 тыс. Только на третий год планируем получить хорошую отдачу.
Елена Черванева говорит
Ирина, спасибо что поделились. 700 тысяч вложений на следующий год — это на что расходы?
Ирина говорит
Начинали — 5 ноутов (дешевых), проектор, доска, роботы (Лего Wedo стартовые без ресурсных — 5 шт. для работы, Wedo2 — 1 шт. и LEGO Mindstorms — 1 шт. для демонстрации, машинки на основе Arduino — 10 шт., паяльники и так по мелочи. Сейчас планируем — компьютеры — 9 шт., аэрохоккей и настольный футбол, мебель, роботы, 3Д-принтер — 1 шт.
Елена Черванева говорит
Ирина, а какие курсы у вас планируются под это оборудование?
Ирина говорит
3д-моделирование, фотошоп, мультипликация, видео. Еще думаю по поводу курсов блогеров, но это в перспективе. Все это робототехника и программирование — один курс
Ксения говорит
Елена, добрый день! Спасибо, что поделились своей историей, она мне очень близка как начинающему предпринимателю в данной сфере. У меня есть к Вам 2 вопроса: 1) Какая реклама, по Вашему мнению, является наиболее эффективной? 2) Нанимали ли Вы на первых парах администратора или сами выполняли административную работу?
Елена Черванева говорит
Ксения, спасибо!
1. По рекламе не могу дать однозначного ответа. Эффективность каждого источника рекламы зависит от времени внедрения и еще много других факторов влияет. Например, самый быстрый отклик дает Инстаграмм и ВКонтакте, эта реклама хорошо себя проявляет на старте, но она дорогая. Дальше нужно подключать другие источники рекламы.
2. На первых порах я сама работала администратором. Это позволяет очень хорошо изучить ЦА, настроить все процессы, чтобы потом передать функцию наемному персоналу.
Дарья говорит
Елена, добрый день!
Мы два месяца назад открыли клуб робототехники и программирования.
На данный момент у нас только одно направление. Работаем на конструкторах лего, но конечно планируем развиваться в этом направлении.
Сейчас задумались об организации детского лагеря, на базе клуба.
Поделитесь пожалуйста опытом. Интересует именно детский городской лагерь. С чего Вы начинали, с какими трудностями пришлось столкнуться, на чем сделать акцент?
И еще вопрос, получали ли вы образовательную лицензию?
Будем Вам очень благодарны!
Елена говорит
Дарья, добрый день. Образовательную лицензию мы не получали, так как наш класс в субаренде. Договор с родителями составляем на оказание консультаций по программированию.
Очень вас поддерживаю в идее проведения лагеря.
В первый раз сложно решиться, но потом, чем больше опыта, тем легче и эффективнее он проходит.
Самый главный нюанс — перевозка детей. В Петербурге очень жесткие требования к организации перевозки детей на экскурсии, поэтому мы никуда детей не возим, ходим только пешком.
Основные выводы, которые я сделала:
1. Не эффективно организовывать чисто робототехнический лагерь. В этом случае очень сильно сужается целевая аудитория. Приходят только мальчики.
2. Страхование детей на период лагеря обязательно. Стоит не дорого, но повышает доверие родителей. Страхует вас от несчастных случаев (не дай Бог)
3. При заказе обедов, просите детские порции. Наши дети съедали ровно половину, было жаль потраченных денег на комплексный обед.
4. Смены- по 2 недели, обязательно учитывать возможность новичку присоединиться к группе в любой день (если вы набрали не полную группу)
5. Оптимально деление по возрастам 7-9,5 лет и 10-13 лет. Количество детей в одной группе до 8 человек (на одного педагога).
6. Педагогический состав: педагог робототехники, вожатый-аниматор, администратор.
Примерная программа:
9.45-10.15 — сбор детей, чаепитие, командные игры (ведет вожатый)
10.15 — 11.45 — занятие по робототехнике
12.00 — 12.40 — обед (ближайшее кафе, сертификаты на продукты, договор)
13.00 — 14.00 — прогулка (парк или детская площадка рядом)
14.30 — 15.45 — творческий мастер-класс или поход в кино, контактный зоопарк (зависит от того, что у вас рядом)
15.45 — 16.15 — полдник
16.15 — 18.00 — свободное время, конструирование, настольные игры, викторины, квесты и т.п (вожатый-аниматор)
Творческие МК — рисование, лепка, английский язык.
Для занятий робототехникой можете посмотреть наши конспекты по электротехнике Знаток и Жук от Амперки.
Дарья, полезен вам мой комментарий?
Константин говорит
Тоже как в том детском сайду на лего майндстормс преподаете?
Тоже являюсь преподавателем робототехники, но это отдельная история
Елена Черванева говорит
Константин, нет, у нас нет Лего майндсормс. Лего только для дошкольников.
Татьяна говорит
Елена, добрый вечер! Может есть возможность точнее сказать: с чего начать? В этом году купила франшизу по программированию и медленно но ребята собираются. Но Программирование я считаю с 10 лет хорошо, а до этого возраста хочется робототехнику запустить. Но никак не пойму с чего начать. Вторую франшизу мне не купить. Я только одно поняла из Ваших слов : программы очень разные и часто не интересные. Как не ошибиться? Где учиться и можно ли без франшизы открыть.
Елена говорит
Татьяна, здравствуйте. Спасибо за вопрос ?
Подскажите, пожалуйста, в каком городе вы живете и какие именно направления в программировании у вас представлены?
Это поможет мне лучше понять, что вам посоветовать.