Еще 6-8 лет назад словосочетания «частный детский сад» или «частный детский центр» звучали для чиновников бессмысленно. Они не могли поверить, что такое вообще бывает. Но постепенно стала приживаться мысль о том, что сады, кружки, спортивные секции могут быть не только муниципальными или государственными, но и частными.
В последние три года на федеральном уровне всерьез заговорили о том, что в социальной сфере нужно развивать конкуренцию и открыть бизнесу доступ к бюджетным деньгам.
Разработаны законопроекты, которые я назвала бы революционными.
Сегодня я расскажу о самом главном из них. Мы разберемся, какие изменения ждут нашу сферу в ближайшие годы, к чему нам нужно готовиться и как планировать развитие своего бизнеса с учетом этих изменений.
Законопроект о государственном заказе на оказание услуг в социальной сфере
На сегодняшний день вся социальная сфера является дефицитной. Например, в небольших городах, деревнях очень ограниченная возможность получить дополнительное образование. Та же ситуация с образованием дошкольным, здравоохранением.
Кроме того, отрасль монополизирована муниципальными и государственными организациями. Их на рынке около 95-97%!.
Причем раньше было какое-то «разделение обязанностей» и подобие справедливости. Государственные организации оказывали услуги за бюджетный счет, а бизнес — платно.
Но несколько лет назад бюджетным организациям разрешили оказывать платные услуги.
И что получилось? Имея государственное финансирование, которое покрывает затраты на помещение, зарплаты сотрудникам, покупку оборудования, они могут назначать цены на свои услуги гораздо ниже, чем это вынуждены делать предприниматели.
Конечно, это неравный бой. Государственные организации здорово потеснили бизнес на рынке платных услуг. Ситуация эта вредна для экономической эффективности страны, развития конкуренции и качества услуг, которые оказывают государственные организации.
На федеральном уровне это хорошо осознают.
О необходимости разгосударствления социальной сферы говорят несколько лет и даже делают определенные шаги.
Нужно понимать, что это очень сложно. Граждане привыкли, что «социалка» у нас практически бесплатна. Сделать так, как в девяностые годы, когда всю торговлю сделали частной за одну ночь, нельзя. Приходится идти маленькими шагами, преодолевая яростное сопротивление отраслевых министерств. Это я объясняю для того, чтобы было понятно, почему изменения в этой сфере очень медленные и тяжелые.
Итак, Министерство Финансов РФ разработало проект закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Это, кстати, уже второй законопроект с таким названием. Первый был разработан в 2015 году, но так и не дошел до Государственной Думы, застрял где-то в недрах…
Второй вариант разработан более тщательно, он был одобрен Правительством РФ 16 июля 2018 года и внесен в Государственную Думу на рассмотрение 26 июля.
Одна из целей данного закона — дать бизнесу доступ к государственным деньгам.
Закон направлен на то, чтобы предприниматели наравне с государственными организациями мог оказывать социальные услуги и получать такое же финансирование.
В какой форме предполагается участие в государственных заказах? В виде участия в конкурсе или введения сертификатов. Я поддерживаю идею сертификатов, так как в данном случае выбор остается за клиентом. Притом это наиболее удобная форма.
Что же революционного в данном законе?
В первую очередь то, что требования к поставщикам — и государственным, и негосударственным — должны быть едиными. А не так, как сейчас, когда дают привилегии, например, какой-то одной организационно-правовой форме. Или выдвигают другие дискриминационные требования.
Кроме того, в настоящее же время мы сталкиваемся с тем, что негосударственным поставщикам покрывают только часть затрат по сравнению со «своими». Если закон примут, такая ситуация уйдет в прошлое. Бизнесу должны будут платить за услугу столько же, сколько государственным или муниципальным организациям.
Очень надеюсь, что этот закон будет принят еще в этом году.
2019 год предполагается посвятить разработке необходимых документов, изменению существующих, приведению в соответствие. А с 2020 года уже все должно функционировать.
Частично эта схема уже работает. Например, в сфере здравоохранения госзаказ выполняют и государственные и частные организации. Также в пилотных регионах вводится сертификат на дополнительное образование.
Что этот закон значит для вас?
- Возможность получать финансирование за оказание образовательных услуг
- Возможность снизить стоимость услуг для клиентов, так как часть ее будет финансироваться из бюджета государства
- Привлечение дополнительных клиентов, которые сейчас не могут посещать ваши сады или центры.
Но поскольку речь идет в этом законе идет об образовании, то для доступа к государственным деньгам потребуется лицензия. Думаю, что о ее получении стоит задуматься.
Татьяна говорит
«Свежо предание, а верится с трудом». Всё описано справедливо, но денег нет и пока нет особых мотивов у государства обратить внимание на нашу сферу, есть прорехи посущественнее. Хорошо, если 10% из всего сказанного сделается. Думаю, беспокойства о лицензии преждевременны.
Марина Петрова говорит
Татьяна, я пишу о тех шагах, которые УЖЕ делаются. Т.е. это не моя выдумка. Мотивов обратить внимание на социальную сферу у государства очень много. Как пример: около 70% всех региональных бюджетов и 80 -85% муниципальных идут на социальную сферу. При этом качество услуг невысоко, количество недостаточно, а затраты огромны. С 2013 года занимаюсь не только развитием негосударственного сектора в сфере образования, но и в сфере социальных услуг, я примерно представляю, сколько там тратится денег, причем многое финансируется дважды и трижды. Не из-за каких-то махинаций, а потому что так запутана система. Простой пример: кружок народных танцев в муниципальном доме творчества. С одной стороны это доп. образование. поэтому должно финансироваться из управления образования. С другой стороны, это отрасль культуры, поэтому должно финансироваться из управления культуры. Что происходит в реальности, нужно смотреть в каждом случае отдельно. Если учесть, что и отчитываться каждое управление, а далее и министерство будет за одно и тоже, то понятно, какой хаос царит. Поэтому «разводить денежные потоки» — одна из задач этого законопроекта.
Яна говорит
Интересная статья, спасибо. Сертификаты у нас уже с сентября 2018 родители получают на портале гос.услуг и могут использовать при оплате за услуги. Главное, чтобы центр имел лицензию
Андрей говорит
Яна, не могли бы Вы пояснить. Какие сертификаты? Как вы этот сертификат переводите в деньги на своем счете? Какой договор заключаете с клиентом?
Юлия говорит
Яна,вы могли бы рассказать о сертификатах?
Валерия говорит
Спасибо, очень интересная статья.
Но вот объясните мне, в чём смысл бизнеса, который не может сам себя прокормить и ввязывается в конкуренцию с «почти бесплатными» околобюджетными организациями?
— Здравствуйте, бесплатный доктор!
— Здравствуйте, неизлечимо больной пациент!
Быть может, частным организациям разумнее отстроиться в премиум-сегмент вместо того, чтоб плясать под дудку чиновников ради делёшки бюджетных копеек?
На дворе бейби-бум, повышенный детородный возраст и мамы, успевшие сделать карьеры и осознать значимость образования…
Бюджет на образование сокращается с каждым годом, общество расслаивается на пролетариев и тех, кто будет создавать им рабочие места.
Кто ваши клиенты? Образовательный бизнес для обслуживания люмпенов — это как платный туалет напротив макдональдса. Очень странная идея.
Марина Петрова говорит
Валерия, каждый владелец бизнеса сам выбирает, с какой ЦА он работает. Однако, надо понимать, что премиум -сегмент существует далеко не везде. К тому же, не каждый руководитель хочет и готов работать с этим сегментом. Опять же как пример: у нас в крае 99% частных садов и центров работают в Хабаровске, а в малых городах и, поселках их единицы. Нет потребности? Есть, огромная, потому что строить там дополнительные детсады и дома творчества государство не будет — нерентабельно, очень дорого. Но пользоваться услугами частников может минимум населения из-за низкой покупательной способности. Возможность снизить свои затраты у частников появляется именно при использовании сертификатов или гос.заказа. Государству это выгодно, т.к. не нужно тратить многие миллионы на строительство.
Марина Петрова говорит
И, да, насчет беби-бума: он уже прошел, в 2014 году был пик. Так что не надо обольщаться.
Андрей говорит
«как платный туалет напротив макдональдса. Очень странная идея» — тем не менее, именно так многие детские центры и вынуждены работать. Всем не уйти в вип-сегмент, да и сегмент этот всё тоньше. Очевидно, платежоспособность основной массы населения последние года два не растет, и бэби-бум (тут даже смешно), увы давно прошел. И предпосылок к его повтору не наблюдается.
Поэтому чтобы хоть что-то зарабатывать, надо уметь работать со всеми категориями населения и со всеми возможными деньгами, в том числе от государства.
Поэтому, Марина, Вам большое спасибо за статью и за вашу работу. Пожалуйста, держите нас в курсе этого процесса. Не знаю, есть ли возможности как-то ускорить его? В этом и подобных сообществах много владельцев детских клубов, можем ли мы как-то вам помочь?
Вопрос: пока совсем не понятен механизм, как государственные деньги могут попасть в частный детский клуб, даже если у него есть лицензия как организации доп образования. Не могли бы вы пояснить конкретным примером? Вот есть условная мама с условным ребенком 5 лет и она хочет привести его в ближайшей к ее дому детский клуб на курс «Подготовка к школе». Она ничего толком не знает про возможность бесплатного получения услуги. Клуб должен ей подсказать? Сможем ли мы это рекламировать? Что конкретно нужно делать маме и клубу, чтобы это всё оформить?
Марина Петрова говорит
Андрей, т.к. я вхожу и в рабочую группу Экспертного Совета по соц. политике при Правительстве РФ, и в экспертную группу при АСИ, я держу руку на пульсе. :)
Механизм предполагается такой: создается реестр поставщиков услуг (образовательных. социальных, спортивных и т.д.), этот реестр находится в свободном доступе. Родители ищут тех, кто им подходит (по месту деятельности, направлениям, еще чему-то) и делают выбор.
Олечка говорит
Не надо растить люмпенов, надо помочь детям из небогатых семей, которые часто также мотивированы на достижение результатов, но денег нет.
Бюджетные учреждения предлагают много бесплатных кружков. Но по факту все они — для общего развития. Хочешь хороших достижений — иди к высокооплачиваемых профессионалов.
Мы не люмпены, но и для нас с супругом многие услуги стоят дорого.
Андрей говорит
Давно пора. Вот и лицензию мы получили, и готовы конкурировать с муниципальными клубами. Только вот об этом говорят с 90х годов. Ну не отдаст наше государство деньги частникам. Придумают такую схему муниципального заказа, чтобы под нее подошли только их учреждения.
rgarip@mail.ru говорит
Добрый день. Валерия, Вы считаете что пролетарий на имеет права на всесторонее образование? Ассоциации с люмпеном(?),.. это как-то снобизмом попахивает.
Юлия говорит
Подскажите,пожалуйста,что предполагает сертификат?
Евгений говорит
Сертификат-предполагает по душевое финансирования Вашего кружка(форма и вид собственности безразличен). Организация регистрируется на портале Гос услуг, где прописывает все свои кружки, педагогов, программы на начало учебного года, куда идет набор детей. Через портал Гос услуг к Вам записываются дети за которых , пока лежит заявление родителей, вы и будете получать деньги, до тех пор пока родители не написали заявление об отчисление. Разговоры о сумме сертификата разные. Идея хороша в том плане, что безумные родители не будут водить своих детей по 5-6 бесплатных муниципальных заведений, а только в одно, все остальное платно.
Надежда говорит
Добрый день! Мы отработали в 2016- 2018 годах по сертификатам. Плюсы: 1. Мы заняли кружками неликвидное время (утром в Рабочие дни. 2. Проводили занятия полночью за счёт муниципального бюджета ( за счёт сертификатов.
Минусы:1. Стоимость сертификата была в 3 раза нашей реальной стоимости. 2. Количество желающих детей было много, но нам сделали квоту 100 детей ( больше нам не дали). 3 задержка Оплата услуг была до 6 месяцев.
4. Городу не выгодно иметь нас в виде конкурентов, о чем нам говорили в лицо, и что не хотят продолжать этот проект.
Это был пилотный проект, и город как появилась возможность( отсутствие Документа о продолжении этого проекта) сразу быстренько закрыл проект.
Но Министерство обещает что продолжение будет.
И мы согласны.
Мы были единственными частными поставщиками услуг . Если интересно, спрашивайте
Надежда
Андрей говорит
Надежда, очень интересно. Спрашиваю) Ваша организация имеет лицензию доп образования? Где вы брали сертификаты? Что такое сертификаты — это какие-то реальные бумаги? Откуда информация о программе? Как госденьги приходили вам на счет? Какая отчетность перед государством? Что за дети с утра? Со второй смены?
Татьяна говорит
Добрый день. Есть ли какие то требования к образовательному учреждению еще кроме лицензии (кол-во педагогов, кружков, оборот и т.п.)? Есть ли у учреждения право самому выбирать, какие кружки платные, а какие по сертификату, или если входишь в проект, значит в любой кружок обязан принимать по сертификату?
Марина Петрова говорит
Татьяна, если говорить о дополнительном образовании, то для него нет государственных гарантий, следовательно, каждый регион и даже каждый муниципалитет (т.к. за доп. образование отвечают органы местного самоуправления) вправе написать свой Порядок персонифицирования этой услуги. Надо смотреть, какие требования именно в Вашем регионе написаны.
Ольга говорит
Надежда, подскажите как попасть в этот список надежных поставщиков? Какое ведомство этим занимается?
Наталья говорит
Все это очень хорошо если это будет работать именно так как планируется, а не так как у нас обычно бывает, потому что даже с оформлением лицензии такие палки в колеса ставят, что мало не покажется, а ведь у нас и статус ЦМИТа присвоен официально и в федеральный перечень вошли и свой конструктор имеем и запатантовали его и помещения есть, но сквозь чиновничью завесу пробиваться очень трудно.
Ольга говорит
Я тоже работаю с государственными деньгами. Договор с МО края на субсидирование образовательной услуги. Причем как ИП, с лицензией, ты не можешь остаток субсидии после того, как сделаешь расходы, кот обусловлены договором, оставлять себе в виде дохода. Информация к размышлению — о выгоде.
Марина Петрова говорит
Вы имеете в виду «в виде прибыли»? К сожалению, сейчас в регионах органы власти действуют кто во что горазд.
В законе речь идёт о других механизмах. Пилотные регионы, использующие сертификаты, тоже по-разному сейчас финансируют услугу. Поэтому и нужен закон, который возьмёт буйную фантазию чиновников в узду.
Кстати, те, кто говорит, что расценки муниципальных кружков не выгодны для частников, не правы. Они не знают полной стоимости услуги. Кстати, даже сами чиновники многие не знают :)
Дело в том, что финансирование муниципальных и гос. учреждений идёт по нескольким бюджетам. Если собрать все вместе и подсчитать, то стоимость, мун.сада примерно 15000-17.000 руб. Т.е., сравнимо с частным. Но родители-то платят только 20% от этого. Остальное платят региональные и мун.бюджеты.
Ольга говорит
Марина, вы в совете РФ. Вот Вам еще информация. Эту субсидию можно потратить на зарплату, игрушки, хоз и кантовары. А все остальное за свой счет. Ремонт, коммуналка, оплата счета в банке, обслуживание компьютерных программ, связь. В маленьких городах, поселках люди не могут платить, мое ГКП бесплатно для родителей. Хотя гос-м садам из субвенции можно оплачивать все перечисленное. Несправедливо. Хотя понятно, за счет частников сняли социальное напряжение среди населения(очереди в детсады). КСП выставляет ИП нецелевые расходы, хотя средства потрачены на ремонт, коммуналку. Вот такая поддержка малого бизнеса.
Марина Петрова говорит
Да, я знаю. Это ведь региональные субсидии? Они должны проходить через ОВЗ (оценка регулирующего воздействия), нужно и можно корректировать все эти нормативные документы.
Ольга говорит
Марина, а оценка ОВЗ проводится в регионе? Её организует МО края или инициируют ИП?
Светлана говорит
Государству уже давно нужно повернуться лицом к частникам. Ведь они в состоянии конкурировать. В состоянии предложить лучшее, чем по 50 детей в группе и постоянно меняющихся воспитателях и их помощниках
Татьяна говорит
Марина, здравствуйте! Я открываю детский центр с группами кратковременного пребывания для детей с нарушением слуха. На группе планируется работать логопед, психолог и сурдопедагог. Подскажите пожалуйста куда мне обратиться и какие документы готовить для того, чтобы дети могли посещать группу с минимальными затратами
И чтоб работа педагогов была оплачена государством. Спасибо!
Марина Петрова говорит
Татьяна, пока есть возможность получать от государства финансирование, если Вы получите лицензию на образование. Можно также получать гранты, но только, если Вы в форме НКО.
Рекомендую также обратиться в Министерство соц.защиты в своем регионе как поставщик социальных услуг для детей с ОВЗ.