Пять упражнений для прогресса в учебе
Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.
Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то – даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят — «два» в уме…
Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?
Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.
Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?
Нет! Вроде как и не за что!
Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?
Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».
Мои убеждения
Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.
Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».
Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.
Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.
Второе. Помочь можно всегда.
Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.
Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.
Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».
Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.
Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность — похожая ситуация.
Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим — всем им можно помочь. Просто придумайте как — и скажите себе: «Я должна помочь!»
Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:
Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…
Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.
Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Много читали, ездили по стране, изучали опыт лучших педагогов. Это было ещё в конце девяностых…
Наши поиски привели к нейропсихологии.
Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.
Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.
Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.
А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.
Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.
Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию.
Соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов, мы разработали программу, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка.
Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.
Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребенка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.
Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребенку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.
Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.
Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:
- Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
- Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза — весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
- Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу). Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчете. Подводятся итоги — кто больше составил слов.
- Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т.п.). Задание — ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО»/«НЕВЕРНО» — и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.
- Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — чёрточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка — пишешь снова.
Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.
Подводя итог
Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.
Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.
В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.
Natalya говорит
Молодец!
Ксения говорит
Спасибо огромное за статью!Очень много полезного,особенно для детей которые изучают одновременно несколько языков!
Нисо говорит
Игры очень интересные спасибо.
Любовь говорит
Спасибо большое за нужную информацию ???
Раушан говорит
Спасибо большое! Я для себя много чего узнала полезного! Очень жду продолжения статьи☺
Татьяна говорит
Спасибо, очень интересный подход, обязательно буду использовать!
Наталия говорит
Отличный подход в обучении! Могу с уверенностью сказать. что такая методика принесёт результат, так как сама веду курс Нейройоги и использую элементы в курсе «Эффективное чтение». Удачи. коллеги!!
Марина Сорокина говорит
Спасибо за добрые слова! Интересен и ваш опыт!
Харкирин говорит
Здравствуйте! Боюсь, что данная статья может ввести в заблуждение педагогов. При такой стойкой неуспеваемости по русскому языку и чтению следует сразу направить к логопеду, так как речь идет о речевых нарушениях (дизорфография, дислексия, дисграфия). Приведенные выше упражнения не навредят, но и не улучшат качество учебы. Любой логопед использует в своей работе приемы с позиции нейропсихологии.
Марина Трофимова говорит
Отправляла ученицу с полным набором (дизорфография, дислексия, дисграфия) к логопеду. Рекомендация специалиста поразила меня: «Каждый день пишите диктанты». Мама девочки в течении двух месяцев ежедневно надиктовывала дочери. Улучшение — нулевое.
После месяца занятий по подобной методике, что описана в статье, появились положительные результаты. Но мы параллельно и правила учили, над каллиграфией работали, речь развивали. В итоге через полгода девочка ниже четверки по русскому и чтению не получает.
Замечательная статья! Спасибо за 5 упражнений. А еще можно?
Марина Сорокина говорит
С логопедом хорошо работать в тесной связке, если взгляды и установки совпадают, но если филолог работает с ребёнком, у которого есть «нейропсихологические» проблемы, то без упражнений подобного рода он будет очень медленно двигаться к успеху. А иногда и не будет двигаться… Поддерживаю всех, кто открыл двери нейропсихологии в свой учебный класс!
Татьяна говорит
Спасибо, информативная статья! Ещё бы включить развитие межполушарных связей.
Марина Сорокина говорит
Татьяна, на сайте Зарины Ивантер появился в продаже наш курс «ДЛГ», в нем есть все виды упражнений. На межполушарные связи тоже.
Полина говорит
отличная статья, я в восторге!
марина говорит
Спасибо огромное, очень хорошая статья
Елена говорит
Большое спасибо! Все очень точно и верно!!!
Марина Сорокина говорит
Елена, спасибо! Ждите продолжения.
Туяра говорит
Большое спасибо! Очень интересная и актуальная для меня статья, так как начала заниматься со школьниками русским языком и давно поглядывала в сторону нейропсихологии.
Марина Сорокина говорит
Продолжайте! Это не только полезно, но и крайне интересно.
Туяра говорит
Подскажите, можно ли пройти дистанционное обучение по методике Марины Сорокиной «Курс интенсивного повышения грамотности»
Марина Сорокина говорит
Сейчас на сайте Зарины продаются наш курсы «ДЛГ» и «Алгоритм грамотного письма». Спасибо за интерес к нашим программам!
Туяра говорит
Спасибо за ответ!
Виктория говорит
Спасибо, Марина, за содержательную статью. К сожалению, современное официальное образование любит ярлыки навешивать: дислексия, дисграфия. Только сегодня мама одной из моих учениц рассказала,как логопед о её дочери сообщила, что девочка никогда не научится писать и читать нормально, т.к…. и далее пошли ярлки. Мама же, с удивлением, ответила, что девочка ужЕ пишет и читает! Тогда логопед посоветовала маме перестать ходить на мои занятия)) ???
Это один из частных примеров, говорящий о глобальной проблеме в образовании.
Хотелось бы глубже понимать, как нейропсихология может помогать ученику в чтении и грамотном письме!
Ждём новые статьи от Вас!
Марина Сорокина говорит
Благодарю за интерес к нейропсихологическим методам и к статье. На сайте Зарины уже появился в продаже наш курс «Движение. Логика. Грамотность». Вы увидите в нем более подробное объяснение принципов работы.
Тина говорит
В последние годы приходит много старшеклассникоов ( 10-11 классников),читающих по СЛОГАМ , пишущих диктанты с 40- 50 орфографическими ошибками!!!!!
Наталья говорит
Очень интересно! И очень хочется продолжения!
Марина Сорокина говорит
Сейчас продается курс «ДЛГ», это не просто продолжение, а углубленное понимание принципов, научная основа подхода, конспекты уроков, описание упражнений и видео с уроков!
Татьяна говорит
Отличный подход в обучении! Могу с уверенностью сказать, что такая методика принесёт результат, хотелось, чтобы поделились опытом по развитию мелкой моторики пальцев рук или развитием потенциала творческих способностей в младшем школьном возрасте, спасибо.
Марина Сорокина говорит
Татьяна, в нашем курсе «Движение. Логика. Грамотность» все виды упражнений описаны, в том числе и на моторику. Кроме того, Вы увидите там готовые конспекты уроков, в которых многие задания рассчитаны на развитие творческой мысли ребёнка.
Аля говорит
Очень-очень ждем курс и Ваших интересных статей!
Аля говорит
Замечательная статья. Еще бы в институтах давали раздел нейропсихологии. Как важно, чтобы ребенок видел хотя бы маленькие свои успехи. Главное, чтобы учитель верил в своих учеников и понимал их. Тема прямо трогает за живое. Благодарю!
Алсу говорит
Добрый день! Отличный подход к обучению! Благодарю!
Светлана говорит
Марина права.В своей практике использую нейропсихологию, результаты проявляются у детей сразу. Я бы посоветовала изучать методы НЛП всем педагогам. Вот только применяя данную методику, следует сначала выявить, с кем учитель будет работать: аудиалом, визуалом или кинестетиком. И тогда вид упражнений следует корректировать.
Марина Сорокина говорит
Согласна, с Вами , что выявление модальности очень пригодится ! Удачи в работе!
Ирина говорит
Благодарю за статью очень интересно и полезно. В нашем центре мы занимаемся по методике Калининой- в ней много общего и похожего.
Люба говорит
Спасибо. Это очень-очень полезно, круто. А можна использовать эту методику на уроках математики? Я уже вижу как я могу упражнения трансформировать на своих уроках.
Марина Сорокина говорит
Интересно то, что ребёнок, занимающийся русским по этой методике, начинает учиться лучше по всем предметам. Становится внимательнее, адекватнее в учебе, математику можно привязать к нейропсихологии интереснейшим образом!
Ольга говорит
Огромное спасибо! Статья чрезвычайно актуальная и правильная! Где можно пройти курсы по этой методике?
Марина Сорокина говорит
Ольга, на сайте Зарины продаётся наш курс «Движение. Логика. Грамотность». В нем есть: научная основа подхода, описание типа ошибок, которые говорят о нейропсихологических проблемах ребёнка, конспекты уроков, копилка упражнений, советы родителям, статьи о нейропсихологии…
Инна говорит
Спасибо за статью! Будут ли «работать» упражнения с ребёнком с плохо развитой мелкой моторикой? Для которого письмо — испытание? Или нужны более сложные методы?
Марина Сорокина говорит
Нужно делать акцент на упражнениях «пальчиковых», но все остальные тоже нужны! Нужен комплекс! Удачи Вам в работе с «непростыми» педагогическими задачами!
Катерина говорит
Спасибо большое за статью! Действительно, с грамотностью — просто беда! И дети ведь хотят хорошо учиться, но не могут. Не могут именно из-за перечисленных проблем. Чувствовала, что путь к их успехам и грамотности где-то рядом. Жду с нетерпением курс!!!
Марина Сорокина говорит
Курс появился на сайте!
Виктория говорит
Скажите, Марина. О чём говорит (проводила упр 5 из Вашей статьи: запись буквами и прочерками) стремление ученика ставить лишние прочерки (больше, чем количество гласных) или ставить прочерк там, где гласных вообще нет. Например: Ш_л_п_ (шляпа)
И надо ли после записи с прочерками вставлять гласные буквы, например, другим цветом?
И ещё один вопрос по этому упражнению: текст даётся на слух при таком виде записи?
Спасибо!
Марина Сорокина говорит
Виктория, комментирую упражнение.
Когда ребёнок записывает согласные, а вместо гласных ставит чёрточку, он учится разбивать слово «на кирпичики», а не воспринимать его как неделимую единицу. Ведь именно неверно сформированый образ слова и есть причина неверного написания. Если ребёнок пропускает или пишет лишние элементы, это и говорит об отсутствии умения воспринимать слово как объект анализа. Поэтому на каждом уроке 3-4 минуты отдаём этому упражнению.
Польза: ребёнок сосредоточен на дифференциации гласных и согласных, полная концентрация внимания на аккуратности (ни одной помарки!), элементы анализируются в уме, на бумаге — только результат!
Вписывать ли потом пропущенные гласные? Можете (как дополнительное задание) , но это тренировка совсем другого умения. Поэтому лучше концентрироваться на чем-то одном!
Наталья говорит
Вот ещё бы кто подсказал как быть с английским словом, в котором из написанных букв половина не читается, а другая читается как ей хочется. В вашем курсе, Марина, есть ответ на этот вопрос?
Марина Сорокина говорит
Английские слова , конечно, не стоит использовать для упражнения на дифференциацию гласных и согласных , в наших языках по-разному происходит обозначение звуков. Подключайте мнемонические приёмы для запоминания сложных английских слов , опирайтесь на сильные стороны визуалов, аудиалов и кинестетиков .
Евгения говорит
Спасибо за статью и упражнения! Буду использовать их в своей работе. Хотелось бы уточнить, с какого возраста их можно использовать? я использую в своей работе нейропсихологические упражнения на межполушарное взаимодействие, их можно даже с дошкольного, примерно с 5-6 лет.
Марина Сорокина говорит
Данное упражнение лучше не использовать с английскими словами именно по причине различия звукообразования с русским языком . Но в нашем курсе ДЛГ есть масса упражнений, которые подходят для использования на любом предмете и будут улучшать общую успешность ребёнка в учебной деятельности .
Марина Сорокина говорит
С возраста 5-6 лет многие упражнения хорошо уже работают . Здесь в силах учителя адаптировать задания к нужному возрасту ( от 5 лет до 14-15). Действуйте смелее, варьируйте!
Валентина говорит
Спасибо за статью, за опыт. Интересно, доступно и актуально. Ждём новых статей. Удачи!
Анна говорит
Замечательная статья (душевная!)! Для педагогов и для родителей — очень полезно! Зачастую, не разобравшись с проблемой, родители начинают наседать на ребенка, а причина может крыться не в «лени», как многие считают, а совершенно в другом. Определить может только специалист! Много полезных советов! Особенно понравилось — «хотите помочь — помогайте!»
Анна говорит
Я не учитель. Мама. И у меня были проблемы с русским, чтением и английским. Хотя по математике и др предметам 4 и 5. И сколько я не учила в средних классах грамматику (уже сама хотела получать хорошие оценки). Толку не было. Правила знаю, а пишу не правильно. А сейчас и у дочери такие же проблемы. Устройсто мозга такое по видимому. Статья интересная.
Юлия говорит
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, если ребенку уже 16, и все годы мы занимались и боролись за грамотность, но так и не пришли к положительным результатам, что нам делать или уже все поздно???
Хадижа говорит
Спасибо Вам огромное, Марина!!
Зульфия говорит
Очень понравилась статья. Огромное вам спасибо Марина