Давайте поэкспериментируем. Нарисуйте класс. 30 учеников. Как вы их на рисунке рассадите? Ну точно не в кружок, не по диагонали, не кучками – а в затылочек.
10-11 школьных лет каждый из нас рассматривал затылок впереди сидящего одноклассника. И наш затылок кто-то изучал.
Движение – вот чего не было на наших школьных уроках никогда.
Нет и сейчас. «Не вертись, сядь ровно, что ты как уж на сковородке?» — вот установки учителя.
Почему в течение нескольких веков все педагоги упорно добиваются на уроке от детей неподвижности и молчания?
Потому что руководить процессом обучения детей, при этом разрешать им двигаться, говорить, перемещаться по классу, играть, выражать эмоции, задавать вопросы, не дожидаясь, когда дадут слово, — это высший педагогический пилотаж. И этому не обучают в педвузах.
Поспорим с некоторыми мифами.
Миф 1. Некоторые дети неуправляемы! Есть классы, в которых невозможно установить дисциплину.
Все дети управляемы. Все дети вменяемы. Для доказательства: в каждой школе есть классы, которые одного учителя слушают затаив дыхание, а у другого «ходят на головах».
Миф 2. В тишине дети лучше усваивают материал.
Лучше усваивается та информация, для усвоения которой задействованы разные системы организма (и слух, и зрение, и речь, и движение). А это невозможно в полной тишине.
Миф 3. Играть уместно только на перемене. На уроке надо учиться!
Игра как часть урока – это лучший способ надёжно оставить информацию в голове ребенка. Потому что игровой азарт вызывает интерес. Интерес вызывает максимальную концентрацию внимания. Внимание обеспечивает проникновение информации в наше сознание. Без осознанного луча внимания информация останется за порогом нашего мозга.
Миф 4. Движение отвлекает ребёнка от обучения.
Если движение никак не связано с обучением, то оно может отвлекать. Но если вы сумеете сделать движение одной из методических составляющих вашего урока, ваши ученики будут намного быстрее запоминать, намного радостнее бежать на ваш урок, намного лучше себя чувствовать на уроке физически.
Вернёмся к рисунку класса, с которого мы начали разговор. То, что подавляющее большинство учителей нарисует класс именно сидящим «в затылочек», не вызывает сомнения. Интуитивный учительский порыв «упорядочить, сковать, утихомирить» постепенно приучает детей к отсутствию живого активного участия в процессе «образовательного путешествия».
Можно сравнить это с ситуацией, когда маленький ребенок в 5-7 месяцев активно вырывает ложку у мамы и хочет сам орудовать ею. Но мама ценит чистоту и порядок. Ложку забирает и кормит сама. К году ребёнок надёжно привык лишь открывать рот во время трапезы.
Добавить движение в урок – эта мысль как подарок осенила педагогов нашего учебного центра «Современное образование» после знакомства с нейропсихологией.
Ни одна из функций мозговой деятельности не должна «стоять на паузе» во время урока.
Мало слушать и писать. Нужно и прыгать, и проговаривать, и хлопать, и подбрасывать, и ловить, и дуть, и петь, и топать, и танцевать, и шептать, и угадывать на ощупь, и успевать на скорость, и бросать, и приседать, и смеяться.
И в каждом случае будет работать определённый участок мозга.
Именно это важно – включить все лампочки гирлянды.
Именно этот посыл нейропсихологов помог нам придумать необычную программу «Движение. Логика. Грамотность».
Мы соединили русский язык с движением и преподаём так в нашем учебном центре. Но сама идея универсальна и беспроигрышна. Она соединяется и с обучением английскому, и математике, и чтению.
Учитель должен знать о необходимости и пользе участия всего тела ребёнка в процессе обучения.
Мы не должны «отбирать ложку».
Дети могут не только «сидеть в затылок» на уроке.
Рисунок класса должен быть другим.
Нарисуйте свой вариант. Новый, радостный, эффективный.
А что вы как родитель думаете о подвижных школьных занятиях? Поделитесь, пожалуйста, мыслями в комментариях.
Анна говорит
Добрый день!
Интуитивно согласна с автором. На какой возраст рассчитана ваша программа «Движение. Логика. Грамотность.»?
Можете показать какой-нибудь урок, как проходит, как реагируют дети?
София говорит
Доброго времени суток! К большому сожалению, даже в частных школах не встретишь с передовыми идеями, все настолько закоренело, закостенело прочно в нас, в наших умах… «руки Педагога связаны» бюрократической отчетностью…Безумно жаль. Хотелось бы хотя бы вкратце, на нескольких примерах, увидеть новый подход, в чем собственно методикам заключается…
Маргарита говорит
Я работаю с дошкольниками в детском центре. Они не могут усидеть и 15 минут. Использую игры- разминки для усвоения материала, включаю пальчиковую гимнастику со скороговорками, Мы прохлопываем звуки, бросаем и отбиваем мяч, Короткие стишки лучше всего дети запоминают, прыгая на батуте. Знаю, что движения должно быть много. Здорово , что есть такие методики!
Хотелось бы познакомиться!
София говорит
Дети! Сколько будет 2*5?
-10! 10! 10! 10! 10!
-Молодцы!А ну-ка, кто громче?
-ДЕСЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯть!!!!!
ать-ать-ать-ать (один особенно увлекающийся готов еще 15 минуть акать, поэтому учитель поскоками двигается к нему и, радостно двигаясь рядом с ним и повторяя:- ать-ать-ать, скачет с ним к доске и говорит:
— Сейчас Вася напишет нам эту прекрасную цифру на доске. Молодец, Вася, давайте, ребята, все ему похлопаем. а теперь все дружно потопаем!
А теперь возмемся за руки и в хороводе выучим песенку :»Жи-Ши мы пишем с буквой И»
Пример так, наверное?))))))
София говорит
P/S. знаю, что написала точку вместо запятой и «возьмемся» надо было написать с мягким знаком, но я тоже прыгаю-прыгаю-прыгаю, скачу-скачу-скачу.. так что имею право!)
Оксана говорит
Добрый день! Работаю в государственной школе — парты одноместные, легко двигаются, каждые две недели новая расстановка — и в кружочек, в том числе)) Детям нравится, сложнее с родителями — им непривычно, беспокоились в начале, не мешает ли это учебному процессу.
Наталья говорит
Оксана, а что за школа? Где находится, какой номер? Какой уклон?
Валентина говорит
Да, коллеги, это общая беда как для детей, так и для взрослых. Я помню физическое чувство усталости от сидения на лекциях в ВУЗе (почему -то в школе меньше). А в настоящее время сидячий «режим» в офисах, за компьютером, за рабочим столом у многих служащих. И с возрастом страдают двигательные органы, сосуды, здоровье в целом от недостатка движений. Это общая проблема. С этим нужно что-то делать! Посмотрела недавно ролик, как в китайской школе в перемену все (вместе с директором школы) танцуют на улице. Красота! А вы можете представить в нашей школе танцующего с детьми директора школы в будни или ежедневно ? Да, у нас консерватизм в головах.
Евгения говорит
Хорошие педагоги и в советской школе использовали движение на уроках и другие способы для лучшего усвоения материала.
ivanovatn говорит
Огромное спасибо за Ваш уникальный труд!!! Много полезной информации. Буду очень рада и в дальнейшем с Вами общаться.
Маргарита говорит
Согласна с расстановкой парт разными способами .
И наш учительница всегда на уровне глаз ребят находится , с ними за партой сидит. Они в течении урока могут и на коленки к ней присесть.?
Ещё интересный опыт вместо стульев использовать футболы.
Елена говорит
Хотелось бы увидеть урок чтения в движении или письмо. При этом прошу учесть, что в классе, например, 25 мальчиков и каждый говорит…
Газарова Диана говорит
Всех заклинило на партах…. это одна из составляющих. Поверте работаю со школами. Есть конечно разные. Но большинство нас так и называют — цирк приехал. Мы со своими методиками для них цирк. Они не пускают к нам детей. Зачем им умные, талантливые и те кто потом будет говорить вот Вы Мария Ивановна скучная… дети же очень открытые и все рассказывают. Проблема в зав.учах и директорах. А глобально проблема на самом верху. Где не хотят видеть таланты, а придумали эти ОГЭ и ЕГЭ, которые и сами то сдать не могут. Бедные наши детишки. Но мы выбрали профессию УЧИТЕЛЬ — всё равно нас больше!!! Нейропсихология очень интересная наука. Очень бы хотелось познакомиться с этой программой. Не хватает молодых кадров. Заканчивают пед.институт и идут в продавцы… Вот это беда…
Ирина говорит
Диана,здорово. А я очень переживаю,что родители прежде всего огорчаются и выражают недовольство-ребенок не сидит. Детям нравится заниматься активно. Дочь читает ,когда играем в вышибалы или вертится на спорт комплексе. В каком городе вы работаете? Интересно познакомиться с такими методиками. Я так рада,что не одинока в этом вопросе!
Диана Газарова говорит
Здравствуйте Ирина! Я работаю в городе Воронеже! У нас очень хороший большой Детский Образовательный Центр. Пишите. Всегда буду рада поделиться чем могу. А Вы из какого города?
Светлана говорит
Классная статья! Очень актуальная. Вот методики бы посмотреть, потому что готова к тому, чтобы дети двигались, но сама вместе с ними прыгать не буду… танцевать буду!
Елена говорит
Спасибо за статью!
Татьяна говорит
Здравствуйте. Я думаю, что это очень интересная методика. Тем более, что сейчас дети гиперактивные. Я бы с удовольствием её применила в практике. Спасибо.
Анна говорит
Здравствуйте. Для какого возраста разработана методика? Можно ли ее купить?
Евгения (команда Ивантер Плюс) говорит
Методика предназначена для школьников 1-8 классов. Узнать о ней подробнее и приобрести можно здесь: https://bestbabyclub.ru/products/dvizhenie-logika-gramotnost/