В деловом журнале, где я когда-то работала, была рубрика «Истории успеха». Журналисты встречались с лидерами российских быстрорастущих компаний, выспрашивали секреты, которые привели на вершину, а потом писали об этом статьи.
Помню, редакторы наставляли молодых корреспондентов: только не надо начинать подобные статьи со слов «Эта компания основана двумя выпускниками Физтеха», придумывайте более оригинальное начало. Факт был очевидным — часто героями публикаций становились выпускники Московского физико-технического института (МФТИ, или Физтеха).
Мы, журналисты, объясняли это явление себе так: раз они смогли разобраться в какой-нибудь ядерной физике, от которой нормальный человек (ну как мы, гуманитарий) сразу свихнётся, разобраться в бизнесе для них – раз плюнуть.
Сегодня я хочу рассказать еще об одном выпускнике Физтеха, история которого подтверждает это рассуждение. Вопросы, от которых годами заходит ум за разум у среднестатистического владельца бизнеса, 27-летний Юрий Спивак, выпускник факультета аэрофизики и космических исследований, основатель школы «Хочу знать», раскладывает по полкам чётко и быстро.
Довольно быстро Юрий разбирается и с собственным бизнесом. Пять лет назад, в феврале 2011 года, его школа представляла из себя 12 квадратных метров в московском бизнес-центре и трёх учеников, с которыми до этого Юрий занимался как репетитор по математике.
Сейчас его курсы по подготовке к ЕГЭ «Хочу знать» — это 200 метров в центре Москвы, 50 преподавателей и еще 20 сотрудников в постоянной команде. В год они выпускают более 800 учеников. Группа школы ВКонтакте имеет 200 тысяч участников, канал на Youtube — 50 тысяч подписчиков и 15 миллионов просмотров.
С Юрием мы побеседовали о том, как ему это удалось, что должен и чего не должен делать собственник бизнеса, почему рынок курсов ЕГЭ в ближайшие годы, скорее всего, удвоится, реально ли открыть подготовку к ЕГЭ в детском клубе и какими компетенциями должны обладать партнёры в бизнесе.
Поступление в бизнес
— Юра, сдавал ли ты ЕГЭ, когда заканчивал школу?
— В 2006 году, когда я заканчивал одиннадцатый класс, ЕГЭ уже вводили, и мы его сдавали в тестовом порядке тоже. Но в институт я писал экзамены. И история поступления в МФТИ — это начало моего бизнеса. Я всегда любил математику, ездил на олимпиады. А физику ненавидел, никогда её не учил, на уроках списывал — в физике я был ноль, честное слово.
Однажды одноклассница потащила меня на физтеховскую олимпиаду, которая проходила в марте. Я написал математику на 10 или 9, это был уже проходной балл. А по физике не понял ни одной задачи, но написал «решение» всех номеров, и мне поставили 2 балла – наверное, за чувство юмора.
Оставалось два шанса. В апреле должна была состояться еще одна олимпиада, и в июле — сами вступительные экзамены. Я решил готовиться сам, без репетиторов. И не стал применять методы типа «прорешивать варианты». Мне уже тогда было понятно, что они не работают, если человек не понимает тему.
Я начал разбираться с тем, как за короткий срок действительно понять, выучить, получить системные знания, усвоить большой объём информации. И ответ был прост – надо идти последовательно. Как бы ни хотелось побежать вперёд, перескочить. Всё-таки объём огромный: в Физтех всегда было трудно поступить, и сейчас у него один из самых высоких проходных баллов в стране.
На следующей олимпиаде я переписал физику уже на 5 баллов. Эта оценка была для меня показателем: то, что я делаю, — работает. По факту я за месяц выучился с нуля до 5 баллов. И следующие 2 месяца я был безвылазно дома, никуда не ходил, продолжал учить. В итоге написал физику на 9 баллов и поступил.
— Эти методы обучения ты теперь применяешь в своей школе?
— Я их применял и к себе во время учёбы в вузе, и с первыми учениками, которые появились у меня уже на втором курсе.
Идея школы появилась не сразу, были другие бизнес-проекты – например, сайт «Курсомания», на котором мы собирали и продвигали все курсы, существующие тогда в Москве. Я рассматривал и другие идеи дохода – например, работать на четырёх работах. Поставив себе планку иметь 80 тысяч рублей в месяц, я серьёзно составлял расписание, в которое входили работа продавцом в Zara, репетиторство, работа дворником и еще что-то.
Но потом пришло понимание, что больше всего мне нравится преподавать. И тогда я придумал название – «Школа математики Юрия Спивака», зарегистрировал домен, снял комнату в бизнес-центре и сказал своим ученикам, которых у меня было восемь, что теперь преподаю в группах. Кому-то из ребят не подошло расположение, кто-то посчитал, что в группах занятия будут неэффективными. И я начинал в феврале 2011 года с тремя учениками, каждый из которых занимался в «группе», состоящей из одного человека — потому что они все были разных возрастов.
Тогда я кое-как начал давать объявления в Яндекс.Директе, и этот учебный год закончил кажется, с двенадцатью учениками.
— Кроме контекстной, у тебя была какая-то еще реклама?
— В то время я мыслил не цифрами, а качественными категориями типа «хорошо», «плохо», «прикольно». Тогда хорошо и прикольно мне показалось записывать видеоуроки. Я взял актуальные варианты ЕГЭ и по ним начал записывать видео с решением. Потом раскидал эти записи по тематическим группам ВКонтакте. Да, еще я создал свою группу ВК — без оформления, картинок, текста. В качестве аватарки стоял знак вопроса, был только призыв вступить в группу.
И забыл об этом. Когда учебный год закончился, я подумал, что надо развивать группу и полез в ВК. И я увидел, что в мою группу уже набралось две с половиной тысячи человек – люди смотрели видео, приходили в группу. Всего просмотров было 100 тысяч.
— И видеоуроки обеспечили тебе поток на следующий учебный год?
— Отчасти. Бизнес-центр, в котором я работал, закрылся. Других подходящих помещений не было. Я искал в ЦИАНе, и при этом никогда не выбирал ничего внутри Садового кольца, для меня там было дорого. Я уже в отчаянии вбил станцию метро «Театральную», и тут показался офисный центр, в котором мы и сейчас работаем. Там 3 кабинета стоили 50 тысяч в месяц, меньше нельзя взять. Для меня это было очень много, но других вариантов не было.
Появились первые клиенты с Яндекс.Директа, и с видеоуроков. Некоторые ученики приходили, когда еще не было мебели. Я ходил по кабинетам и говорил: вот здесь будет стол, здесь – стул. Позже, в конце учебного года, я спросил одну из выпускниц, почему она не сбежала, когда ей показывали пустые комнаты. Она сказала: «А я до этого смотрела видео, влюбилась в твоё объяснение решения, и мне было неважно, где будут проходить занятия». Тогда я почувствовал силу контент-маркетинга. В тот год мы выпустили 93 ученика.
Вытесняя репетиторов
— Расскажи, пожалуйста, какое нужно помещение для курсов – размер, расположение, планировка.
— Фактор расположения у нас не имеет такого значения, как в детском клубе. ЕГЭ – это работа со взрослыми ребятами, которые могут добираться сами на общественном транспорте, ехать 15-20 минут — для них вполне нормально. Должна быть удобная транспортная развязка в плане маршруток, автобусов, троллейбусов.
Требования к помещению самые минимальные – доска, парты, стулья, нормальное освещение, нормальное проветривание, от 12 до 20 метров. Рабочий вариант: 1 администраторская и 3 учебных комнаты.
— Лучше расположиться на первом этаже жилого дома или в бизнес-центре?
— Возможны оба варианта. Наше нынешнее помещение в бизнес-центре удобно тем, что здесь много комнат. Они периодически освобождаются, и можно гибко себя вести – набирать дополнительные кабинеты, потому что в течение года у нас разная нагрузка. Например, у нас сейчас 8 аудиторий, мы будем добирать до 11.
А на лето сбрасываем все комнаты, оставляем только 4 аудитории. Ворчат, конечно, арендодатели. Но они на нас тоже нормально зарабатывают. Вот сейчас мы им 400 тысяч в месяц платим.
— Кстати, что у вас с сезонностью?
— Если мы возьмём спрос в ноябре за 1 икс, то в сентябре – 4 икс, в августе, октябре и январе – по 2 икс, остальные месяцы по иксу, а летом всё очень плохо. В десятых числах июня мы закрываем обучение и сосредоточиваемся на продажах на следующий учебный год.
— Где ты берёшь педагогов?
— Педагоги – студенты профильных вузов начиная со второго курса, аспиранты. Мы рассматриваем только топовые вузы и берем людей только до 30 лет – это связано с нашим позиционированием.
Многие другие школы для школьников, наоборот, ориентированы на преподавателей постарше. «Женщина, 45 лет, 20 лет опыта работы в школе» — стандартный запрос работодателей. Это другая история. По моему опыту, такие педагоги не готовы решать задачи, когда за три месяца надо подготовить ученика к ЕГЭ чуть ли не с нуля.
— То есть, опыт работы тебе не нужен?
— У нас планка – опыт репетиторской работы от одного года, минимум три обученных ученика. Мы можем себе это позволить, уже научились из вала репетиторов отбирать перспективных, потому что у нас теперь есть экспертность, а именно методисты и старшие преподаватели по предметам, которые участвуют в отборе.
Но если экспертности внутри компании мало, то лучше поставить более высокую планку – три года опыта и так далее. Репетиторов в любых городах очень много. В принципе отобрать есть из кого, особенно в Москве. В регионах, наверное, чуть сложнее.
— Наверное, студентам и платить можно меньше, чем преподавателям с 20-летним стажем.
— У нас расходы на зарплату – это 20-25 процентов от выручки.
— На мой взгляд, это просто прекрасная цифра. У нас больше. Ты работаешь с образовательной лицензией? И какую организационно-правовую форму используешь?
— Правовая форма не важна – ИП, ООО, любая другая. У меня ООО. Никаких разрешительных документов не нужно. С лицензией мы не заморачиваемся, так как у нас нет фиксированных программ. Да, есть базис, на который мы опираемся. Но в каждой группе, на каждом индивидуальном занятии решение принимается непосредственно на основе общения с учениками — что мы сегодня разберем, что завтра, что через неделю будем делать. И по опыту всего рынка на это оформляется договор на оказание консультационных услуг. Правда, некоторые школы делают лицензию для перестраховки.
— Как ты думаешь, есть ли на этом рынке место для новых игроков? Нужны ли стране новые курсы по подготовке к ЕГЭ?
— Нужны. Рынок платного образования для старшеклассников растёт. В школе учат плохо, и становится хуже, поэтому растёт потребность в дополнительном обучении. Сейчас средний балл ЕГЭ по математике – 45 из 100. Чтобы получить 45 баллов, нужно решить первые 7 задач, это уровень 8-9 классов.
При этом для поступления в хороший вуз нужно более 80 баллов, в Физтех – 92. И больше, чем 80 баллов, получает только 1 процент учеников – как ни странно, этот процент одинаковый в Москве и в целом по стране. В Москве, по разным данным, около 60 тысяч одиннадцатиклассников – получается, только 600 из них получают по математике больше, чем 80 баллов.
Многие родители готовы платить за то, чтобы их ребёнка подготовили к экзаменам. По моим расчётам, они тратят на дополнительное обучение три миллиарда рублей в год – только в Москве и только на одиннадцатиклассников.
Сейчас в большинстве случаев – в 70% — они выбирают репетиторов. Но я думаю, что это соотношение будет меняться.
— Почему, на твой взгляд, родители будут меньше обращаться к частным репетиторам и больше – к курсам?
— Сейчас в Москве зарегистрировано 12 тысяч репетиторов по математике. Одиннадцатиклассников, напомню, 60 тысяч. Спрашивается, если они все хорошие репетиторы, почему в Москве всего 600 школьников получают за ЕГЭ больше 80 баллов?
Можно сделать вывод, что большинство из них плохо учит. По практике могу сказать, что самый распространённый подход – «прорешивание вариантов». Реального обучения, при котором идёт вдумчивое, системное накопление знаний, нет.
Если будут появляться курсы, на которых есть определённый уровень педагогов, контроль, методика, они будут оттягивать долю у частников. Я думаю, что курсы займут 70% рынка. Рынок курсов минимум удвоится, а то и утроится.
Преподавание или управление
— Такой рост, когда всё вокруг падает? Ничего себе, надо присмотреться к этой нише. Как ты считаешь, можно ли в детском центре открыть курсы по подготовке к ЕГЭ? В последнее время мысль о занятиях для школьников мне нравится всё больше и больше – им нужны только парты и доска, они меньше болеют, они более самостоятельные, и им не нужно огромное количество игрушек и пособий, которые требуют малыши.
— Думаю, да. У меня есть знакомая, у которой в детском центре есть подготовка к ЕГЭ как одна из услуг.
Вообще на нашем рынке есть два подхода. Первый — делать разные курсы для старшеклассников, связанные и несвязанные с ЕГЭ. В этом есть свои плюсы. Но логика здесь такая, что школа, которая ведёт 100 направлений, не может быть таким экспертом в ЕГЭ, как мы, ведь мы все силы, не распыляясь, бросаем на ЕГЭ.
Но в детском центре априори много других услуг. Поэтому в этом случае не надо ограничиваться только ЕГЭ, логичнее сделать набор курсов для старших школьников. Вас не будут воспринимать как суперсильные курсы, но будут другие плюсы – близость к дому, сложившиеся уже отношения с родителями, которые водят к вам младшего ребёнка.
— Да, такая же ситуация и с другими направлениями. Есть языковые школы и специализированные хореографические студии, в которых, по идее, обучение сильнее, чем у нас. Но всё же из года в год родители приводят к нам детей на английский и танцы. А сколько нужно денег, чтобы открыть курсы отдельную школу ЕГЭ, не связанную с детским центром?
— Я открыл школу и довёл ее до оборота 9 млн рублей в год, вложив около 300 тысяч, которые надо было заплатить за аренду, мебель и какую-то рекламу. То есть, начинать учить можно почти без вложений.
Потом основные инвестиции идут в маркетинг, и тут цифры ограничены только фантазией собственника. Первые три года я вкладывал деньги в рекламу из оборотных средств. В последние два года я два раза брал кредиты по 2.5-3 млн рублей на маркетинг и быстро их возвращал. Мы по 30-40 тысяч в день тратили на Яндекс.Директ. По сути, мы их возвращали в тот же месяц, но нам нужен был запас для поддержания кэш-фло.
— Эти инвестиции и позволили поднять обороты с тех девяти миллионов в год до нынешних тридцати?
— Не только. Первые три года я зарабатывал не на школе, а на преподавании. Брал себе группы с высоким ценником, самых «сочных» индивидуальных учеников. А группы других педагогов тогда не были эффективными – всё, что они зарабатывали, уходило на маркетинг, аренду, администрирование.
У меня есть возможность зарабатывать 300-400 тысяч в месяц, преподавая в своей школе. Но я решил стать полноценным управляющим. Пришлось полностью перекрыть этот источник дохода. Я уже два года вообще не преподаю, но именно эти два года у меня есть прибыль от школы как от бизнеса.
И это не только моя история. Ко мне приезжали ребята из другого города, муж и жена, тоже владельцы курсов, они оба преподаватели. У них в голове нет разделения между преподаванием и школой. Они называют какие-то цифры, а мне понятно, что они себя максимально заняли как преподаватели, каждый из них на преподавании зарабатывает по 200-300 тысяч.
А школа, то есть, группы других педагогов, приносит им массу мучений и только 50-100 тысяч дохода.
Я им сказал, что надо выбрать что-то одно. В преподавании есть свои плюсы, вы сразу много зарабатываете. Но тогда убирайте школу, зачем она вам со своими проблемами? Или надо уходить от преподавания, чтобы развивать себя как управленца.
— Что нужно знать, кем надо быть, чтобы открыть курсы ЕГЭ? Твой бизнес начинался с частной практики, ты сам был репетитором, потом стал привлекать других преподавателей. Если я не преподаватель, смогу ли я открыть курсы ЕГЭ?
— Если ты не являешься экспертом в продукте, тебе надо привлечь эксперта по этому продукту – либо как партнёра, либо как наёмного сотрудника. Если ты думаешь о ЕГЭ в детском центре, то тебе нужен опытный преподаватель – желательно такой, который хорошо понимает «боли» потенциального клиента, подходы к ним и может дать советы по привлечению клиентов и продажам.
Вообще, в любом бизнесе важны четыре составляющие. Они должны быть либо внутри одного собственника, либо они разнесены по партнёрам.
Первая – это экспертиза в продукте. Вторая составляющая – маркетинг, в частности, интернет-маркетинг. Если собственник говорит «Какой еще Яндекс.Директ? Я не хочу в этом разбираться. Я преподаватель и хочу преподавать!» — в этом случае нужен партнёр-маркетолог, или сотрудник.
Третья составляющая – это управление, опыт в бизнесе и взаимодействии с людьми, стратегическое планирование. Четвёртая составляющая – это финансы, человек, который проинвестирует проект.
Ответ на вопрос, как заменить недостающую компетенцию, зависит от денег, которые ты готов вложить и потерять. Что значит «нанять эксперта в ЕГЭ»? Это значит – возможно, 3-4 раза ошибиться. Что значит нанимать маркетолога? То же самое.
— А как это было у тебя? Насколько я понимаю, начиная, ты был экспертом в продукте, но не в маркетинге и управлении?
— На самом деле все 4 компетенции были практически на нуле. Я всё совмещал в себе и везде были ошибки. В маркетинге сотни раз мои гипотезы не подтверждались. В продажах я однажды потерял 2.5 млн, вложившись в канал, который мы до этого не протестировали.
Были ошибки в найме, когда люди раз за разом не выходили на работу или воровали деньги и компьютеры и сбегали. Я нанимал администраторов и думал, что они работают, но они просто отсиживались. Я нанимал вроде бы «хороших» преподавателей, а от них валом уходили ученики. И мне было непонятно, почему нанятые мною люди не работают, а они не понимали какого результата от них ждут.
Были ошибки в финансах — например, когда думал, что стал зарабатывать 1 миллион рублей в месяц, а на самом деле сидел в жестком минусе.
— Как ты решал эти вопросы?
— Первые несколько лет я развивал собственные навыки. Теперь стал нанимать компетенции. Например, есть методист и 14 старших преподавателей по всем предметам — им я доверяю в плане продукта. В продажах и маркетинге я нанимал все компетентнее и компетентнее ребят. Сейчас, кажется, нанял маркетолога сильнее меня. В управлении бизнесом в настоящее время занят я, но следующий шаг — найм генерального директора.
— Звучит очень сложно, особенно, я думаю, для начинающих.
— На самом деле я вот сейчас вспоминаю всех своих конкурентов и понимаю: за одним исключением все курсы ЕГЭ создавались преподавателями. Школа вырастала из частной практики в бизнес. То есть, владелец бизнеса сам в себе развивает эти компетенции: сначала он эксперт в продукте, потом разбирается с маркетингом, управлением, сам в это инвестирует. Такой путь замедляет формирование бизнес-системы, но он самый безболезненный по деньгам.
Действительно, любой бизнес, на котором можно зарабатывать, а не просто в него играться, будет непросто строить. Ведь и в детском клубе реальность не такая ванильная, как может показаться на первый взгляд. Этот бизнес своей кажущейся простотой и вроде понятной болью клиента манит мам, желающих зарабатывать на чём-то приятном. Но есть обратная сторона медали — проблемные клиенты, капризные преподаватели, кассовые разрывы. Что есть на самом деле экспертность в продукте детского клуба? Она приходит с опытом погружения в вопрос.
Любой человек в любой момент имеет необходимые 4 компетенции в какой-то пропорции. И всегда есть выбор. Вариант первый — пойти применять то, что знаешь уже сейчас. Если у тебя уже развиты маркетинг и продажи, есть деньги — бери в партнёра эксперта по продукту или найми его.
Вариант второй — учиться. В теории или на практике, как угодно.
Возможность найти нишу, где уже все готовенькое ждёт именно такого профи, как ты, — скорее всего иллюзия. Но вот что можно сказать точно: труд и обучение в любой нише превратятся в опыт, и всё будет получаться.
— Спасибо за интересный разговор. Надеюсь, что мы еще встретимся и обсудим некоторые из затронутых тем подробнее.
— Буду рад.
Отличная статья! Больше всего поразили суммы — 30-40 тыс. в день на яндекс-директ! Надо получше его изучить!
Что именно поразило, что можно столько потратить за день?) 30 000 рублей — это всего 200 переходов на сайт в сутки при цене 150руб за клик в такой конкурентной теме запросов, тем более для Москвы.
На Яндекс-директ можно легко слить огромное количество денег.
Мастерство — это сделать так, чтобы контекстная реклама окупалась.
Если она у него окупается, то я за него могу только порадоваться — значит, он действительно крут.
Спасибо за интервью! Очень мотивирующее.
Зарина, развивай и эту нишу тоже ;-)
Спрос будет!
Спасибо, отличная статья!
Супер! Вот это я понимаю подход!
Отличная статья!! Есть чему поучиться, сразу увидела свои минусы в работе. Спасибо, Зарина.
Вы заставляете задуматься и идти дальше.
Зарина,благодарю за очень интересную тему по курсам ЕГЕ -давно хочется узнать, как это осуществить на базе детского центра? С уважением к вам .
За 5 лет такой результат. Отдельно вопрос — про первую составляющую. Экспертность в продукте. Здесь продукт-хороший педагог?
Захотелось тут же встать и работать, над своим клубом и собой! Тем более, что герой интервью твой ровесник!
Спасибо огромное!!! Интересная информация. Еще одна идея привлечь старшеклассников!
Интересная статья! Спасибо! Надо посмотреть его видео. Мне не 27 лет, я не педагог, но у меня 3 ученика. Первоначальная идея была клуб развлечений, праздники, проведение дней рождения и все в этом духе. Не пошло! В нынешней экономической систуации, у народа нет лишних денег! Я конечно расстроилась, но не упала духом. Взяла 3 учеников, 2 ученика 1 класс и 1 четвёртый. Это конечно не ЕГ. Некоторые подумают: «нашла, чем хвастаться». После прочтения этого интервью, я воспаряла духом. Надо работать ! И все получится! Спасибо!
Я учился 2 года в заочной школе при Физтехе.
В чем радикальное отличие подхода Физтеха от обычной школы или среднего университета — они знают, как учить!
Я за 2 года стал отлично разбираться в физике, хотя до этого вообще ее не понимал — все это благодаря ЗФТШ.
Если человек знает, как правильно и эффективно учиться, он может быстро обучиться чему угодно. Пример Юры это подтверждает.
Меня удивляло то, что физтехи сохраняют эти знания только внутри своей системы и не делятся ими с другими — может, быть им просто приятно сознавать себя интеллектуальной элитой страны.
Хочется надеяться, что таких людей как Юрий будет появляться больше и у нас в стране когда-нибудь появится современная и эффективная система образования.
Кстати, я живу в Долгопрудном и у меня детский центр, в котором мы стремимся внедрять передовые методики обучения. Я хочу создать принципиально другую систему образования.
> Первые три года я вкладывал деньги в рекламу из оборотных средств. В последние два года я два раза брал кредиты по 2.5-3 млн рублей на маркетинг и быстро их возвращал. Мы по 30-40 тысяч в день тратили на Яндекс.Директ.
Меня вот это поразило. Брать кредиты по 3 млн рублей и тратить их на маркетинг!
Обычно у меня есть мысли такие, чтобы взять кредит на покупку материалов или обустройство нового помещения или чтобы нанять людей на зарплату, а реклама — не очевидное вложение денег: ты тратишь деньги, а прямого измеримого результата не видно, поэтому как-то и тратиться на нее не хочется. Но при этом: нет рекламы, значит нет клиентов и нет бизнеса.
Видимо, Юрий сильно уверен в своей бизнес-модели и хорошо разбирается в маркетинге, раз не боится так рисковать?!
Ребята! Такие размеры кредитов — это круто. Мне интересно кто дал их студенту без наличия шикарной официальной зар.пл??? Недавно хотела взять 1500000… не дали зп 140тысяч им маленькая!
что касается курсов, то это легко. У меня самой Центр знаний, наняла преподавателей из лучшего ВУЗа города и все. Проблема не в этом, а в том что бы на эти курсы валом повалили… Реклама есть, а детей 4, одна из которых моя дочь (эти курсы я кстати для нее и создала, не хочу деньги просто так на репетиторов выбрасывать). Так что идея хорошая, но детей нет. В Москве, как нам рассказали, картина другая
Зарина, здравствуйте! Вы планируете продавать курсы по подготовке к ЕГЭ? Если это возможно) очень хочется их приобрести)
Здравствуйте, Диана! Уточните, пожалуйста, какие именно курсы, касающиеся подготовки к ЕГЭ, Вы хотели бы пройти.
Добрый вечер! Хотелось бы поднять это направление в своём клубе с сентября 2016, но не знаю с чего начать. Хотелось бы курсы по всем предметам Егэ и Огэ, но непонятно возможно ли их сделать в принципе? Или может методика секретная героя вашего интервью, как за короткий срок разобраться в предмете , а не просто прорешивать) спасибо!
Диана, вопрос понятен. Подумаем в этом направлении.
Спасибо , Зарина! Вы такая умничка !
Здравствуйте, Зарина! В интервью Юрий Спивак говорит об отсутствии у него лицензии. Хотя на сайте у него заявлено Образовательный центр Школа «Хочу знать». Он говорит о договоре на оказание консультационных услуг. Не могли бы вы дать разъяснения по этому поводу? Какой ОКВЭД при этом необходим?
Добрый день, Оксана! Давайте я так отвечу: в нашей стране никакие документы не смогут вам гарантировать, что вас не за что будет штрафовать или «наказать». Если вникнуть в детали получения лицензии, то вы узнаете, что она привязана к конкретному местоположению образовательного учреждения и еще требует много чего. В следствии этого, многие организации, получившие лицензию, обладают ею формально, нарушая при этом фактические условия, под которые эта лицензия дается. Для перестраховки и повышению доверия со стороны клиентов лицензия нужна. Поэтому если есть возможность — оформляйте. Мы планируем в ближайшее время тоже начать оформление лицензии.
Но вы можете оформлять договор на оказание консультационных услуг. Именно так и поступают на данный момент 90% курсов ЕГЭ и прочих образовательных центров.
Т.е. если я обращаюсь к вам за консультацией и вы не даете мне диплом, сертификат и т.д., то для такой деятельности лицензия не нужна.
Опять-таки об этом можно спорить и вас и в том и другом случае будет за что штрафовать, если это будет кому-нибудь нужно.
По ОКВЭД можете взять что-то из 80 номера
Спасибо, Зарина! Мне было очень интересно. Я многое узнала.Спасибо Юрию.
Здравствуйте. Вы пишите, что не важно ИП или ООО. А как быть с преподавателями? ИП вроде как не имеют права нанимать на работу преподавателей ( быть посредниками в образовательной сфере). Как насчет ООО? По каким договорам у вас работают ваши сотрудники?
Юрий и Зарина! Большое спасибо за интересную и крайне полезную статью!
Тема для меня очень актуальна, т к подготовка к ЕГЭ/ОГЭ — это именно то, чем мы занимаемся, точнее начинаем заниматься с этого учебного года.
Создан Центр, арендовано помещение, приглашены грамотные преподаватели, пытаемся активно рекламироваться (мы в спб). По ряду причин мы не можем получить лицензию из-за особенностей арендуемого помещения, соотв-но Ваш опыт подписания договора на оказание консульт услуг — это единственно возможный вариант оформления отношений с заказчиками. Но вот что именно прописывать в договоре в кач-ве консультационных услуг (нужна ли детализация по направлению / кол-ву часов / конкретному расписанию) или достаточно рамочного формата, я пока не очень понимаю… :( Могли бы Вы меня, пож-та, проконсультировать, как грамотнее прописать эти моменты в договоре, чтобы и клиенты были спокойны, и в т з действ законодательства к нам не возникало вопросов. Заранее благодарю!
Приветствую вас. Зарина и Юрий. меня тоже интересуют детали такого договора о конс. услугах. напишите. пож-ста!