В деловом журнале, где я когда-то работала, была рубрика «Истории успеха». Журналисты встречались с лидерами российских быстрорастущих компаний, выспрашивали секреты, которые привели на вершину, а потом писали об этом статьи.
Помню, редакторы наставляли молодых корреспондентов: только не надо начинать подобные статьи со слов «Эта компания основана двумя выпускниками Физтеха», придумывайте более оригинальное начало. Факт был очевидным — часто героями публикаций становились выпускники Московского физико-технического института (МФТИ, или Физтеха).
Мы, журналисты, объясняли это явление себе так: раз они смогли разобраться в какой-нибудь ядерной физике, от которой нормальный человек (ну как мы, гуманитарий) сразу свихнётся, разобраться в бизнесе для них – раз плюнуть.
Сегодня я хочу рассказать еще об одном выпускнике Физтеха, история которого подтверждает это рассуждение. Вопросы, от которых годами заходит ум за разум у среднестатистического владельца бизнеса, 27-летний Юрий Спивак, выпускник факультета аэрофизики и космических исследований, основатель школы «Хочу знать», раскладывает по полкам чётко и быстро.
Довольно быстро Юрий разбирается и с собственным бизнесом. Пять лет назад, в феврале 2011 года, его школа представляла из себя 12 квадратных метров в московском бизнес-центре и трёх учеников, с которыми до этого Юрий занимался как репетитор по математике.
Сейчас его курсы по подготовке к ЕГЭ «Хочу знать» — это 200 метров в центре Москвы, 50 преподавателей и еще 20 сотрудников в постоянной команде. В год они выпускают более 800 учеников. Группа школы ВКонтакте имеет 200 тысяч участников, канал на Youtube — 50 тысяч подписчиков и 15 миллионов просмотров.
С Юрием мы побеседовали о том, как ему это удалось, что должен и чего не должен делать собственник бизнеса, почему рынок курсов ЕГЭ в ближайшие годы, скорее всего, удвоится, реально ли открыть подготовку к ЕГЭ в детском клубе и какими компетенциями должны обладать партнёры в бизнесе.
Поступление в бизнес
— Юра, сдавал ли ты ЕГЭ, когда заканчивал школу?
— В 2006 году, когда я заканчивал одиннадцатый класс, ЕГЭ уже вводили, и мы его сдавали в тестовом порядке тоже. Но в институт я писал экзамены. И история поступления в МФТИ — это начало моего бизнеса. Я всегда любил математику, ездил на олимпиады. А физику ненавидел, никогда её не учил, на уроках списывал — в физике я был ноль, честное слово.
Однажды одноклассница потащила меня на физтеховскую олимпиаду, которая проходила в марте. Я написал математику на 10 или 9, это был уже проходной балл. А по физике не понял ни одной задачи, но написал «решение» всех номеров, и мне поставили 2 балла – наверное, за чувство юмора.
Оставалось два шанса. В апреле должна была состояться еще одна олимпиада, и в июле — сами вступительные экзамены. Я решил готовиться сам, без репетиторов. И не стал применять методы типа «прорешивать варианты». Мне уже тогда было понятно, что они не работают, если человек не понимает тему.
Я начал разбираться с тем, как за короткий срок действительно понять, выучить, получить системные знания, усвоить большой объём информации. И ответ был прост – надо идти последовательно. Как бы ни хотелось побежать вперёд, перескочить. Всё-таки объём огромный: в Физтех всегда было трудно поступить, и сейчас у него один из самых высоких проходных баллов в стране.
На следующей олимпиаде я переписал физику уже на 5 баллов. Эта оценка была для меня показателем: то, что я делаю, — работает. По факту я за месяц выучился с нуля до 5 баллов. И следующие 2 месяца я был безвылазно дома, никуда не ходил, продолжал учить. В итоге написал физику на 9 баллов и поступил.
— Эти методы обучения ты теперь применяешь в своей школе?
— Я их применял и к себе во время учёбы в вузе, и с первыми учениками, которые появились у меня уже на втором курсе.
Идея школы появилась не сразу, были другие бизнес-проекты – например, сайт «Курсомания», на котором мы собирали и продвигали все курсы, существующие тогда в Москве. Я рассматривал и другие идеи дохода – например, работать на четырёх работах. Поставив себе планку иметь 80 тысяч рублей в месяц, я серьёзно составлял расписание, в которое входили работа продавцом в Zara, репетиторство, работа дворником и еще что-то.
Но потом пришло понимание, что больше всего мне нравится преподавать. И тогда я придумал название – «Школа математики Юрия Спивака», зарегистрировал домен, снял комнату в бизнес-центре и сказал своим ученикам, которых у меня было восемь, что теперь преподаю в группах. Кому-то из ребят не подошло расположение, кто-то посчитал, что в группах занятия будут неэффективными. И я начинал в феврале 2011 года с тремя учениками, каждый из которых занимался в «группе», состоящей из одного человека — потому что они все были разных возрастов.
Тогда я кое-как начал давать объявления в Яндекс.Директе, и этот учебный год закончил кажется, с двенадцатью учениками.
— Кроме контекстной, у тебя была какая-то еще реклама?
— В то время я мыслил не цифрами, а качественными категориями типа «хорошо», «плохо», «прикольно». Тогда хорошо и прикольно мне показалось записывать видеоуроки. Я взял актуальные варианты ЕГЭ и по ним начал записывать видео с решением. Потом раскидал эти записи по тематическим группам ВКонтакте. Да, еще я создал свою группу ВК — без оформления, картинок, текста. В качестве аватарки стоял знак вопроса, был только призыв вступить в группу.
И забыл об этом. Когда учебный год закончился, я подумал, что надо развивать группу и полез в ВК. И я увидел, что в мою группу уже набралось две с половиной тысячи человек – люди смотрели видео, приходили в группу. Всего просмотров было 100 тысяч.
— И видеоуроки обеспечили тебе поток на следующий учебный год?
— Отчасти. Бизнес-центр, в котором я работал, закрылся. Других подходящих помещений не было. Я искал в ЦИАНе, и при этом никогда не выбирал ничего внутри Садового кольца, для меня там было дорого. Я уже в отчаянии вбил станцию метро «Театральную», и тут показался офисный центр, в котором мы и сейчас работаем. Там 3 кабинета стоили 50 тысяч в месяц, меньше нельзя взять. Для меня это было очень много, но других вариантов не было.
Появились первые клиенты с Яндекс.Директа, и с видеоуроков. Некоторые ученики приходили, когда еще не было мебели. Я ходил по кабинетам и говорил: вот здесь будет стол, здесь – стул. Позже, в конце учебного года, я спросил одну из выпускниц, почему она не сбежала, когда ей показывали пустые комнаты. Она сказала: «А я до этого смотрела видео, влюбилась в твоё объяснение решения, и мне было неважно, где будут проходить занятия». Тогда я почувствовал силу контент-маркетинга. В тот год мы выпустили 93 ученика.
Вытесняя репетиторов
— Расскажи, пожалуйста, какое нужно помещение для курсов – размер, расположение, планировка.
— Фактор расположения у нас не имеет такого значения, как в детском клубе. ЕГЭ – это работа со взрослыми ребятами, которые могут добираться сами на общественном транспорте, ехать 15-20 минут — для них вполне нормально. Должна быть удобная транспортная развязка в плане маршруток, автобусов, троллейбусов.
Требования к помещению самые минимальные – доска, парты, стулья, нормальное освещение, нормальное проветривание, от 12 до 20 метров. Рабочий вариант: 1 администраторская и 3 учебных комнаты.
— Лучше расположиться на первом этаже жилого дома или в бизнес-центре?
— Возможны оба варианта. Наше нынешнее помещение в бизнес-центре удобно тем, что здесь много комнат. Они периодически освобождаются, и можно гибко себя вести – набирать дополнительные кабинеты, потому что в течение года у нас разная нагрузка. Например, у нас сейчас 8 аудиторий, мы будем добирать до 11.
А на лето сбрасываем все комнаты, оставляем только 4 аудитории. Ворчат, конечно, арендодатели. Но они на нас тоже нормально зарабатывают. Вот сейчас мы им 400 тысяч в месяц платим.
— Кстати, что у вас с сезонностью?
— Если мы возьмём спрос в ноябре за 1 икс, то в сентябре – 4 икс, в августе, октябре и январе – по 2 икс, остальные месяцы по иксу, а летом всё очень плохо. В десятых числах июня мы закрываем обучение и сосредоточиваемся на продажах на следующий учебный год.
— Где ты берёшь педагогов?
— Педагоги – студенты профильных вузов начиная со второго курса, аспиранты. Мы рассматриваем только топовые вузы и берем людей только до 30 лет – это связано с нашим позиционированием.
Многие другие школы для школьников, наоборот, ориентированы на преподавателей постарше. «Женщина, 45 лет, 20 лет опыта работы в школе» — стандартный запрос работодателей. Это другая история. По моему опыту, такие педагоги не готовы решать задачи, когда за три месяца надо подготовить ученика к ЕГЭ чуть ли не с нуля.
— То есть, опыт работы тебе не нужен?
— У нас планка – опыт репетиторской работы от одного года, минимум три обученных ученика. Мы можем себе это позволить, уже научились из вала репетиторов отбирать перспективных, потому что у нас теперь есть экспертность, а именно методисты и старшие преподаватели по предметам, которые участвуют в отборе.
Но если экспертности внутри компании мало, то лучше поставить более высокую планку – три года опыта и так далее. Репетиторов в любых городах очень много. В принципе отобрать есть из кого, особенно в Москве. В регионах, наверное, чуть сложнее.
— Наверное, студентам и платить можно меньше, чем преподавателям с 20-летним стажем.
— У нас расходы на зарплату – это 20-25 процентов от выручки.
— На мой взгляд, это просто прекрасная цифра. У нас больше. Ты работаешь с образовательной лицензией? И какую организационно-правовую форму используешь?
— Правовая форма не важна – ИП, ООО, любая другая. У меня ООО. Никаких разрешительных документов не нужно. С лицензией мы не заморачиваемся, так как у нас нет фиксированных программ. Да, есть базис, на который мы опираемся. Но в каждой группе, на каждом индивидуальном занятии решение принимается непосредственно на основе общения с учениками — что мы сегодня разберем, что завтра, что через неделю будем делать. И по опыту всего рынка на это оформляется договор на оказание консультационных услуг. Правда, некоторые школы делают лицензию для перестраховки.
— Как ты думаешь, есть ли на этом рынке место для новых игроков? Нужны ли стране новые курсы по подготовке к ЕГЭ?
— Нужны. Рынок платного образования для старшеклассников растёт. В школе учат плохо, и становится хуже, поэтому растёт потребность в дополнительном обучении. Сейчас средний балл ЕГЭ по математике – 45 из 100. Чтобы получить 45 баллов, нужно решить первые 7 задач, это уровень 8-9 классов.
При этом для поступления в хороший вуз нужно более 80 баллов, в Физтех – 92. И больше, чем 80 баллов, получает только 1 процент учеников – как ни странно, этот процент одинаковый в Москве и в целом по стране. В Москве, по разным данным, около 60 тысяч одиннадцатиклассников – получается, только 600 из них получают по математике больше, чем 80 баллов.
Многие родители готовы платить за то, чтобы их ребёнка подготовили к экзаменам. По моим расчётам, они тратят на дополнительное обучение три миллиарда рублей в год – только в Москве и только на одиннадцатиклассников.
Сейчас в большинстве случаев – в 70% — они выбирают репетиторов. Но я думаю, что это соотношение будет меняться.
— Почему, на твой взгляд, родители будут меньше обращаться к частным репетиторам и больше – к курсам?
— Сейчас в Москве зарегистрировано 12 тысяч репетиторов по математике. Одиннадцатиклассников, напомню, 60 тысяч. Спрашивается, если они все хорошие репетиторы, почему в Москве всего 600 школьников получают за ЕГЭ больше 80 баллов?
Можно сделать вывод, что большинство из них плохо учит. По практике могу сказать, что самый распространённый подход – «прорешивание вариантов». Реального обучения, при котором идёт вдумчивое, системное накопление знаний, нет.
Если будут появляться курсы, на которых есть определённый уровень педагогов, контроль, методика, они будут оттягивать долю у частников. Я думаю, что курсы займут 70% рынка. Рынок курсов минимум удвоится, а то и утроится.
Преподавание или управление
— Такой рост, когда всё вокруг падает? Ничего себе, надо присмотреться к этой нише. Как ты считаешь, можно ли в детском центре открыть курсы по подготовке к ЕГЭ? В последнее время мысль о занятиях для школьников мне нравится всё больше и больше – им нужны только парты и доска, они меньше болеют, они более самостоятельные, и им не нужно огромное количество игрушек и пособий, которые требуют малыши.
— Думаю, да. У меня есть знакомая, у которой в детском центре есть подготовка к ЕГЭ как одна из услуг.
Вообще на нашем рынке есть два подхода. Первый — делать разные курсы для старшеклассников, связанные и несвязанные с ЕГЭ. В этом есть свои плюсы. Но логика здесь такая, что школа, которая ведёт 100 направлений, не может быть таким экспертом в ЕГЭ, как мы, ведь мы все силы, не распыляясь, бросаем на ЕГЭ.
Но в детском центре априори много других услуг. Поэтому в этом случае не надо ограничиваться только ЕГЭ, логичнее сделать набор курсов для старших школьников. Вас не будут воспринимать как суперсильные курсы, но будут другие плюсы – близость к дому, сложившиеся уже отношения с родителями, которые водят к вам младшего ребёнка.
— Да, такая же ситуация и с другими направлениями. Есть языковые школы и специализированные хореографические студии, в которых, по идее, обучение сильнее, чем у нас. Но всё же из года в год родители приводят к нам детей на английский и танцы. А сколько нужно денег, чтобы открыть курсы отдельную школу ЕГЭ, не связанную с детским центром?
— Я открыл школу и довёл ее до оборота 9 млн рублей в год, вложив около 300 тысяч, которые надо было заплатить за аренду, мебель и какую-то рекламу. То есть, начинать учить можно почти без вложений.
Потом основные инвестиции идут в маркетинг, и тут цифры ограничены только фантазией собственника. Первые три года я вкладывал деньги в рекламу из оборотных средств. В последние два года я два раза брал кредиты по 2.5-3 млн рублей на маркетинг и быстро их возвращал. Мы по 30-40 тысяч в день тратили на Яндекс.Директ. По сути, мы их возвращали в тот же месяц, но нам нужен был запас для поддержания кэш-фло.
— Эти инвестиции и позволили поднять обороты с тех девяти миллионов в год до нынешних тридцати?
— Не только. Первые три года я зарабатывал не на школе, а на преподавании. Брал себе группы с высоким ценником, самых «сочных» индивидуальных учеников. А группы других педагогов тогда не были эффективными – всё, что они зарабатывали, уходило на маркетинг, аренду, администрирование.
У меня есть возможность зарабатывать 300-400 тысяч в месяц, преподавая в своей школе. Но я решил стать полноценным управляющим. Пришлось полностью перекрыть этот источник дохода. Я уже два года вообще не преподаю, но именно эти два года у меня есть прибыль от школы как от бизнеса.
И это не только моя история. Ко мне приезжали ребята из другого города, муж и жена, тоже владельцы курсов, они оба преподаватели. У них в голове нет разделения между преподаванием и школой. Они называют какие-то цифры, а мне понятно, что они себя максимально заняли как преподаватели, каждый из них на преподавании зарабатывает по 200-300 тысяч.
А школа, то есть, группы других педагогов, приносит им массу мучений и только 50-100 тысяч дохода.
Я им сказал, что надо выбрать что-то одно. В преподавании есть свои плюсы, вы сразу много зарабатываете. Но тогда убирайте школу, зачем она вам со своими проблемами? Или надо уходить от преподавания, чтобы развивать себя как управленца.
— Что нужно знать, кем надо быть, чтобы открыть курсы ЕГЭ? Твой бизнес начинался с частной практики, ты сам был репетитором, потом стал привлекать других преподавателей. Если я не преподаватель, смогу ли я открыть курсы ЕГЭ?
— Если ты не являешься экспертом в продукте, тебе надо привлечь эксперта по этому продукту – либо как партнёра, либо как наёмного сотрудника. Если ты думаешь о ЕГЭ в детском центре, то тебе нужен опытный преподаватель – желательно такой, который хорошо понимает «боли» потенциального клиента, подходы к ним и может дать советы по привлечению клиентов и продажам.
Вообще, в любом бизнесе важны четыре составляющие. Они должны быть либо внутри одного собственника, либо они разнесены по партнёрам.
Первая – это экспертиза в продукте. Вторая составляющая – маркетинг, в частности, интернет-маркетинг. Если собственник говорит «Какой еще Яндекс.Директ? Я не хочу в этом разбираться. Я преподаватель и хочу преподавать!» — в этом случае нужен партнёр-маркетолог, или сотрудник.
Третья составляющая – это управление, опыт в бизнесе и взаимодействии с людьми, стратегическое планирование. Четвёртая составляющая – это финансы, человек, который проинвестирует проект.
Ответ на вопрос, как заменить недостающую компетенцию, зависит от денег, которые ты готов вложить и потерять. Что значит «нанять эксперта в ЕГЭ»? Это значит – возможно, 3-4 раза ошибиться. Что значит нанимать маркетолога? То же самое.
— А как это было у тебя? Насколько я понимаю, начиная, ты был экспертом в продукте, но не в маркетинге и управлении?
— На самом деле все 4 компетенции были практически на нуле. Я всё совмещал в себе и везде были ошибки. В маркетинге сотни раз мои гипотезы не подтверждались. В продажах я однажды потерял 2.5 млн, вложившись в канал, который мы до этого не протестировали.
Были ошибки в найме, когда люди раз за разом не выходили на работу или воровали деньги и компьютеры и сбегали. Я нанимал администраторов и думал, что они работают, но они просто отсиживались. Я нанимал вроде бы «хороших» преподавателей, а от них валом уходили ученики. И мне было непонятно, почему нанятые мною люди не работают, а они не понимали какого результата от них ждут.
Были ошибки в финансах — например, когда думал, что стал зарабатывать 1 миллион рублей в месяц, а на самом деле сидел в жестком минусе.
— Как ты решал эти вопросы?
— Первые несколько лет я развивал собственные навыки. Теперь стал нанимать компетенции. Например, есть методист и 14 старших преподавателей по всем предметам — им я доверяю в плане продукта. В продажах и маркетинге я нанимал все компетентнее и компетентнее ребят. Сейчас, кажется, нанял маркетолога сильнее меня. В управлении бизнесом в настоящее время занят я, но следующий шаг — найм генерального директора.
— Звучит очень сложно, особенно, я думаю, для начинающих.
— На самом деле я вот сейчас вспоминаю всех своих конкурентов и понимаю: за одним исключением все курсы ЕГЭ создавались преподавателями. Школа вырастала из частной практики в бизнес. То есть, владелец бизнеса сам в себе развивает эти компетенции: сначала он эксперт в продукте, потом разбирается с маркетингом, управлением, сам в это инвестирует. Такой путь замедляет формирование бизнес-системы, но он самый безболезненный по деньгам.
Действительно, любой бизнес, на котором можно зарабатывать, а не просто в него играться, будет непросто строить. Ведь и в детском клубе реальность не такая ванильная, как может показаться на первый взгляд. Этот бизнес своей кажущейся простотой и вроде понятной болью клиента манит мам, желающих зарабатывать на чём-то приятном. Но есть обратная сторона медали — проблемные клиенты, капризные преподаватели, кассовые разрывы. Что есть на самом деле экспертность в продукте детского клуба? Она приходит с опытом погружения в вопрос.
Любой человек в любой момент имеет необходимые 4 компетенции в какой-то пропорции. И всегда есть выбор. Вариант первый — пойти применять то, что знаешь уже сейчас. Если у тебя уже развиты маркетинг и продажи, есть деньги — бери в партнёра эксперта по продукту или найми его.
Вариант второй — учиться. В теории или на практике, как угодно.
Возможность найти нишу, где уже все готовенькое ждёт именно такого профи, как ты, — скорее всего иллюзия. Но вот что можно сказать точно: труд и обучение в любой нише превратятся в опыт, и всё будет получаться.
— Спасибо за интересный разговор. Надеюсь, что мы еще встретимся и обсудим некоторые из затронутых тем подробнее.
— Буду рад.
Ирина М. говорит
Отличная статья! Больше всего поразили суммы — 30-40 тыс. в день на яндекс-директ! Надо получше его изучить!
Дамир говорит
Что именно поразило, что можно столько потратить за день?) 30 000 рублей — это всего 200 переходов на сайт в сутки при цене 150руб за клик в такой конкурентной теме запросов, тем более для Москвы.
Станислав говорит
На Яндекс-директ можно легко слить огромное количество денег.
Мастерство — это сделать так, чтобы контекстная реклама окупалась.
Если она у него окупается, то я за него могу только порадоваться — значит, он действительно крут.
Жанна говорит
Спасибо за интервью! Очень мотивирующее.
Виктория говорит
Зарина, развивай и эту нишу тоже ;-)
Спрос будет!
Ольга говорит
Спасибо, отличная статья!
Наталья Дальний Восток говорит
Супер! Вот это я понимаю подход!
Мадина говорит
Отличная статья!! Есть чему поучиться, сразу увидела свои минусы в работе. Спасибо, Зарина.
Вы заставляете задуматься и идти дальше.
Елена говорит
Зарина,благодарю за очень интересную тему по курсам ЕГЕ -давно хочется узнать, как это осуществить на базе детского центра? С уважением к вам .
Елена говорит
За 5 лет такой результат. Отдельно вопрос — про первую составляющую. Экспертность в продукте. Здесь продукт-хороший педагог?
Дарья говорит
Захотелось тут же встать и работать, над своим клубом и собой! Тем более, что герой интервью твой ровесник!
Марина говорит
Спасибо огромное!!! Интересная информация. Еще одна идея привлечь старшеклассников!
Елена говорит
Интересная статья! Спасибо! Надо посмотреть его видео. Мне не 27 лет, я не педагог, но у меня 3 ученика. Первоначальная идея была клуб развлечений, праздники, проведение дней рождения и все в этом духе. Не пошло! В нынешней экономической систуации, у народа нет лишних денег! Я конечно расстроилась, но не упала духом. Взяла 3 учеников, 2 ученика 1 класс и 1 четвёртый. Это конечно не ЕГ. Некоторые подумают: «нашла, чем хвастаться». После прочтения этого интервью, я воспаряла духом. Надо работать ! И все получится! Спасибо!
Станислав говорит
Я учился 2 года в заочной школе при Физтехе.
В чем радикальное отличие подхода Физтеха от обычной школы или среднего университета — они знают, как учить!
Я за 2 года стал отлично разбираться в физике, хотя до этого вообще ее не понимал — все это благодаря ЗФТШ.
Если человек знает, как правильно и эффективно учиться, он может быстро обучиться чему угодно. Пример Юры это подтверждает.
Меня удивляло то, что физтехи сохраняют эти знания только внутри своей системы и не делятся ими с другими — может, быть им просто приятно сознавать себя интеллектуальной элитой страны.
Хочется надеяться, что таких людей как Юрий будет появляться больше и у нас в стране когда-нибудь появится современная и эффективная система образования.
Кстати, я живу в Долгопрудном и у меня детский центр, в котором мы стремимся внедрять передовые методики обучения. Я хочу создать принципиально другую систему образования.
Станислав говорит
> Первые три года я вкладывал деньги в рекламу из оборотных средств. В последние два года я два раза брал кредиты по 2.5-3 млн рублей на маркетинг и быстро их возвращал. Мы по 30-40 тысяч в день тратили на Яндекс.Директ.
Меня вот это поразило. Брать кредиты по 3 млн рублей и тратить их на маркетинг!
Обычно у меня есть мысли такие, чтобы взять кредит на покупку материалов или обустройство нового помещения или чтобы нанять людей на зарплату, а реклама — не очевидное вложение денег: ты тратишь деньги, а прямого измеримого результата не видно, поэтому как-то и тратиться на нее не хочется. Но при этом: нет рекламы, значит нет клиентов и нет бизнеса.
Видимо, Юрий сильно уверен в своей бизнес-модели и хорошо разбирается в маркетинге, раз не боится так рисковать?!
Нобель говорит
Ребята! Такие размеры кредитов — это круто. Мне интересно кто дал их студенту без наличия шикарной официальной зар.пл??? Недавно хотела взять 1500000… не дали зп 140тысяч им маленькая!
что касается курсов, то это легко. У меня самой Центр знаний, наняла преподавателей из лучшего ВУЗа города и все. Проблема не в этом, а в том что бы на эти курсы валом повалили… Реклама есть, а детей 4, одна из которых моя дочь (эти курсы я кстати для нее и создала, не хочу деньги просто так на репетиторов выбрасывать). Так что идея хорошая, но детей нет. В Москве, как нам рассказали, картина другая
Диана говорит
Зарина, здравствуйте! Вы планируете продавать курсы по подготовке к ЕГЭ? Если это возможно) очень хочется их приобрести)
Зарина Ивантер говорит
Здравствуйте, Диана! Уточните, пожалуйста, какие именно курсы, касающиеся подготовки к ЕГЭ, Вы хотели бы пройти.
Диана говорит
Добрый вечер! Хотелось бы поднять это направление в своём клубе с сентября 2016, но не знаю с чего начать. Хотелось бы курсы по всем предметам Егэ и Огэ, но непонятно возможно ли их сделать в принципе? Или может методика секретная героя вашего интервью, как за короткий срок разобраться в предмете , а не просто прорешивать) спасибо!
Зарина Ивантер говорит
Диана, вопрос понятен. Подумаем в этом направлении.
Диана говорит
Спасибо , Зарина! Вы такая умничка !
Оксана говорит
Здравствуйте, Зарина! В интервью Юрий Спивак говорит об отсутствии у него лицензии. Хотя на сайте у него заявлено Образовательный центр Школа «Хочу знать». Он говорит о договоре на оказание консультационных услуг. Не могли бы вы дать разъяснения по этому поводу? Какой ОКВЭД при этом необходим?
Юрий Спивак говорит
Добрый день, Оксана! Давайте я так отвечу: в нашей стране никакие документы не смогут вам гарантировать, что вас не за что будет штрафовать или «наказать». Если вникнуть в детали получения лицензии, то вы узнаете, что она привязана к конкретному местоположению образовательного учреждения и еще требует много чего. В следствии этого, многие организации, получившие лицензию, обладают ею формально, нарушая при этом фактические условия, под которые эта лицензия дается. Для перестраховки и повышению доверия со стороны клиентов лицензия нужна. Поэтому если есть возможность — оформляйте. Мы планируем в ближайшее время тоже начать оформление лицензии.
Но вы можете оформлять договор на оказание консультационных услуг. Именно так и поступают на данный момент 90% курсов ЕГЭ и прочих образовательных центров.
Т.е. если я обращаюсь к вам за консультацией и вы не даете мне диплом, сертификат и т.д., то для такой деятельности лицензия не нужна.
Опять-таки об этом можно спорить и вас и в том и другом случае будет за что штрафовать, если это будет кому-нибудь нужно.
По ОКВЭД можете взять что-то из 80 номера
Светлана Николаевна говорит
Спасибо, Зарина! Мне было очень интересно. Я многое узнала.Спасибо Юрию.
Ольга говорит
Здравствуйте. Вы пишите, что не важно ИП или ООО. А как быть с преподавателями? ИП вроде как не имеют права нанимать на работу преподавателей ( быть посредниками в образовательной сфере). Как насчет ООО? По каким договорам у вас работают ваши сотрудники?
Дарья говорит
Юрий и Зарина! Большое спасибо за интересную и крайне полезную статью!
Тема для меня очень актуальна, т к подготовка к ЕГЭ/ОГЭ — это именно то, чем мы занимаемся, точнее начинаем заниматься с этого учебного года.
Создан Центр, арендовано помещение, приглашены грамотные преподаватели, пытаемся активно рекламироваться (мы в спб). По ряду причин мы не можем получить лицензию из-за особенностей арендуемого помещения, соотв-но Ваш опыт подписания договора на оказание консульт услуг — это единственно возможный вариант оформления отношений с заказчиками. Но вот что именно прописывать в договоре в кач-ве консультационных услуг (нужна ли детализация по направлению / кол-ву часов / конкретному расписанию) или достаточно рамочного формата, я пока не очень понимаю… :( Могли бы Вы меня, пож-та, проконсультировать, как грамотнее прописать эти моменты в договоре, чтобы и клиенты были спокойны, и в т з действ законодательства к нам не возникало вопросов. Заранее благодарю!
repetitor-rezh говорит
Приветствую вас. Зарина и Юрий. меня тоже интересуют детали такого договора о конс. услугах. напишите. пож-ста!