Центры, обучающие детей ментальной арифметике, рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда из группы постепенно, по разным причинам, уходит несколько детей. Остается, например, только 2 ребенка.
Новые ученики не добавляются, так как группа уже ушла далеко вперед по программе. Что же делать дальше?
Ситуация не так критична в специализированном центре ментальной арифметики, где несколько педагогов, несколько кабинетов именно для ментальной арифметики и много групп разных уровней. Там есть вероятность найти детей одинакового уровня и попытаться объединить их в одну группу. Или просто оставить эту маленькую группу в покое, а набор новых детей вести к новому педагогу в другом кабинете.
Но если мы говорим о детском центре, где ментальная арифметика — одна из многих дисциплин, педагог один и приходит один-два раза в неделю на несколько часов, ситуация становится тупиковой.
Группа не приносит прибыли, но занимает помещение, время педагога и не дает возможности открыть набор новых детей на это время к этому преподавателю.
Выход из этой ситуации есть — объединить детей из разных групп в одну. Обучать детей разного уровня подготовки непросто, но это возможно.
Общие принципы проведения занятий с детьми разного уровня подготовки
- В одну группу можно собрать школьников разного возраста. Но присоединять к ним детей младше 7 лет не рекомендуется. Для них лучше создать отдельную группу.
- На объединенном занятии должно быть максимум 6 детей, у которых не более 3 разных уровней знаний. То есть у вас будет 2 или 3 подгруппы с разными программами.
- В занятие включаются несколько видов упражнений, которые могут выполняться всеми детьми одновременно, независимо от уровня подготовки.
- Между общими упражнениями преподаватель занимается с одной подгруппой, а в это время дает другим детям задание для самостоятельного выполнения.
Вот какие упражнения можно выполнять со всеми сразу
- Скоропись
- Работа с флэш картами
- Логические игры и задания
- Физкультминутки.
Блоки, которые требуют работы учителя с конкретной подгруппой
- Объяснение новой темы урока
- Диктанты (Они выполняются в двух формах: решение примеров на абаке и ментально. В объединенной группе диктант можно выполнять по 10 примеров на каждого учащегося, если все дети находятся на разных уровнях знаний по ментальной арифметике).
- Визуальный счет (Решение задач по ментальной арифметике с фиксацией времени должно производиться индивидуально каждым учеником. Учитель распределяет нагрузку каждому ребенку таким образом, чтобы исправить пробелы в знаниях и навыках ментального счета или счета на абаке).
Задания, которые можно поручать могут выполнять самостоятельно, пока педагог занят другой подгруппой
- Решить домашнее задание, если ребенок не выполнил его дома
- Потренироваться на онлайн-тренажере (в объединенной группе использовать его очень удобно, так как есть регулировка скорости в секундах, выбор уровня сложности примеров, разрядности чисел, и проверка ответа)
- Порешать логические задания
- Выполнить примеры из предыдущих тем на повторение
- Выполнить фундаментальные упражнения из новой или прошлых тем.
Вот так может выглядеть занятие в объединенной группе
Первый час
- Первые пять минут занятия посвящены проверке домашнего задания.
- Затем пишем диктант — по пять минут с каждой из двух-трех подгрупп. Преподаватель занят одной подгруппой, но предварительно раздает задания для самостоятельного выполнения остальным ученикам (решить домашнее задание, если оно не сделано, потренироваться на онлайн-тренажере, порешать логические задачи из прошлых тем).
- Физкультминутка, которую выполняет вся группа.
- Преподаватель объясняет новую темы для каждой подгруппы — по 10 минут. После объяснения дети каждой подгруппы сразу переходят к самостоятельному решению примеров из новой темы. Во время объяснения одной подгруппе остальные ученики выполняют самостоятельные упражнения, подобранные преподавателем.
- Перемена.
Второй час
- Пишем диктант на новую тему с каждой подгруппой по 5 минут. Других детей занимаем дополнительными заданиями.
- Работа с флеш-картами. Выполняем все вместе — 5 минут.
- Объяснение новой темы — по 10 минут каждой подгруппе. Порядок выполнения — как в первом часе. Решение примеров на новую тему самостоятельно.
- Диктант на новую тему- по 2 минуты.
- Скоропись выполняем все вместе- 4 минуты.
Рекомендации
Если у вас урок-повторение, то останется дополнительное время на различные игры.
Если в группе ребята на высоких уровнях, то новой темы нет. Основное время уходит на самостоятельное решение примеров, а педагог помогает, если возникают вопросы. Также пишутся диктанты, работа с флеш-картами, работа на тренажере.
Ещё одна статья, которая может вас заинтересовать:
Галина говорит
Уважаемая Роза! Статья замечательная и очень полезная. Мы с такой ситуацией сталкиваемся постоянно. Через 1-2 месяца дети почему-то уходят. Я думаю, не дети, а их родители. Детям -то как раз все нравится. Что делать с родителями? Есть у Вас какие-нибудь рекомендации?
Яна Петренко говорит
У меня вопрос:что делать, когда дети не хотят,а родители настойчиво просят…У детей нет мотивации,приходится муштровать, как в армии,стоять,как надзиратель,чтобы в уме не посчитали на первых порах.
Яна Петренко говорит
Я объединяю группы,даже подготовительные со школьниками пошли.Диктанты мы не пишем,даже не знаю,как это делать.1 флэш-карты для всех,ментальный счёт для разогрева 1 значные со стихом или песней,первые ответы хоровые,затем на планшете записываем.Домашнее делают на портале,все вижу…»новую тему»-нет такого у меня «ввожу формулы» и решают каждый свой уровень.Играют вместе,задания логические и развивающие индивидуальные,иногда позволяю выбрать что по душе.Урок делю на 3 этапа,на каждом этапе усложняю(+слогаемых,+разряд,+время).Успехи отличные.
Марина Трофимова говорит
У меня есть группа 5 человек. У каждого ребенка своя программа ))) Иногда трудно бывает, когда совпадают у нескольких новые темы. Но всегда очень интересно.
Ребята активные.
Есть плюсы: «младшие», выполняя свое задание, краем уха слушают объяснение «старшим» и, когда доходят до этой темы, оказывается, что все знают.
Ирина говорит
Здравствуйте все, собираюсь ввести менталку в своем центре, читаю, планирую, обдумываю, приму все советы и рекомендации и буду очень благодарна.
Яна Петренко говорит
Просто начните и все…Выучитесь, сначала ничего не понятно, пока не начнешь.Читать — это одно, учиться самому — другое, вести занятие это — третье.Большие расходы первое время, а потом окупается все.Достать счеты тяжело, если вы без партнерства, а с Алиэкспресс часто приходят сломанные.Выбрать учебники, суть одна нужны задачники и платформа на которой можно задавать задания.
Тамара говорит
Спасибо Зарина и Роза за ваши статьи, очень своевременная у нас сложилась такая же ситуация и я воспользуюсь вашими советами.
У нас наступают каникулы с 1 июня по лагерям не отозвались родители, наверное плохо отработали хочу проанализировать нашу работу за первый год. Прихожу к выводу,что больше надо открывать подготовку к школе и начальную школу, старшие хотят больше индивидуальных, а с подоходными невыгодно. Но учусь думаю найдём свою середину спасибо. Сейчас идёт праздник Рамадан всех поздравляю желаю счастья здоровья успехов.
Светлана говорит
В моей школе в обучение встроена геймификация, т.е. каждый урок идет по своему сценарию, с появлением новых персонажей, с их заданиями и т.п. На каждом уровне — свой сюжет, не пересекающийся с другими. Знаю, что другие преподаватели ведут уроки у детей с разным уровнем в одно время. Вероятно, тогда исключается сюжет истории у каких-то групп в пользу другого сюжета, не знаю. Но именно из-за геймификации я предпочитаю не смешивать детей. Но когда ко мне на урок приходят дети с пропусками занятий с одного уровня, нет никаких проблем с объяснением разных формул разным детям, пока остальные заняты своей задачей. И вообще, у каждого ученика даже в одной группе всегда свой темп работы, поэтому кто-то успевает выполнить десяток дополнительных заданий на логику или концентрацию внимания (с листа или с экрана) между обязательными заданиями, а кто-то — ни одного.
Ирина говорит
Светлана, мне очень симпатичен Ваш подход к организации занятия. Пожалуйста, расскажите подробнее о Вашей методике.
Светлана говорит
И тоже присоединяюсь к вопросу о мотивации детей. Иногда сразу видно, что ребенок не заинтересовался этим обучением. А чем дольше родители его «водят», тем больше идет сопротивление. Да, навык счета у таких детей медленно, но появляется, да, растут показатели скорости их реакции и внимательности, судя по тестам. Результат есть. Но лично для меня такая ситуация мучительна, когда приходится ребенка постоянно уговаривать и заставлять заниматься.
Ксения говорит
Благодарю за столь полезную идею,думаю обязательно пригодится в определенный момент!