Прошлой зимой мои дети получили золотые медали по катанию на горных лыжах. После пятидневного обучения в итальянской детской горнолыжной школе им, как и всем остальным участникам курса, с аплодисментами, криками «Браво!» и пожатием руки от всех тренеров вручили сияющие медали и дипломы. И еще по мешку всякого добра, дорогого сердцу каждого ребенка, — открыток с лыжниками, наклеек и раскрасок.
Я еще могу представить, за что дали медаль моему шестилетнему Игорю, – он уже довольно быстро катается по «черным» горкам. А вот тренировки трехлетней Лили проходили так: на плоской учебной горке один тренер ставил ей лыжи «плугом» (носки вместе, пятки врозь, чтобы не набирать большую скорость) и подталкивал вперед. Лиля с громким хохотом начинала катиться, в процессе лыжи сдвигались вместе, скорость увеличивалась, и Лиля бомбочкой въезжала во второго тренера, который ловил ее внизу. Так как от хохота она уже не могла стоять на ногах, он на руках относил ее на подъемник. Примерно так же проходило обучение и остальных 7 карапузов ее группы.
В отличие от меня, детям понятно, за что им дали медали. За то, что они отличные горнолыжники. За то, что они за неделю так подняли свое мастерство. Своими медалями они страшно гордятся, не расстаются с ними и считают дни до того момента, когда мы в следующий раз поедем в горы.
Я же вспомнила, как шесть лет моего детства были отданы художественной гимнастике. Эти шесть лет каждую неделю у меня был «черный понедельник», «черная среда» и «черная пятница», потому что в эти дни у меня были тренировки. Круглая отличница и любимица в школе, на гимнастике я была «тупицей», «тумбочкой», «саксаулом» (так у нас называли недостаточно гибких девочек). Тренер любила приговаривать, что я, наверное, каждый день ем два вторых блюда. Для гимнастки, по ее мнению, я была слишком толстой, хотя уже в подростковом возрасте весила 32 килограмма.
Несмотря на эти старания тренера, знаменитая ташкентская школа художественной гимнастики, которая воспитала Алину Кабаеву и других чемпионок, звезды из меня не сделала, — я остановилась на первом разряде.
Мне кажется, если бы мое спортивное воспитание поручили итальянцам из горнолыжной школы, они бы первым делом закупили позолоченные кубки и венки на шею из лавровых листьев, которые под аплодисменты одевались бы мне на шею в конце каждой недели. И пусть спортивного прогресса было меньше. Я бы с радостью поменяла свой разряд на шесть лет просто гуманного и бережного к психике обучения. Но вообще-то, я не исключаю, что спортивных успехов у вдохновленного и верящего в свои силы ребенка было больше.
Это подтверждают и мои дети. Стоит ребенку, который только начинает читать, сказать такую фразу: «Вот это да! Да ты уже читаешь как я! Как тебе это удалось?» — и ребенок сразу же начинает читать в три раза быстрее. Мой сын научился кататься на двухколесном велосипеде в тот момент, когда папа сказал ему: «Да ты уже научился кататься! Я ведь тебя не держу!», на самом деле придерживая велосипед сзади.
Эти принципы мы используем и в клубе. Мы стараемся как можно больше хвалить детей им самим и родителям. В конце учебного года вручаем грамоты и подарки. Но, честно говоря, я подумываю о том, чтобы награждать детей почаще – два или даже четыре раза в год. Ведь это первые грамоты в жизни ребенка. Они сразу же занимают почетное место на самой «престижной» стене в квартире. Ее показывают бабушкам и дедушкам, друзьям и знакомым. Мы даем повод не только для радости и гордости детям и родителям, но и для «сарафанной» рекламы нашего клуба.
Klara говорит
И я тоже очень «одобрямс» такой подход. Моему внуку на плавании выдали медаль за 3 место.И совсем не важно,что в заплыве одновременно с ним учавствовало всего 3 человека :D .Он носится с этой медалью…И в школу отнес,чтобы повесела на доске достижений,и дома каждый раз вешает его на видное место, то в зал, то в коридор(чтобы люди,не проходящие в зал ,тоже могли увидеть её), то на кухню,чтобы лишний раз опять его похвалили домочадцы. :-) А теперь опять требует,чтобы мы снова пошли на занятия по плаванию.И именно в тот самый клуб,а ни в тот ,который поближе к дому.Придется исполнить.Аргумент серьезный. Даже за самые маленькие успехи надо отмечать и не важно за то,что он приплыл первый или просто еще научился держаться на воде!
Марина говорит
Важно не то, «из скольки», а то, ЧТО ИМЕННО Я!
И это правильно.Ласка и внимание и собаке приятны.А уж человек — благодарное создание,когда именно ему уделено внимание,ему почести и награды. По подвигу,естественно!
Карина говорит
Меня тоже в музыкалке прессовали все детство. Нет, свои детям и детям в центре надо вешать медали каждый день. Это Вы, Зарина, точно сказали.