Кто-то говорит: «Конечно, посчитайте, сколько платят родители!».
Кто-то, попробовав сам поработать в этой сфере, говорит: «Ничего подобного. Расходов очень много, хлопот много, прибыли нет или почти нет».
Кто же прав? Правы оба, в зависимости от того, кто и как строит этот бизнес.
За 12 лет близкого взаимодействия с предпринимателями, работающими в сфере работы с детьми, их обучения и консультирования, я видела и очень успешных, чьи сады и центры приносят прибыль по 400-600 тысяч в месяц, и тех, кто только вкладывает свои сбережения «как в яму», не видя прибыли, балансируя на краю.
Сколько садиков, центров, кружков открывается ежемесячно и сколько закрывается — статистику такую, к сожалению, не ведут. Однако, есть возможность понаблюдать за теми и другими и сделать выводы о причинах успешности или неуспешности.
Очень важная и частая ошибка начинающих (и даже опытных) предпринимателей заключается в том, что они беспокоятся об обустройстве садика, подборе персонала, а дальше… Их планы не выходят за этот прекрасный момент: садик открылся, он прекрасно выглядит, он полон красивых игрушек и великолепных обучающих материалов… Они почему-то считают, что клиенты найдутся сами, что слово «реклама» не подходит для этого нежного бизнеса, что главное — быть хорошим воспитателем, а остальное приложится.
Неумение правильно рекламировать свой бизнес, искать и удерживать клиентов, незнание, какие инструменты работают, какие нет, нежелание (лень? самонадеянность?) учиться этому часто приводят к тому, что красивые отремонтированные помещения стоят полупустые, воспитатели, не получая зарплаты, увольняются, а сам владелец с горем пополам набирает средства на оплату аренды и других необходимых расходов. В конце концов, такой бизнес закрывается.
В сфере продвижения и рекламы предприниматели также совершают много ошибок, хотя, казалось бы, нет отбоя от желающих «привести им клиентов» и «настроить рекламу».
Вторая (а может, основная?) ошибка — это неумение делать экономические расчеты как при открытии бизнеса, так и в процессе его ведения. Например, на мой вопрос «как вы определяли стоимость вашей услуги (родительскую оплату)?» восемь из десяти отвечали, что звонили конкурентам, узнавали в других центрах, поставили не выше, чем у соседей и т.д.
Конечно, нужно ориентироваться на цены конкурентов, но, в первую очередь, нужно знать, сколько стоит именно ваша услуга.
Также руководители бывают неприятно удивлены, узнав, что такие расчеты нужно делать достаточно регулярно:
- Изменились какие-то параметры (увеличились цены на продукты или подросла арендная плата) — нужно пересчитать
- Хотите ввести новое направление в центре или открыть филиал — считаем все заново.
Не зная себестоимости ваших услуг, затрат, какая из услуг приносит доход, а какая является убыточной, вы похожи на человека с завязанными глазами, который пытается вдеть нитку в иголку. Можно, конечно, делать это на ощупь. Но КПД будет стремиться к нулю.
Иногда я слышу от предпринимателей: «Я понимаю, что надо разобраться с финансами, но боюсь — вдруг все хуже, чем я думаю? И прибыли нет совсем, а я работаю в убыток…»
Я, напротив, считаю, что лучше иметь ясную картину перед глазами. Потому что в этом случае можно наметить путь к улучшению.
А как у вас обстоят дела с экономическими расчетами вашего бизнеса?
Бейбит говорит
Добрый вечер! Я согласна с Вами , садик может прибыльным , когда там есть все удобства для малышей и подобран грамотные педагоги.