Не имея денег даже на покупку стульев для учеников, Светлана Фролова открыла бизнес, который спустя полтора года приносит 140 тысяч рублей в месяц «чистыми».
Наша сегодняшняя героиня двадцать лет семейной жизни провела в очень стесненных финансовых условиях. Достаточно сказать, что из-за отсутствия денег за все эти годы смогла съездить в отпуск всего пару раз. Сейчас у Светланы своя детская студия, неплохой доход и отличное настроение, ведь она приблизилась к главной мечте своей жизни – собственному дому на берегу озера.
Важный нюанс: свое дело Светлана смогла начать без инвестиций и с первого дня работала «в плюс».
Все девочки любят истории про чудесные превращения Золушки, даже когда вырастают. Я не исключение. Поэтому, услышав про случай Светланы, почти сразу же взяла билет на «Сапсан» и отправилась в Питер — посмотреть на студию «Буквица» и пообщаться с ее хозяйкой.
Двухэтажное здание, на первом этаже которого находится магазин «Дикси», честно говоря, не выглядит местом, подходящим для обучения детей. Тем не менее, на втором этаже — целый кластер образовательных проектов: детский клуб для малышей, спортивные секции.
Одна из дверей в длинном коридоре ведет в восемнадцатиметровую комнату с одним большим столом со стульями, доской и книжным шкафом. Это и есть студия каллиграфии Светланы Фроловой.
«В ПТУ нам внушили, что человек может всё»
Светлана, по специальности вы — педагог-хореограф. Почему вдруг решили учить детей красивому почерку?
Я с детства хотела иметь свое дело. Эта мечта была заоблачная, потому что мои родители — простые люди. Когда мне было четырнадцать лет, убили папу. И мы с мамой остались одни.
После школы я пошла в «бизнес колледж». Это было ПТУ, которое так красиво назвали. Предполагалось, что из нас готовят секретарей-референтов. Честно говоря, ничему практическому нас не научили, даже печатать.
Но у нас там были психологические тренинги, на которых нам внушили, что человек может все. Нам говорили, что президенты, владельцы компаний – это в принципе обычные люди. Если они добились успеха, значит, можем и мы.
Тоже хочу в такое ПТУ.
Потом я решила, что хочу танцевать и пошла учиться на педагога-хореографа. Когда была на последнем курсе, родилась моя старшая дочка. Я не успела построить карьеру танцовщицы, как хотела.
Дашенька оказалась совершенно несадовским ребенком, и пока она была маленькой, все мое время было посвящено ей. Когда первая подросла и пошла в школу, я надеялась, что у меня появится свободное время. Но тут родилась вторая дочка — Саша.
И она, наверное, тоже хотела проводить время с мамой, а не с воспитательницей?
Точно. Семья всегда была для меня на первом месте, и я без колебаний отказалась от своих амбиций.
Я стала домохозяйкой. Правда, время от времени пыталась что-то делать — например, арендовала помещение и вела группы по детскому фитнесу. Но это приносило мало денег, было нестабильно, и я бросила.
Так незаметно прошло 20 лет. Сейчас старшей 19, младшей 12. Единственным источником дохода все эти годы была зарплата мужа, очень маленькая, так как он – простой госслужащий. Наша семья жила в крайней нужде. У нас не было возможности куда-то выехать летом.
Каждый раз, когда наступало лето, я очень переживала, что мы сидим в городе. И у меня появилась мечта, она же головная боль, – иметь свой загородный дом на берегу озера. Я даже начала видеть его во сне.
Двадцать лет это были просто мечты. Когда тебе денег на жизнь не хватает, ты не можешь дачу снять на лето, накопить денег на землю невозможно.
Да еще на берегу озера…
Обязательно. И еще мои мечтам не подходил участок на шести или пятнадцати сотках. В своем воображении я видела окружающий наш дом простор, несколько гектаров нашей земли.
«Никто другой не будет осуществлять мои мечты».
Когда ситуация начала меняться?
Мне исполнилось сорок лет, детки подросли, я поняла, что надо начинать активно действовать. Жизнь проходит, и надо переставать просто мечтать. Никто не будет осуществлять мои мечты. Потому что у меня они есть, а у мужа их нет. Не надо возлагать на другого человека своих ожиданий от жизни. Это очень трудно – принять человека таким, какой он есть, а не таким, как ты.
И вот эта мечта о своем доме на своей земле и явилась решающей. Я понимала, что надо зарабатывать самой, копить. Пусть я буду откладывать пять лет или десять, но это хоть что-то.
Это помогло совершить прорыв. Я двадцать лет жила и подспудно все время думала о своем деле, о другом образе жизни. Было ощущение, что от другой реальности тебя отделяет тонкая грань. Но как туда перейти — ты не знаешь. Кажется, что нужен начальный капитал, связи, нужно обязательно что-то знать. Боишься, что все это очень сложно, что прогоришь. И поэтому бегаешь все время по одному и тому же кругу, как белка в колесе.
И как это колесо привело вас к своей студии?
В прошлом году я посидела, подумала хорошенько, и почему-то мне пришла в голову каллиграфия. Я искала, какие есть курсы в интернете, нашла ваш сайт и курс Ольги Васильевны Лысенко, долго и дотошно все изучала. Мне надо было понять, что продукт стоящий, востребованный, что он действительно себя окупит.
Я очень осторожный человек. Когда живешь «от получки до получки», привыкаешь тратить деньги очень разумно. Ты не покупаешь ничего лишнего, по сто раз взвешиваешь.
Когда я увидела, что в курсе Ольги Васильевны все расписано и есть речевые формулы, которых нет в других курсах, мне стало ясно, что именно это является основой его эффективности. Я решила попробовать.
«После родительских собраний в школе мне отдали мои анкеты, и там не было ни одного желающего».
Вы решили начать сразу же, или все же дождаться нового учебного года?
Это было весной 2016 года. Мне удалось договорилась с директором одной школы о том, чтобы раздать листовки во всех классах начальной школы и сделать презентацию на родительских собраниях.
Вы сами пошли на собрания?
Нет, мне это даже не пришло в голову. И, наверное, это не получилось бы, потому что собрания во всех десяти классах начальной школы проходили в одно и то же время. Я сделала презентацию, которую можно было посмотреть на интерактивной доске, и отдала директору, а она — учителям.
И еще я подготовила анкеты. Предполагалось, что родители, которых заинтересует каллиграфия, напишут там свои имена и телефоны.
Но из преподавателей, проводивших собрания, кто-то компьютером пользоваться не умеет, у кого-то презентация не открылась, кто-то забыл, кто-то проигнорировал. В итоге в трех или четырех классах презентаций не было.
После собрания мне отдали анкеты. Там не было ни одной фамилии.
Даже в тех классах, где информацию все-таки озвучили?
Да. И я решила, что эта услуга не нужна.
Но когда я готовила рекламные материалы для собраний, мне надо было указать какой-то адрес. И каким-то чудом нашлось очень подходящее помещение.
Я хотела, чтобы у меня был класс с большим столом, стульями, доской, и желательно сдаваемый в почасовую аренду.
Я зашла в детский языковой центр недалеко от дома и сразу столкнулась с его директором. Она очень обрадовалась моему предложению. Ее бизнес переживал сложные времена, и она хотела бы сдавать кому-нибудь помещения в аренду. У нее оказался как раз такой класс, как я представляла.
«Я еще не купила программу Ольги Лысенко, но уже провела три мастер-класса по каллиграфии».
И из-за этого помещения вы не бросили свою идею после неудачи с собраниями?
Да, вместо этого я создала группу в ВК и разместила объявление в ней о том, что набираются детки в группу по красивому почерку. Тогда я даже не знала, что в ВК можно давать рекламу и только попросила вступить в мою группу десятерых своих друзей и разместить на своей странице ссылку на объявление.
Три недели не было вообще никакой реакции. Ни из школы, ни из ВК.
Потом появился один комментарий, потом второй. Потом еще несколько.
Это было в марте, а в мае я решила провести мастер-класс.
То есть, к тому моменту вы уже успели пройти обучение по программе Ольги Васильевны?
Нет-нет. Я еще не купила программу, так как не было уверенности, что я смогу набрать детей и окупить ее. Но мне нужно было уже что-то показать. Это был интересный момент.
Как же вы вышли из положения?
У вас на сайте есть образцы прописей. Эти три PDF листика, которые можно скачать бесплатно. Я провела открытый урок по ним. За один час дети научились красиво писать одну букву.
Прим. ред.: образцы прописей, о которых говорит Светлана, можно скачать здесь →
Какая остроумная получилась «проба пера». А сколько стоило участие в мастер-классе?
За ребенка надо было заплатить 600 рублей, из которых 100 – это стоимость материалов. 500 рублей я отдала за аренду помещения.
Результаты выложила в ВК. А в июне я объявила мини-курс – занятия пять дней подряд по одному часу.
Его вы тоже на бесплатных материалах провели?
Да, но на других. Этот летний курс имел чуть другую направленность – не для школы, а художественную. Я много изучала материалы по каллиграфии и общие принципы уже понимала. Я нашла в интернете старинные прописи конца девятнадцатого века и при помощи программы Photoshop взяла оттуда буквы имени каждого ребенка, который пришел на курс. То есть, у каждого ученика был свой индивидуальный пакет материалов на неделю.
Каждый день мы учились писать пером одну букву его имени – белой тушью на синем фоне. Научившись писать свое имя пером, ребенок создавал свою именную закладку.
Вы смогли на этом заработать?
На этот курс набралась полная группа, восемь человек. Его стоимость была 3000 руб. За аренду я отдала 2500 рублей, примерно столько же – за материалы. И почти 20 тысяч рублей смогла забрать себе.
«Я взяла деньги в долг у мамы и купила курс. И в первый же месяц закрыла долг и заработала сама. У меня не было периода работы в минус или в ноль».
Какая цель была у этих мастер-классов? Заработать денег, «разогреть» участников группы в ВК, познакомить с собой поближе?
И то, и другое, и третье. Надо сказать, что план сработал. К августу набралось 15 желающих исправлять почерк ребенка. И в конце августа, когда я поняла, что две группы набрались точно, я заняла денег у мамы, потому что своих у меня не было. И приобрела курс Ольги Васильевны Лысенко.
Я зарегистрировала ИП, подготовила договор с клиентами и пригласила родителей. Мы подписали документы, я приняла оплату. У меня не было периода, когда я была в нуле или в минусе. Я сразу закрыла долг маме.
Какую цену вы установили на абонемент?
3200 рублей за 8 занятий.
То есть, вы получили 48 тысяч рублей, еще не начав «бизнес».
Да, даже за вычетом стоимости курса и аренды, которая, напомню, составляла 500 рублей в час, в сентябре я уже заработала. А с октября у меня выходило 30-40 тысяч рублей в месяц. Конечно, это маленькие деньги по меркам даже Петербурга и тем более Москвы.
Но исходя из моей конкретной ситуации, это был колоссальный скачок, потому что эта сумма равнялась месячной зарплате моего мужа, на которую мы жили вчетвером все эти годы.
А тут я работаю всего 4 часа в неделю, свободно общаюсь со своими детьми, у меня много времени, я организовала себе рабочее место, сама получаю удовольствие от этого и получаю еще денежку.
А прописи ваши клиенты оплачивают отдельно, или они входят в стоимость курса?
Отдельно. За три прописи надо заплатить сразу 800 рублей.
Как вы их печатаете?
Разные способы были. Печатала в типографии, но оказалось дорого. Сейчас нашла частную компанию – по сути, мальчика, у которого есть ксерокс и принтер, он очень недорого печатает.
Я печатаю постранично, не переплетаю. У каждого ребенка есть подписанная папка, в которой хранятся его листы.
«Я сразу решила вести не интенсив из 20 занятий, а обычный годовой курс, который будет проходить 2 раза в неделю».
Дети какого возраста к вам пришли?
Разные. И дошкольники, и пятиклассники. У меня получились 2 разновозрастные группы, в каждой из которой есть дети от 6 до 12 лет.
Но у них же разная скорость усвоения материала.
Более того, у каждого из моих учеников вообще свой материал. На одном и том же уроке разные дети могут проходить отрабатывать разные буквы.
Каждый ученик идет в своем индивидуальном темпе по своей программе. Дети сидят за столом, а я в течение урока постоянно хожу по кругу, подхожу к каждому, объясняю его речевую формулу, проверяю, как он ее усвоил. Ему лично задаю домашнее задание в том объеме, в котором он может выполнить. Каждый идет в своем графике.
Фактически это восемь индивидуальных занятий в одном помещении?
Да, это индивидуальные занятия в группе, я так и говорю. Очень удобный формат оказался. Благодаря этому новые ученики могут присоединяться к группе в течение учебного года.
Мне очень нравилось работать 4 часа в неделю. Но мой заработок все же слабо приближал меня к моей земле и моей цели. Поэтому мне хотелось расширяться. Языковой центр, где я арендовала помещение, закрылся. Мы за это время очень подружились с его хозяйкой, и она мне подарила большой стол из «нашего» класса — за ним мы с вами сейчас и сидим. И стулья подарила.
А я плакала и думала, что такого помещения у меня больше не будет — оно находилось рядом с домом, вряд ли найдется второе такое же. Я же ленивая, не люблю ездить, меня это выматывает.
Тем не менее, надо было посмотреть, какие в принципе есть варианты неподалеку. В это помещение, где мы сейчас беседуем, я пришла в последнюю очередь. Я думала, что на втором этаже «Дикси» будет какой-нибудь «китай-город», лавки, торгаши, совсем не подходящее для студии место. Но в итоге мы осели именно тут.
«В летние месяцы на интенсивных курсах мы заработали больше, чем в другие месяцы»
У вас совсем небольшая площадь — 18 метров. Вы не хотели снять что-то попросторнее?
Была возможность арендовать комнату 35 метров здесь же. Но я состорожничала. Дело было весной 2017 года. Я не знала, смогу ли я набрать детей летом, что будет на следующий год. Я решила взять самое маленькое – 18 метров.
Я подумала, мало ли что может в жизни случиться. Эту аренду – 12 тысяч в месяц — я всегда могу отдать. Тем более, в эту стоимость входит уборщица.
Статья по теме:
Так у вас впервые появилось полноценное ежемесячное обременение. Ведь раньше вы платили на почасовой основе, и это вас ни к чему не обязывало.
Безусловно, это был уже новый уровень ответственности. К тому же, за лето надо было заплатить вперед. И я решила запустить летние интенсивы.
Мы опять взяли «Красивый почерк за 20 занятий» Ольги Васильевны, но сделали курс из 30 уроков – на всякий случай. Я не знала, успеем ли мы пройти программу. Тем более, что летом уже работала не я, а наемный педагог. Я перестраховалась, как всегда. И мы продали интенсив «Красивый почерк за 30 занятий». Дети должны были заниматься 3 дня в неделю в течение 6 недель.
Интенсивные курсы оказались очень востребованными. У меня набрались две группы по 6 человек на первую половину лета и две группы на вторую половину лета. Мы продавали их по 15 тысяч, по 500 рублей за занятие — чуть дороже, чем в течение года. Там были акции, скидки, где-то прописи были в подарок, где-то нет.
Если сравнить выручку, то месячная прибыль составила даже больше, чем в другие сезоны.
А клиенты откуда приходили? Из той же группы в ВК? Сколько человек в ней было?
Да, разместила объявление в группе в ВК. В ней тогда было, наверное, около двухсот человек. Рекламу я не давала. Думаю, начало работать сарафанное радио.
Вы сказали, что летние занятия вели не вы. А почему?
Я продала абонементы, и у меня сумма получилась такая, что я сразу закрыла летнюю аренду. А я уехала с детьми на юг на полтора месяца. И поэтому на первую часть лета мне нужен был педагог.
«Безумные мечты не оставляли меня, и я решила сделать попытку получить землю бесплатно»
То есть, ваши мечты о полноценном летнем отдыхе начали сбываться.
Да, у меня появилась студия, я смогла поехать на юг. Но мечта о своем доме не оставляла. И я начала изучать информацию о том, как можно получить землю бесплатно.
Можно родить третьего ребенка. Многодетным семьям дают участки. Во всех регионах России, кроме Москвы, поэтому я «в пролете»:)
Нет, многодетным семьям дают в тех местах, в которых мне не надо. У меня большие притязания – берег озера, красивый пейзаж, удобная транспортная доступность, сосны. И не 15 соток, а гораздо больше.
Мне говорили: ты знаешь, сколько стоит земля на берегу озера? А я говорила: и еще было бы здорово, чтобы это был заповедник. Почему заповедник? Там можно поставить гостевые домики и сделать бизнес — приглашать на отдых в заповеднике на берегу озера.
Безумные фантазии не давали мне покоя. Я думала: возможно, этого никогда не будет, но я должна попытаться. Нужно сделать все, что ты можешь. А потом уже говорить, что не получилось.
Я перерыла очень много информации в интернете. Голова была квадратная, глаза болели.
Я не знала, где моя земля. Открываю карту – и вижу бескрайние просторы Ленобласти. Она большая, и я поняла, что мне нужно как-то структурировать свои поиски. Начала соображать. Так как машины у меня нет, то это должно быть место, куда я смогу добираться на электричке или на поезде.
Начала смотреть направление, куда ходит поезд. Поезд ходил в Новгородскую область. Потом я посмотрела станции, рядом с которыми есть крупные озера. Маленькое озеро меня не устраивало. Мне нужно было, чтобы озера находились недалеко от станции в окружении леса.
Я нашла несколько подходящих мест. Понятно, что их немного. И вокруг них надо было найти еще свободную землю. Надо было знать, по каким картам можно посмотреть статус участков, и это я тоже выяснила. Сколько раз было, что тыркаешь куда-то, а там уже все занято.
Потом я начала звонить главам всех сельских поселений. Здесь пригодилось то, что я не боюсь звонить.
И цепочка этих действий меня вывела на женщину, которая была главой сельского поселения. Я сказала: Здравствуйте, я из Петербурга, нет ли у вас свободной земли, очень хочется иметь землю свою. — Она сказала: ну есть. — А как можно посмотреть? – Приезжайте и смотрите.
И мы с мужем поехали смотреть.
Представляю, как вы были счастливы.
Мы приехали туда, и земля мне не понравилась. Я говорю: сосен нет. Муж мне: ну ты нахалка.
Но потом я поднялась на пригорок и увидела эту землю с высоты. Я поняла, какая это неописуемая красота. Домов вообще нет. И сплошные озера.
Транспортная доступность хорошая — до областного центра 15 километров. Новая трасса «Москва – Петербург», которая сейчас строится, – в двух километрах. Это не поле, а земли поселений. Это берег озера. И это место попадает в границы Валдайского национального парка.
И что, такую землю можно просто взять и получить бесплатно?
Есть ряд действий, при помощи которых свободную землю можно оформить на себя, если не будет других желающих.
Но вы, наверное, должны взять на себя обязательство как-то ее благоустроить, что-то построить на ней?
Да, конечно. Я обратилась в сельское поселение. Надо сказать, что в каждой области и в каждом округе разные законы. Даже сейчас там уже поменялись правила. На самом деле я просто успела проскочить. У меня было впечатление, что море расступилось, я прошла, и оно за мной закрылось. Законы поменялись.
Теперь эта земля находится у меня в аренде с обязательством в течение трех лет что-то на ней сделать. У меня 8 участков, два с половиной гектара. У земли статус личного приусадебного хозяйства. Там можно строить гостевые домики, как я хотела.
Когда я подавала заявление на эту землю, его по правилам должны были опубликовать в местной газете и еще двух источниках. И в течение тридцати дней любой желающий мог присоединиться к моей заявке. И тогда состоялся бы аукцион. Понятно, что я не смогла бы участвовать из-за отсутствия средств.
Но через месяц мне позвонили и сказали: все в порядке, приезжайте оформлять.
И весной 2017 года я туда поехала и эту землю оформила.
«Теперь моя задача зарабатывать так, чтобы что-то строить на моей земле».
Теперь, когда у вас есть земля и на ней надо что-то делать, что будет со студией?
Теперь у меня задача зарабатывать так, чтобы на этой земле что-то строить. Поэтому в этом учебном году я запустила больше групп. Помимо понедельника, вторника, среды и четверга, я набрала детей на пятницу и субботу. Но сама я не хочу работать шесть дней в неделю, поэтому у нас появился еще один педагог.
Как вы его нашли?
В первый год работы с каллиграфией я параллельно занималась другим детским проектом и организовывала детский спектакль. Был хороший сценарий, но не было актеров. Бюджета тоже не было.
Я с отчаяния дала объявление на Little One – это сайт питерских родителей. Написала, что мы приглашаем взрослых людей, которые хотят в новый год почувствовать себя в новом амплуа. Когда еще выпадет возможность поучаствовать в детском спектакле?
Как ни странно, выстроилась очередь из желающих. Я объясняла, что денег на этом не заработать, но можно просто пошалить, побыть немного актером.
Таким образом мы познакомились с прекрасными людьми. Одним из них был Антон.
Начиная искать педагога, я понимала, что я ИП, у меня нет образовательной лицензии, поэтому я, наверное, не очень привлекательный работодатель. А мне нужен был человек, которому я доверяю, который хорошо ладит с детьми, у которого есть основная работа и основной источник дохода. Так Антон начал преподавать каллиграфию и параллельно проходит обучение по курсу «Техника чтения».
Какая профессия у Антона?
Антон не педагог, а программист. Но он работал волонтером в детских домах, приемных семьях, прошел курс по психологии. У него у самого семья, ребенок.
Сейчас мы по совету Ольги Васильевны набрали к нему бесплатную группу по обучению чтению, и он будет дебютировать.
То есть каллиграфию и чтение у вас преподают хореограф и программист. Забавно. А сколько всего групп сейчас учится в вашей студии, сколько зарабатываете?
Сейчас выходит 130-140 тысяч в месяц чистыми. У нас 7 групп в неделю по каллиграфии – с понедельника по субботу по одному занятию, в среду — два. Родитель может выбрать любые 2 дня для посещения.
Совсем любые? У вас какая-то инновационная система.
Она называется «система выживания». Родитель, действительно, может выбрать любые два дня в неделю. Мне все равно, потому что, как я говорила, каждый ребенок у меня идет по своей программе.
Это очень удобно. Если ребенок заболел, я не прошу никаких справок, у нас нет возврата и нет пересчета. Они просто могут, оплатив следующий месяц в полном объеме, отходить дополнительно в любые другие дни.
У меня плановая наполняемость группы 8 человек. Я составляю расписание таким образом, что в любой группе всегда есть 2 свободных места – в резерве для тех, кто пропустил и может прийти. Но перед этим, конечно, надо позвонить и предупредить. И перед пропуском тоже позвонить.
Какие-то еще занятия у вас ведутся?
Два раза в неделю проходит курс «Азбука». В группе пока только три человека.
И еще мы запустили две группы по технике чтения – этот курс проходят дети из 1, 2 и 3 классов. Я только в этом сентябре начала вести этот курс, но родители уже довольны. За 18 занятий на 30 слов в минуту увеличилась скорость чтения.
Но это не главное. Мы прошли все нормы орфоэпии. Дети перестали читать неправильно, появилась беглость, выразительность.
Как вы планируете развивать студию дальше?
Это для меня сейчас самый сложный вопрос. Я все функции взяла на себя, и это очень трудно. Я и рекламой занимаюсь, сама проходила обучение по курсам Ольги Лысенко, сама веду занятия, обзваниваю родителей.
Сейчас у меня уже не четыре рабочих часа в неделю, конечно. Я очень много работаю. И поэтому остро встал вопрос о том, как развивать дальше студию так, чтобы делегировать кому-то свои функции,
Но вы знаете, для чего вы это делаете — для своего проекта у озера. И узнав вас поближе, я не сомневаюсь, что вы справитесь и с этой задачей.
Я очень постараюсь. Спасибо.
Очень здорово! Желаю Удачи!
Классная история. Светлана, а можно побольше рассказать о вашей системе группового обучения в индивидуальном порядке?