Одним из основных необходимых условий успешного обучения детей является развитое, устойчивое внимание. Большинство детей раннего возраста имеет трудности с концентрацией внимания, что является возрастной особенностью. У деток постарше тоже бывают сложности с концентрацией на занятиях в классе, и зачастую тренировка внимания у детей младшего школьного возраста необходима для успешной учёбы.
Выполняя упражнения для тренировки памяти и внимания у детей, необходимо соблюдать следующие условия:
- Упражнение должно быть понятно ребенку, интересно, легко выполнимо, а также доступно изложено и наглядно показано взрослым. Общаемся с ребенком четко, внятно, с логическими паузами между предложениями.
- Обязательна привычная ребенку окружающая обстановка на занятиях — в знакомом месте, не вызывающем у ребенка тревоги или повышенного возбуждения
- При проведении упражнений необходимо исключить отрицательно действующие посторонние раздражители — громкие и резкие звуки, сильные запахи и т.д.
- Тренировка внимания должна быть регулярной, с помощью многократных повторений и использования различных упражнений.
Чтобы ускорить процесс развития внимания у малышей, я рекомендую использовать в занятиях простые, но эффективные упражнения, которые в игровой форме помогут увеличить объем, концентрацию и устойчивость внимания.
- Покупаем фонарик — лучше детский, который проецирует картинку на стене. Играем с ребенком, перемещая лучик или картинку от фонарика по разным поверхностям — стенам, столам, по полу. Это надо делать в медленном темпе, чтобы ребенок успевал следить глазами за лучиком.
- Делаем шумовые киндеры — погремушки. В пустую коробочку от игрушки киндера насыпаем крупу или другое наполнение. Коробочки должны быть одинаковыми по размеру и цвету. Заклеиваем киндер скотчем. Делаем по две штуки с одинаковым наполнением – две с гречкой, две с фасолью, две с манкой, две с металлическими скрепками. Даем киндер — образец ребенку и просим найти такой же. Ребенок трясет, прислушивается и пробует найти похожий киндер по звуку.
- Собираем пирамидки, абаки, матрешки по инструкции взрослого, каждый раз меняя задания – «Надень на палочку сначала синее колечко, а теперь красное», или «Положи в корзиночку маленькую матрешку, а теперь большую». Если ребенок не справляется, тогда упражнение делает взрослый, проговаривая последовательность действий.
- Играем на музыкальных инструментах — колокольчиках, бубнах, погремушках, маракасах. Звеним, трясем, стучим (не громко!) перед ребенком, передвигая инструмент вверх, вниз, вправо, влево. Стремимся к тому, чтобы ребенок слышал звук и следил глазами за инструментом. Передвигаем инструмент в пространстве медленно.
- Привязываем маленькие мягкие игрушки на ленточку, просим ребенка поймать игрушку. Взрослый тянет за ленточку, игрушка «убегает» от малыша. Делаем как на полу, так и на весу.
- Прятки с двумя стаканчиками. Прячем при ребенке игрушку под одним из непрозрачных стаканчиков. Медленно меняем положение стаканчиков, просим показать, где спряталась игрушка. Постепенно усложняем перемещения и увеличиваем темп, если ребенок начинает быстро справляться с заданием.
- Делаем дорожки из пластилина. Придавливаем к дорожке различные крупы (фасоль, горох, рис). Проводим по дорожкам пальчиком малыша, придумывая интересный сюжет или сказку. Медленно, по 2-3 раза за одно занятие.
- Прячем в мисочках с крупой маленькие игрушки или цветные камушки и просим ребенка найти «сюрприз» или «клад».
Нужно учитывать, что внимание ребенка раннего возраста имеет небольшой объем, слабо концентрировано и неустойчиво, поэтому выполнение одного упражнения не должно занимать более 2-3 минут.
А какие упражнения на развитие внимания у малышей используете вы? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Галина говорит
Здравствуйте уважаемые коллеги!!! Дополню из своего опыта. Волшебным образом на ребенка действуют движущие сыпучие вещества. Либо через лейки дети насыпают любую сыпучку и затем смотрят весь путь движения этой сыпучки. Иногда я делаю желобки из половинок туалетной бумаги, их нужно обклеить и лесенкой прикрепить в вертикальном положении.И вот тогда ваша сыпучая смесь будет сыпаться долго что обеспечивает концентрацию внимания и слежение глазами даже у детей с синдромом аспергера и тд. И еще простое соленое тесто подкрашенное в желтенький цвет тоже является для малышей волшебным зельем особенно когда нужно приучать у работе за столом и с картинкой.Кстати никакой новомодный раскрашенный кинетический песок не заменит свойства теста.
Екатерина говорит
Для детей с синдромом Аспергера подобная игра с сыпучими материалами может быть аутостимуляцией, но концентрация внимания на сыпучих материалах не способствует улучшению концентрации внимания на других учебных задачах, если они ребенку не интересны.
галина говорит
конечно все нужно применять сугубо индивидуально, а что касается аутостимуляции то. подскажите как вы с не работаете если она возникает спонтанно. Очень интересен ваш опыт.Спасибо
Екатерина говорит
Я использую методы АВА -терапии. Прежде всего необходимо понять функцию поведения, чем поведение подкреплялось в прошлом. Для этого нужны наблюдения. Если поведение возникло впервые — очень важно, чтобы реакция взрослого не подкрепила возникшее поведение. Если взрослые начинают сразу уделять внимание ребенку, отвлекать, и особенно развлекать его, то поведение с большой вероятностью будет появляться снова и снова. Если нет опасности для ребенка и окружающих, и поведение возникло впервые, то его лучше всего игнорировать. Если важно прекратить поведение ребенка, то реакция взрослого должна быт скучной, не интересной — взрослый должен быть эмоционально спокоен, не смотреть в глаза ребенку, не говорить лишних слов, как бы между прочим прервать, остановить действия ребенка. В то же время, надо постараться усиливать у такого ребенка альтернативные формы поведения — когда он хорошо играет, выполняет инструкции, взаимодействует с окружающими. В это время ему важно давать такое внимание, которое будет усиливать хорошее поведение. Поощрения могут быть сугубо индивидуальными — взгляд, улыбка, объятие, щекотка, угощение, предоставление любимой игрушки и пр.
галина говорит
Спасибо Екатерина очень познавательно и содержательно, но к сожалению проблему аутостимуляции эти рекомендации если и решают то не значительно, и потом эти рекомендации скорее подходят для детей от 5 лет а если это 3-х летний ребенок? Тут нужно что то поконкретнее, правда? А что? Вопрос интересный…
Лариса говорит
Спасибо большое за информацию. Не ново, но в очередной раз статья дала новый толчок к занятиям.
Светлана говорит
Благодарю. Интересно и познавательно
Екатерина говорит
Галина, почему Вы считаете, что эти рекомендации не подходят для детей до 5 лет? Я многих деток вела и веду с 2-х лет. Более точные и конкретные рекомендации будут сугубо индивидуальны. Проблема аутостимуляции действительно не решается одним днем.
галина говорит
Екатерина ,я не хотела вас обидеть ,но вопрос аутостимуляции действительно сложный и на мой взгляд здесь вообще сложно дать рекомендации и за все время моего опыта решить проблему аутостимуляции однозначно в короткий срок не удавалось. Потому мой вопрос даже как будто бы всем предназначен, может быть есть такие уникальные ключики которые кто нибудь из специалистов нащупал?Вот что интересно…. Кстати интересно работают девочки в израиле группа суламот, у них сборная солянка из всех направлений и методик.
Екатерина говорит
Обидеть? Ну что Вы) Суламот — я их немного знаю, в Израиле на конференции пересекались. Но непосредственно видеть их работу не доводилось. Мы все дальше уходим от основной темы) Я думаю, затронутую тему нет смысла развивать здесь.
Елена говорит
Крупная мозаика очень хороша и для моторики и для вримания и для изучения цвета и для координации движений.
Еще мы возим пластилин в машинке. Основное задание: делаем кружочки на спине божьей коровки (заготовка картон). На ладошке ребенка пальчиками ребенка, но руками взрослого катаются шарики и складываются в машину (1-3 не больше — это еще и счет) машинка едет по столу — ребенок следит за ней глазками. Тут можно еще и право/лево проговорить… приезжает в пунут вызрузки и пластилиновые шарики ребенок прилепляет на божью коровку.
Гулшат говорит
Большое спасибо! Ивантер! и Всем кто делиться своим опытом по работе с детьми! Вы во всем правы! Так как сама жизнь и долгая работе с детьми дает нам узнать о них больше. Но, у нас дети с умственными отклонениями, я не говорю, что они не обучаемые! а то, некоторые доктора ставят такой диагноз. Если долго с ними заниматься их тоже можно к чему то обучать.Ведь так, да!
Я думаю, чтобы сконцентрировать внимание ребенка необходимы и блестящие игрушки, игрушки из новогодних гирлянд, как короткие волосы или венчики !, особенно, если это девочка. Красный цвет, хлопок, тоже привлекают! Желаю Всем успехов, терпения, здоровья и личного счастья!
Марина говорит
Спасибо, Анна!!! Земечательная подборка!