Рынок дополнительного образования для старшеклассников в России составляет более 16 млрд рублей в год и продолжает расти. Кроме того, происходит перераспределение внутри рынка: всё больше родителей отдаёт предпочтение профессиональным курсам для своих детей, нежели индивидуальным репетиторам. Немаловажную роль здесь играет цена: групповые занятия на курсах по подготовке к ЕГЭ, как правило, дешевле, чем индивидуальные занятия с репетитором. А при должной организации процесса на курсах результат не хуже или лучше, чем при занятиях со «средним» репетитором.
Если вы думаете о том, чтобы открыть свои курсы по подготовке к ЕГЭ, вас, возможно, заинтересуют бизнес-план и финансовая модель, разработанные Юрием Спиваком, основателем школы «Хочу знать», которая специализируется на подготовке старшеклассников к ЕГЭ и ГИА.
Курсы «Хочу знать» начали свою работу в 2011 году и сейчас являются одним из лидеров этого направления в Москве. В школе работает 50 преподавателей и 20 сотрудников в постоянной команде, за год проходят обучение 800 учеников. Выручка компании — 30 млн рублей в год.
Финансовая модель курсов по подготовке к ЕГЭ
Основываясь на своём опыте, Юрий Спивак подготовил финансовую модель этого бизнеса, с помощью которой вы сможете чётко себе представить структуру доходов и расходов курсов ЕГЭ. Финмодель позволит рассчитать, каких инвестиций потребует организация и раскрутка курсов, и на какой уровень прибыли можно рассчитывать.
Предлагаемая финансовая модель оформлена в виде таблицы Excel, состоящей из 8 листов: «Расходы на маркетинг и продажи», «Расходы на открытие», два листа с отчётами в различных формах о финансовых результатах и движении денежных средств в течение года, и ещё пять листов, где представлена структура доходов и расходов отдельно по каждому виду услуг образовательного центра – индивидуальные занятия, занятия в обычных группах или мини-группах, интенсивные программы.
Все листы в файле связаны формулами таким образом, что при изменении значений в ячейках с исходными данными автоматически обновляются и пересчитываются зависящие от этих исходных данных показатели.
По умолчанию в финансовую модель «забиты» исходные данные для открытия курсов ЕГЭ в Москве, в помещении с тремя учебными кабинетами и одной административной комнатой.
При таких исходных данных проект предполагает инвестиции в размере 1.5 млн рублей и прибыль 3 млн рублей в первый же год работы.
Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой?
У меня тоже возник такой вопрос. Но похоже на то, что курсы ЕГЭ – на самом деле очень привлекательный бизнес. Я внимательно ознакомилась с финансовой моделью, предлагаемой Юрием, и она очень детально проработана. Учтена сезонность спроса, неизбежный отток учеников в течение года, другие различные факторы и расходы. Это совершенно точно не таблица, сделанная «на коленке», а тщательно продуманная и проработанная модель.
Понятно, что финансовые результаты в конечном итоге зависят от того, насколько профессиональным будет воплощение этого проекта: удастся ли найти необходимых преподавателей и должным образом организовать их работу, адекватно организовать продажи и маркетинг.
В финансовую модель заложен бюджет на зарплату методиста, руководителя отдела маркетинга со специализацией «интернет-маркетинг», программиста, веб-дизайнера, руководителя отдела продаж, а в текстовом бизнес-плане приведено описание вакансий для этих сотрудников с подробным перечнем требований, указанием графика работы и уровня зарплаты.
Подставляя цены, размеры зарплат и арендных ставок, актуальных для вашего района и вашего города, вы можете адаптировать эту модель под ваши реалии и посчитать, каких вложений потребует этот бизнес и на какую прибыль можно рассчитывать.
Кроме таблицы с расчётами, Юрий также подготовил сверхподробный видеокомментарий, в котором он объясняет, как работать с финансовой моделью, логику всех производимых в таблице расчетов.
Чтобы лучше представить, о чём идёт речь, посмотрите начало этого видео. Общая его продолжительность – 58 минут.
Что надо иметь в виду:
- Данная модель основана на опыте Юрия по развитию этого бизнеса в Москве и применима в первую очередь в городах с населением более 300 тысяч жителей. Если ваш город меньше, нужно будет сдвинуть линейку продуктов в сторону индивидуальных занятий и мини-групп.
- Модель может подойти для частичного использования в детском центре, если у вас есть пустующие в вечернее время кабинеты или площади, которые вы хотите использовать более эффективно.
- Предлагаемая таблица в Excel довольно сложная, с большим количеством формул. При этом для адекватного финансового планирования проекта по открытию курсов ЕГЭ, следуя этой модели, необходимо в ней достаточно подробно разобраться. Если математика и системный анализ – не ваши сильные стороны, то надо быть готовым к тому, что придётся несколько раз пересмотреть сопроводительное видео и долго и вдумчиво вникать в детали.
Если вы думаете о том, не открыть ли вам курсы ЕГЭ и хотите узнать, какие инвестиции для этого потребуются и каким образом этот бизнес будет зарабатывать деньги, мы вам предлагаем приобрести «Финансовую модель курсов по подготовке к ЕГЭ».
В этот пакет входит:
- Финансовая модель – таблица Excel на 8 листах
- Видеокомментарий к финансовой модели продолжительностью 58 минут.
(Обратите внимание, что видео будет доступно только для просмотра онлайн, его нельзя будет скачать на компьютер или смотреть без доступа в Интернет.)
Стоимость комплекта – 14900 руб.
Если же вы уже решили, что вам интересен бизнес курсов ЕГЭ, и хотите глубже погрузиться в эту тему и узнать больше о том, как открыть своё дело в этой области, мы вам предлагаем «Бизнес-план курсов по подготовке к ЕГЭ».
Бизнес-план курсов по подготовке к ЕГЭ
Финансовая модель, о которой шла речь выше, — это по сути расчётная часть бизнес-плана. Кроме этой расчётной части, Юрий ещё подготовил текстовую, описательную часть. Причём в отличие от большинства других бизнес-планов, которые я видела, в данном случае это не просто «рыба» или общие слова ради формы, с маленьким количеством смысла, а реально всеобъемлющее описание того, как этот бизнес устроен и что необходимо, чтобы его построить у себя. Конечно, формат бизнес-плана не предполагает исчерпывающей пошаговой инструкции, как это бывает в хорошей франшизе. Цель этого бизнес-плана — перечислить всё, что надо сделать, чтобы этот бизнес был успешным, а не буквально во всех деталях как именно это надо делать.
Бизнес-план Юрия Спивака — это документ на 50 страницах. Первая его часть посвящена продукту – как создать такую услугу в сфере подготовки к ЕГЭ, которая нужна клиентам. Детально разбирается целевая аудитория, её виды и особенности, и соответственно структура услуг. Юрий делится опытом о том, кто и по каким критериям выбирает курсы, какие предметы из 14 возможных чаще или реже выбирают ученики и что им надо предложить, какого уровня подготовки приходят школьники и как их делить на группы, продукты каких ценовых категорий должна предложить школа, чтобы заработать максимум. Описывается, какой должна быть концепция обучения для долгосрочного успеха и как меняется спрос в течение учебного года.
Вторая часть – это по сути подробное описание того, как эту услугу продать. Здесь показан процесс привлечения потребителей, каналы продаж и продвижения. Описаны задачи маркетинга, в частности, интернет-маркетинга с коротким циклом и прямыми продажами, контент-маркетинга, маркетинга на местности. Рассчитывается бюджет маркетинговых мероприятий. Показан план и процесс продаж, начиная с разработки различных пакетов услуг и их стоимости и заканчивая повторными продажами.
Если вам надо убедить партнёров и инвесторов в перспективах рынка, вам пригодятся статистические данные об объёме и структуре рынка, собранные из открытых и платных источников и представленные в этом разделе. Анализируется конкурентная среда по таким параметрам, как соответствие учебной программы требованиям ЕГЭ, уровень преподавания, способ подачи материала, цена, разбивка по уровню знаний, удобство расписания, территориальное удобство. Разбирается уникальное торговое предложение (УТП).
Третья часть – это так называемый производственный план. Разбираются такие темы, как этапы создания самих курсов ЕГЭ, оснащение, бизнес-процессы функционирующих курсов, администрирование, приём новых учеников и работа с текущими учениками, административно-хозяйственное обеспечение, отбор преподавателей, кадровый резерв, методическая работа с преподавателями, оплата и система мотивации, штатное расписание, оформление и обучение персонала.
Четвёртая часть – это финансовый план. По сути, это текстовое изложение расчетов, полученных с помощью финансовой модели, о которой говорилось выше.
Заключительные части посвящены оценке эффективности проекта, рискам и мерам по их минимизации.
Могу подытожить, что этот бизнес-план – добротно сделанный документ с большим количеством систематизированной информации о том, как должна быть устроена хорошая компания, предоставляющая услуги по подготовке к ЕГЭ.
Если вы серьёзно думаете об этом бизнесе и при этом не имеете опыта в этой отрасли, я думаю, вы не пожалеете, если приобретёте этот документ. Это можно сделать отдельно или в дополнение к финансовой модели, о которой шла речь выше.
Стоимость бизнес-плана – 34900 руб.
(Обратите внимание: Бизнес-план предоставляется в формате PDF, без возможности редактирования. Для борьбы c несанкционированным распространением наших материалов мы проштамповываем их — на каждой странице документа будет напечатано название организации или имя человека, который приобрёл этот материал, его адрес, а также номер лицензии.)
Комментарий Юрия Спивака
Я считаю, что курсы ЕГЭ – это перспективный бизнес. К сожалению, в целом по стране школы дают очень низкий уровень знаний. По некоторым предметам, например, по математике, ситуация просто катастрофическая и становится только хуже.
Но дело не только в этом. Мы изучали рынки США, Европы, Японии, где со школьным образованием всё обстоит неплохо. Но и там мы увидели огромный работающий цивилизованный рынок дополнительного школьного образования, у людей есть потребность в развитии.
Мне нравится, что курсы ЕГЭ – это гибкая и по сути довольно простая бизнес-модель с небольшими фиксированными издержками. И это бизнес, который приносит пользу обществу. Для меня счастье – оказывать влияние на жизнь ребят в очень важный период их жизни, такая мысль поддерживала меня в трудные моменты развития моего бизнеса.