- Как знания могут «зайти» в весёлую, шебутную голову ребенка, который любит бегать, смеяться, «беситься», не любит читать и совсем не выносит сидеть неподвижно и долго слушать?
- Как учителю добиться, чтобы урок был не только для тех, кто всегда с поднятой рукой, кто готов отвечать на каждый вопрос, кто носит гордое звание «отличник», но и для тех, кто смотрит в окно?
- Для тех, кто скучает на уроке, не видит смысла и интереса в том, что происходит у доски, в том, к чему так тщательно подготовился учитель?
На мой взгляд, должен быть смещён ракурс урока. Изменён его жанр.
Вот что я имею в виду:
- Учитель должен говорить мало. Очень мало, очень умно и чётко, без лишних слов. Интересно. Вдохновенно. Но мало.
- Ученик должен говорить много. Повторять, рассказывать только что услышанное, опираясь на план, на алгоритм, передавать в рассказе усвоенное соседу по парте, говорить в парах, в группах, по одному, хором. Говорить. Много.
- Учитель должен знать, что бесполезно просто «передавать детям то, что знает он»: дети всё равно воспримут в измененном варианте. Лучший сценарий – создать такие формы работы на уроке, когда ребёнок все время демонстрирует, что именно он понял (короткие срезы, взаимопроверка, блиц-опрос, кольцевое повторение, эстафета по пройденному, составление схем и проговаривание их смысла, коллективное или в парах повторение услышанного, командное создание тематической карты и подобные активизирующие класс педагогические приёмы).
- Ребёнок должен быть поставлен учителем в ситуацию, когда он даже не догадается, что можно поскучать, не вспомнит про окно, в которое можно посмотреть. Когда он удивится, что уже прозвенел звонок. Именно это должен ставить целью урока учитель.
Главный инструмент для достижения этой цели — интерес ребёнка ко всему, что происходит на уроке.
Без интереса не входит в сознание ни одна буква. Если и войдёт, то ненадолго, непрочно и без желания узнать следующую букву.
В нашей школе «Январь» работает учительница, которая не ленится приносить почти на каждый урок загадочную коробку, в которой лежит что-то, связанное с темой урока. И детям приходится в течение урока по правильно сформулированным самими детьми вопросам догадываться, что там сегодня.
У нас есть учитель, в класс которого не зайдешь после перемены, не ответив на короткий вопрос (быстро определить падеж слова, склонение, спряжение, часть речи и т.д.). И со звонком все радостно выстраиваются у двери в очередь за вопросами.
Другая учительница рисует в конце урока пьедестал и на его ступеньках троих ребят, особо проявившихся на этом конкретном уроке. Получается максимально похоже. И все хотят быть нарисованными и стараются. Мелочь – но работает!
Все учителя в нашей школе постоянно делятся опытом, как использовать на уроке двигательные упражнения. Потому что движение – двигатель мозга.
Сидеть дети и без вмешательства учителя умеют. А вот двигаться и в это же время усваивать новое – учитель может научить, когда научится этому сам.
Мы предложили учителям из разных городов поделиться приёмами с использованием элементов движения на уроке.
Отклик превзошел наши ожидания. Педагоги с радостью рассказали, как внедряют в урок такие задания, которые включают у ребёнка не только уши и глаза, но и руки, ноги, заставляют собрать внимание, соревноваться, гордиться маленькими победами.
Получилась целая педагогическая энциклопедия «Движение на уроках». Щедрая, интересная, нестандартно полезная.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.