Из-за пандемии огромное количество образовательных учреждений, как государственных, так и частных, были вынуждены перенести все свои занятия в онлайн-режим. Понятно, что совершить этот переход за несколько дней или недель без потерь в качестве обучения невозможно.
Это привело к тому, что сейчас многие люди, столкнувшись с погрешностями дистанционного образования, твердо убеждены, что оно не станет полноценной альтернативой очному обучению.
На мой взгляд, этот вывод преждевременный. Он связан с тем, что многие педагоги просто не успели освоить все технические возможности дистанционных занятий.
C начала пандемии у меня было почти 200 часов онлайн-занятий на разных платформах, от разных организаторов, в разных форматах и на разных языках. Из этого опыта я вынес для себя несколько наблюдений.
Во-первых, хорошо организованное онлайн-занятие может быть лучше, удобнее и плодотворнее обычного.
К сожалению, чаще встречается плохо организованное. Оно уменьшает мотивацию и интерес к обучению и ведет к несравнимо худшим результатам. (А также к мыслям «Нужно ли мне вообще образование?» во время ленивых потягиваний в кровати за 10 минут до начала очередного урока).
Во-вторых, подавляющее большинство организаторов совершают одни и те же ошибки, о которых я расскажу в этой статье. На мой взгляд, обратив на них внимание, можно организовать онлайн-занятие на таком уровне, которым могут сейчас похвастаться лишь единицы. И изменить мнение скептиков о дистанционном обучении.
9 шагов к идеальному онлайн-занятию
Вот на какие моменты, на мой взгляд, надо обратить внимание.
1. Использовать платную версию Zoom
Итак, что необходимо для хорошего дистанционного занятия? Во-первых, программное обеспечение. Единственный верный вариант здесь — Zoom. Нигде больше групповые встречи на достаточном уровне не организованы.
Причем исключительно платная версия, иначе все последующие шаги будут бессмысленными.
Кому-то может показаться, что ограничение в 40 минут ничего особенно не меняет — ведь можно запустить новую конференцию по истечении времени. Но на самом деле смена конференции гарантирует огромное количество хлопот, которые будут мешать сконцентрироваться на самом уроке и преподавателю, и ученикам.
Не говоря уже о том, что бесплатного времени почти никогда не хватает на полноценный урок — по крайней мере, с учениками школьного возраста.
2. Организовать повторяющуюся конференцию с правильным названием
Частая история — организатор забыл прислать ссылку на сегодняшнее занятие, или сбросил ссылку в групповой чат, а она уже перекрылась множеством новых сообщений. Одни ученики пытаются присоединиться по прошлой ссылке, другие копаются в чате. Время урока тратится зря, все нервничают.
Поэтому второй важный момент — для каждой группы учеников должна быть создана своя повторяющаяся конференция, которая не закрывается даже тогда, когда занятия уже закончились.
Это избавляет от нужды постоянно создавать новые встречи и присылать ссылки своим ученикам, а также снижает вероятность каких-либо связанных с этим ошибок. Можно будет не беспокоиться о том, не забыли ли вы отправить ссылку на занятие, или что кто-то из участников ее не получил и не может войти. Каждая группа один раз получает свою ссылку и использует ее все время.
Также очень советую называть конференции так, чтобы сразу было понятно, какие занятия здесь проходят. Например: «Английский язык, В2, 17-18 лет». Плохой пример: «Зал персональных встреч Максима Максимовича».
3. Создать отдельный чат WhatsApp для каждой группы
После того, как все все конференции готовы, нужно позаботиться о том, что у каждой группы есть свой отдельный чат в каком-либо мессенджере — например, в WhatsApp.
Зачем вообще нужен какой-либо чат? Это самый быстрый и удобный способ рассылать актуальную информацию ученикам, например домашнее задание или изменения в расписании. Но важнее то, что в случае ошибки с чьей-то стороны есть возможность быстро связаться с каждым из учеников.
У меня случались ситуации, когда я не мог присоединиться к конференции, а единственным способом связи была электронная почта. Впечатление было безнадежно испорчено. В такой ситуации студент чувствует себя так, как будто он стоит в центре мегаполиса, имея как единственное средство связи советский стационарный телефон 60-ых годов, и не имея возможности попасть на встречу, участие в которой он уже оплатил.
4. Освоить нюансы работы с чатом в Zoom
Очень важно убедиться, что преподаватель, ведущий занятие, владеет необходимыми навыками работы в Zoom.
В частности, учителю необходимо знать нюансы работы с чатом в этой программе — правильно выбирать адресатов своих сообщений, понимать варианты настройки чата (кому могут отправлять сообщения ученики) и помнить, что приватные сообщения, отправляемые ученикам, могут оказаться общедоступными.
Чат удобно использовать для письменных заданий, для небольших опросов по ходу занятия.
Также важно освоить опцию заглушать или даже удалять отдельных участников. Как известно, в любой системе образования важны авторитет учителя и дисциплина.
5. Показывать экран
Возможно, это покажется странным, но далеко не все учителя используют демонстрацию экрана. А ведь она открывает много возможностей. Например, учитель может открыть у себя текстовый файл, написать несколько заметок по теме и отправить их в общий чат в конце занятия.
Также можно показывать учебники в электронном формате, материалы из интернета, видео и многое другое.
6. Делать Break-out сессии
Break-out сессии — это как сон внутри сна из фильма «Начало» с Леонардо Ди Каприо. Этот более продвинутый инструмент отличает организатора-любителя от настоящего профессионала.
С помощью разветвления конференций можно организовать самостоятельную работу учеников в маленьких подгруппах, которые будут отправлены в разные комнаты. Учитель может свободно передвигаться между ними, следить за работой и возвращать учащихся обратно в главную конференцию.
С помощью этого инструмента можно сделать занятия более похожими на настоящие занятия в классе.
7. Управлять комнатой ожидания
Комната ожидания — это своеобразное чистилище, куда попадает ученик, перейдя по ссылке. Прежде чем он присоединится к конференции, его должен принять организатор.
Комнату ожидания имеет смысл включить в одном случае, а именно, если у вас запланировано несколько встреч без перерыва между ними, и вы не хотите, чтобы заходящие участники мешали тем, которые как раз заканчивают свое занятие.
Если же хоть какой-то перерыв между занятиями есть, комнату ожидания стоит отключить, чтобы не отвлекаться на каждого присоединяющегося участника.
8. Использовать наушники с микрофоном
Учитель должен обязательно иметь наушники с микрофоном. На мой взгляд, стоит порекомендовать каждому участнику использовать наушники, особенно если все участники должны говорить друг с другом по ходу занятия.
Ну а для учителя это просто необходимо. Плохой, неразборчивый звук ведет к тому, что все участники вместо того, чтобы сосредоточиться на материале, будут работать над расшифровкой того, что пытается сказать учитель. По этой же причине стоит позаботиться о стабильном интернет-соединении.
9. Быть готовым до начала урока
Обычно это учителя ворчат на учеников за опоздания. Но в случае с онлайн-занятиями нередко опаздывают сами преподаватели.
Думаю, это связано с тем, что многие из них уделяют недостаточно внимания тонкостям, характерным именно для дистанционных уроков. И в последний момент перед началом занятия оказывается, что не включается камера или микрофон, не все получили ссылку и учебные материалы и т.д.
Между тем существует довольно многочисленная группа людей — и я также к ней отношусь — для которых каждая минута опоздания ощущается как удар ножом по сердцу (то есть даже в скромном количестве достаточно неприятно). Не стоит недооценивать количество таких людей.
Моя заключительная мысль является самой простой, а именно: проверять все технические моменты заранее и начинать вовремя.
А что вы добавили бы к этому списку? Какие нюансы, по вашему опыту, надо учитывать при проведении онлайн-занятий?
Катерина говорит
Я думаю, перед началом занятия опытный учитель должен договорится о правилах. Как поднимать руку, кто когда говорить, а что в чат пишет.
Еще интересно бывает не просто делиться экраном, но и передавать управление ученикам, чтобы сделать какие-то действия.
Важно уметь управлять быстро комментариями: разрешать и запрещать, когда нужно, стирать, лишне, выставлять имена комментаторов.
Ольга говорит
Доброго времени суток, Игорь и Зарина. Полезная статья. У меня нет опыта работы в Zoom. Сохраню статью.
С уважением.
Валерия говорит
Я провожу занятия с детьми 2-3 лет и после приветствия прошу мам отключить микрофоны. Иначе, когда дети говорят, картинка всё время переключается на того, кто говорит.
Светлана говорит
Валерия, этот нюанс можно решить путем регулировки вида галереи или докладчика с верхнем правом углу экрана программы.
Anna Sergeeva говорит
Спасибо за Ваше мнение, очень интересно!
Ирина говорит
Спасибо большое за статью! Я тренер по Зумба-фитнесу и мой опыт с Зумом такой:
— важно периодически проверять, что участники не заснули, спрашивать, как они?)) То есть, воспринимать их будто они сейчас перед тобой, живые люди, а не говорящие головы на экране, это влияет на энергетику урока.
— смотреть четко в глазок камеры, чтобы установить контакт глазами (а не на свое прекрасное отображение)
— важно, на каком фоне ты сидишь перед экраном! В идеале это просто белая стена. Фон должен быть нейтральным, много деталей интерьера отвлекают внимание, раздражают.
— если надо показывать движения руками и ногами, одежда должна быть с длинными рукавами и длинные штаны, контрастного к стене цвета
— часто люди жалуются, что экран застыл. Это может быть проблема с интернетом на их стороне, надо заранее предупредить их, чтобы отключили вокруг все устройства, которые качают интернет. А если экран все-таки застыл, надо нажать на кнопку «обновить страницу» в браузере
Александра говорит
Полностью согласна, что онлайн занятие при хорошей подготовке эффективно и ничуть не хуже обычного!
И большое спасибо за возможность взглянуть на процесс глазами учеников ?
Елена говорит
Спасибо за статью, для меня она была очень полезной. Я только знакомлюсь с этой платформой обучения, много полезного для себя почерпнула.
Татьяна говорит
Приглашая ребят на дистантные занятия, я настоятельно рекомендую создать условия для того, чтобы эти занятия были эффективны. Иначе не стоит тратить время и деньги! Эти условия включают:
1) Наличие ноутбука или планшета (со встроенными микрофоном и веб-камерой) или ПК с вебкамерой или гарнитурой (наушники+микрофон). Поясню: мне нужна обратная связь – возможность не только услышать от ребенка, что «ему все понятно», но и послушать (время от времени, по очереди) его рассуждения, предоставить ему возможность записать или изобразить свой вариант решения задачи. Поэтому нет смысла участвовать в занятиях со смартфона – ребенок не сможет ни разглядеть те изображения, которые я предлагаю, ни – оставить на экране свой комментарий.
2) Наличие установленной на устройстве программы zoom в ее бесплатном варианте;
3) Наличие у ребенка умений (может, сначала с помощью родителей)
— зайти в программу, подключиться к конференции по ее номеру-идентификатору и числовому паролю;
— указать свою фамилию или имя и первую букву фамилии, входя в зал ожидания конференции (если автоматически вошел под незнакомым для педагога именем – поменять его, находясь в зале ожидания – иначе я могу не присоединить человека к группе, опасаясь хулиганских попыток взломать конференцию);
— уметь «вернуться» в зал ожидания конференции, если «вылетел» из нее в результате сбоя связи;
— уметь отключить собственное видео, если связь недостаточно хорошая (плохо слышно мой голос, зависает передаваемое мною изображение);
— уметь пользоваться значками передачи эмоций (поднятая рука);
— уметь включать свой микрофон, когда подходит очередь высказаться, и отключать его сразу после своей реплики (чтобы не возникало искажений звука, эффектов эха и т.п.);
— уметь написать сообщение в чат (причем, если надо – лично педагогу, а не всем участникам – например, полученный ответ или просьбу);
— уметь изобразить по просьбе педагога свой комментарий на «доске сообщений» или кадре презентации в виде рисунка линиями или фигурами или текста (для этого стоит предварительно потренироваться: зайти в программу zoom и начать для самого себя конференцию, затем выбрать «демонстрация экрана», в открывшемся окне – выбрать «доска сообщений» и попробовать для самого себя набрасывать решения задач с помощью имеющихся инструментов комментирования; конечно, можно потренироваться не в одиночку – пригласить в свою конференцию друга);
4) Соблюдение ребенком правил поведения в общей конференции (несанкционированные педагогом словесные или экранные комментарии нарушают ход занятия и являются поводом удалить участника из конференции!)
Ирина говорит
Зарина, от души благодарю Вас за статью и за весь Ваш труд, статьи и содружество. Начала читать и подумала, что Вы знаете моего ребёнка)))Тоже Игорь и тоже 9 класс закончили. Понимаю, что через экран не передаётся такой «вкус» от достижений. По устным предметам через zoom мы упали вниз по оценкам. Вы верно указываете, что бесплатная версия снижает полностью эффективность урока, зрительного контакта нет и как следствие «дите» ничего не понимало, что от него хотели.
Разрешите здесь, поделится мыслью Татьяны Черниговской (нейролингвиста):» Многие, кто оставил профессию из-за неспособности вписаться в цифровую реальность,-это люди- бриллианты. Такой класс профессионализма, который дальше уже недостижим. Люди с огромным и практическим опытом.» Благодарю от души за полезный материал.
Марина говорит
Поздравляю, Игорь!!! Отличная статья и очень в стиле сайта Зарины!!! Прекрасно перенимаешь опыт!!! А у нас в Крыму Zoom под санкциями, а делать vpn соединение не все родители хотят. Поэтому, добрый скайп выручает. Самое милое в нем, что все участники друг друга и учителя видят. Так душевно получается ? А вот минус в том, что любой ученик может любому ученику отключить микрофон или вовсе удалить из звонка. Иногда мальчики не могут устоять перед соблазном ?
Оксана говорит
Отличная статья! Грамотно и по-взрослому! Очень информативно и ёмко описаны важные нюансы ведения видеоуроков в Zoom!
Zoom использую уже полгода для индивидуальных занятий и до сих пор радуюсь полезным функциям этой платформы. Я веду английский онлайн и screen share — абсолютный плюс Zoom! Все видео и картинки (в хорошем качестве,конечно) можно показать ученику на экране, причем он тоже сможет пользоваться комментариями (стрелки,текст,ластик и т.д.), фактически участвуя в процессе, это дает возможность не отвлекаться и быть постоянно активным.
Елена Черванева говорит
Спасибо за статью, очень ценно, что делится опытом сам ученик ))
Наш клуб по программированию прописал следующие правила для педагога кружка при проведении онлайн занятий по программированию.
Правила проведения занятий
1. Педагог должен самостоятельно обеспечить техническую возможность проведения занятия в онлайн формате, наличие стабильного интернета, качественной связи (микрофон, камера)
2. Предпочтительно, если вы будете вести занятия на белом, однотонном или размытом фоне, чтобы учащиеся не пытались рассмотреть детали за вашей спиной, чтобы их ничего не отвлекало.
3. Педагог должен подключиться на занятие за 5 минут до его начала. Быть подготовленным, знать тему урока, основные тезисы, создаваемые проекты.
4. При подключении к уроку – необходимо обязательно включить запись!
5. В начале урока поинтересоваться у учеников их настроением, самочувствием, 2-3 минуты урока уделить им личное внимание, спросить учащихся про интересные события в их жизни, установить контакт и настроить на занятие. Дать обратную связь по проектам тех учеников, которые выполнили домашнее задание.
6. После 5 минут с начала урока – педагог должен отметить присутствующих.
7. Расскажите о том, что будет происходить на уроке. Анонсируйте тему урока. Расскажите, каких учебных целей вы хотите достичь, сколько времени будет длиться занятие, и какие будут задания. Например: «10 минут я буду рассказывать новую тему, потом вы сделаете небольшое задание, а в конце мы вместе сделаем проверку. Так вы помогаете сформировать ожидания от занятия и распределить силы.
8. Установите правило — во время онлайн-занятий должны быть закрыты все социальные сети, мессенджеры и вкладки в браузере, не касающиеся учебы.
9. Привлекайте непроизвольное внимание. Непроизвольное, или пассивное, внимание — это внимание, вызванное внешними причинами, не требующее специальных усилий со стороны ребенка. Непроизвольное внимание учеников можно привлечь, например, с помощью контрастов. Используйте жестикуляцию, сделайте речь более эмоциональной, меняйте темп и громкость речи.
10. После 25 минут от начала занятия необходимо провести физкультминутку или гимнастику для глаз, дать возможность детям передохнуть, выпить воды. Сделать короткие дыхательные упражнения. Чтобы дети переключились и отдохнули, задайте простые вопросы, например: «Что вы видите за окном?», «Какие звуки вы сейчас слышите?»
11. Во время занятия, педагогу запрещено отвлекаться на личный мобильный телефон, отвечать на личные звонки и на сообщения в социальных сетях. В случае необходимости в звонке, педагог сначала должен дать детям задание, отключить камеру и микрофон и сделать срочный звонок.
12. Помните об обратной связи. Чаще подводите промежуточные итоги. Обсуждайте результаты группы, подчеркивайте успехи конкретных учеников. В конце каждого урока резюмируйте, что из запланированного удалось выполнить. Обратная связь по ходу урока помогает удерживать внимание и мотивацию, а подведение итогов структурирует работу. Это особенно важно во время дистанционного обучения.
Правила работы с учениками
1. Педагог должен относиться к ученикам с уважением, дружелюбием, учитывать психологические особенности каждой возрастной категории. Максимально внимательно относиться к интересу учащегося, его мотивации. Необходимо поддерживать с ребенком эмоциональную связь, интересоваться его жизнью и увлечениями, использовать индивидуальный подход в работе со сложными учениками.
2. Информировать администратора и руководителя кружка о возникновении нештатных ситуаций.
3. Не допускать оскорбления между учениками, ругательства и конфликты.
4. В случае если, ученик нарушает дисциплину и мешает другим ученикам заниматься — педагог вправе выключить микрофон ученика или попросить его покинуть виртуальный класс. Факт нарушения дисциплины учеником должен быть зафиксирован в тот же день, посредством письма или сообщения и передан администратору клуба.
Дресс-код педагога
Педагог обязан соблюдать рабочий дресс-код:
— Чистые, причесанные волосы, чистые руки, чистая, выглаженная одежда.
Для мужчин-педагогов: футболка-поло, рубашка, джемпер, джинсы, брюки.
Не надевать одежду с вытянутым воротом, с катышками, спортивную одежду.
Идеальный дресс-код – однотонная рубашка или джемпер, классические джинсы или брюки.
Причесанные волосы, стрижка
Для девушек-педагогов: макияж – обязателен! Чем ярче лицо педагога, тем легче детям фокусировать внимание. Также приветствуется маникюр, украшения, Волосы убраны, аккуратная прическа.
Идеальный дресс-код – однотонная рубашка или джемпер, классические джинсы или брюки.
Правила работы с родителями учеников
1. Педагог принимает активное участие в общении с родителями учеников. Общается вежливо и с уважением, независимо от характера и темперамента родителя.
2. Педагог должен давать родителю краткую обратную связь по результатам обучения ребенка (по запросу от родителя), рассказывать о его успехах. Не избегать общения с родителями, не перекладывать общение с родителем на администратора или руководителя.
3. Педагогу запрещено обмениваться личными контактами с родителями учащихся без согласования с руководителем клуба, предлагать родителям индивидуальные занятия и принимать оплату за занятий на личные банковские карты