Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.
- Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
- С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
- В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.
В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:
- Неустойчивое внимание
- Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
- Трудности с выполнением словесных инструкции
- Обидчивость, робость, замкнутость.
Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:
- Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
- Наследственность — нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
- Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
- Заболевания первых лет жизни ребенка:
- инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
- травмы головного мозга
- повреждения неба
- Неблагоприятные социально-бытовые условия — недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
- Агрессивный информационный поток
- Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.
Симптомы общего недоразвития речи:
- Позднее прорезывание и становление речи;
- Бедный словарный запас;
- Выражены дефекты произношения.
Возрастные нормы
Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
1 год
- Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
- Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
- Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
- Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
- Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
- Эмоционально откликается на речь.
2 года
- Словарный запас — около 100-200 слов.
- Хорошо знает и произносит свое имя.
- Умеет выражать простейшие просьбы словами.
- Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
- Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.
3 года
- Словарный запас 1000-1500 слов.
- Часто задает вопросы.
- Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
- Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
- Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
- Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
- Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
- Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
- Использует прилагательные, местоимения и предлоги.
В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста
- Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
- Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
- Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
- Игры на развитие слухового восприятия
- Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
- Тренировка осознанного моторного планирования.
Рекомендации для родителей:
Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.
- Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
- Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
- Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
- Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
- Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
- Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
- Не ограничивайте природную двигательную активность
- Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
- Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
- Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
- Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
- Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
- Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
- Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
- Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
- Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
- Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
- Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.
В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.
Часто ли вы сталкиваетесь по работе с детьми, у которых заметка задержка в развитии речи? Как вы ними работаете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Татьяна говорит
Здравствуйте! Спасибо за статью! Да, к сожалению, последнее время, очень часто встречаются дети с задержкой речевого развития.
Лукпанова Айман говорит
Было очень полезно!
Елена Удод говорит
Большое спасибо за информацию. Используем данный материал для работы с педагогами и родителями.
u2uofficial говорит
Когда попадаются фильмы раннего советского времени и там встречаются дети 4-5-6 лет, мне часто становится удивительно как мало и плохо они говорят. До определенных годов у взрослых того времени и вовсе считалось, что с детьми до 2х, 3х лет особо не о чем говорить. Отдали в сад и ладно. В школе только начинали учить детей. Бедные современные мамы… Давят на них множество центров раннего развития. Думают к 5 годам ребенок должен писать, читать, считать и многое другое… Все с детьми в порядке. Это взрослым надо уменьшить обороты. Вся эта гонка за внешной успешностью ни к чему хорошему не приведет. Все дети развиваются в своем темпе. Просто любите своих детей.
Юлия говорит
Умница (или умник?) Поддерживаю.
Наталья говорит
Это верно. Спасибо!
Елена говорит
Согласна, сейчас это частое явление когда дети до 4-х лет не владеют речью. А что делать, когда ребенок все слышит, решает детские задачки, складывает пазлы, но совсем не говорит. Его проверяли врачи и сказали, что отулонений нет. И невролог, остеопат, логопед и еще масса врачей. Ребенку завтра будет 4года, а вместо слов только мычание. Слух тоже отличный. Любит петь, но только звуком «а». Есть ли хоть какие-то рекомендации для таких случаев? Спасибо, что подняли такую тему.
Диана говорит
Обратитесь к логопеду-дефектологу. Не к обычному логопеду, а именно логопеду-дефектологу: именно этот специалист занимается запуском речи. Мычание, носовые звуки, малое количество лепета в возрасте 3-5 месяцев и отсутствие речи до 3-4 лет характерно для сложных моторных и сенсомоторных расстройств типа моторной алалии. Заочно такие диагнозы не ставятся, запуск речи после 2 лет самостоятельно не происходит.
Наталья говорит
Очень часто приводят детей ко мне на музыкальные занятия, именно с целью развития речи. Таких деток действительно много. В занятия обязательно включаю дыхательную и артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры… Спасибо за статью, проблема актуальна!
Наталья говорит
Здравствуйте! Очень полезная статья! Спасибо!
Ангелина говорит
Здравствуйте! Спасибо за статью! Я педагог с 35-летним стажем, работаю воспитателем. К сожалению, да, наблюдается тенденция роста «неговорящих» детей, иногда до 3-4 лет. Моему внуку 3,5 года; у нас эта же проблема. При том, младший внучок, в 1,5 года, произносит гораздо больше слов, уже пытается говорить. Оба из одной семьи, одних родителей.
Ольга говорит
Спасибо, очень ёмко, доступно, полезно. Обновила всё в памяти. От себя добавлю, что дети с речевой задержкой часто лучше вступают в диалог при телесном контакте или смене позы (например на руках или стоя). На мой взгляд дети в советское время лучше разговаривали, хотя тут в комментариях пишут обратное. Спасибо за статью.
Ираида говорит
Спасибо за такую информативную статью, в моем окружении много семей с плохо говорящими детьми. Обязательно порекомендую Ваши материалы.
Татьяна говорит
Великолепная познавательная статья!!! А главное такая доступная, что я с удовольствием порекомендую ее своим родителям, которые занимаются в моей студии!!!! Эта проблема номер один сейчас. И как важно поддержать мамочек, так как они иногда в полном отчаянии. Ещё фактор огромный — это гнёт со стороны общества и родных и мамы часто находятся в стрессе, а это все передаётся на психоэмоциональном уровне малышам. Даже если им 3-5 лет!
Владимир говорит
Благодарю. Полезная информация. Особенно для родителей, которые сначала находятся в растерянности, а потом в отчаянии. Интересно, чем можно будет пополнить профессиональный портфель от Анны…
Marina говорит
Все приёмы, описанные в статье, имеют одно ёмкое название — логопедическая ритмика, именно логопедическая ритмика включает в себя и развитие артикуляционного аппарата ребенка, и предлагает упражнения для развития координации движений, внимания, памяти, дыхания и т.д. Странно, что в статье не прозвучало это понятие — логоритмика….??и все упражнения и игры предлагаются с музыкально-словесным сопровождением.
Ирина говорит
В нашем городе тоже много таких детей.
Ирина Александровна говорит
Огромное спасибо за статью. В последнее время действительно очень много детей стало с задержкой психического развития. Крайне необходимо педагогу владеть орсеналом эффективных упражнений для работы с такими детьми.
Валентина говорит
Действительно, немало детей с задержкой речи. Думаю, что без медиков не обойтись. Педиатры первыми обнаруживают ЗРР. Часто мамочки в растерянности не знают, что делать, как развивать речь, а медики рекомендуют в основном только препараты. В дошкольных учреждениях недостаточно специалистов. Родители нуждаются в помощи. Статья полезна и для родителей и для специалистов. Спасибо.
Людмила говорит
Анна, спасибо за интересную статью. К сожалению, все больше становится детей, которые почти не говорят в 3 — 4 года. В своей работе использую разные приемы, но хочу остановиться на тех, которые не были упомянуты в статье. Возможно, они кому-нибудь пригодятся.
1. На каждом занятии обязательно учим стихотворение с использованием приемов эйдетики. Сначала ребенок может только показывать пальчиком картинку, соответствующую слову, которое произносит взрослый. Позже дети пытаются повторить слово, проговаривая начало или окончание слова — кому что легче. Следующий этап — ребенок рассказывает стихотворение, проговаривая слова полностью.
2. Учу детей читать. Дети начинают читать и одновременно появляется речь. Процесс довольно длительный, но эффективный.
Людмила говорит
Огромное спасибо за материал! Очень актуально.
Оксана говорит
Отличная статья! Спасибо, Анна! У нас на развивашках практически всё используется, что вы описали. И чем раньше дети начинают заниматься, тем раньше в речь выходят. Такая статистика у нас. Детки группы с 8 месяцев уже к 1.5 болтают, а в 2 года стихи учат.
Группы с 2-х лет (при ЗРР) намного дольше выплывают в речь, тут и родительское участие должно быть активное и специфическое, направленное на помощь своему ребёночку.
Очень расстраивают родители, которые запрещают малышам (0-3) кривляться, язык показывать, двигать им, петь гласные, шипеть и прочее — называя это не развитием, а посмешищем.
Светлана говорит
Да, я согласна, это сейчас такая проблема. А ведь все начиналось с малого: со шнурков, пуговиц, которые постепенно ушли, вроде бы как облегчая ребенку жизнь…
Наталья говорит
Скорее облегчая жизнь родителям.
А теперь ребёнок завязывает шнурки и застёгивает пуговицы на бизибордах.
Лилия говорит
Доброго времени суток. С удовольствием прочитала статью и все комментарии. Да проблем не мало. В своей работе использую множество того, о чём пишет Анна, поем,играем дышим. Использую методику Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой(по принципам Карла Орфа), сама сочиняю пальчиковые игры, использую элементы релаксации и массажа,а также „МНУШИ“, считаю что одним из важнейших элементом становления речи являются игры с другими детьми,ведь раньше и семьи были многодетные,и во дворе носились от мала до велИка, было много ручного труда, глядя на старших сверстников и взрослых привыкали работать. Сейчас взрослые часто сами развивают излишнюю инфантильность своих детей. Отсутствие эталонов речи тоже имеет значение.