«У нас в школе просто неумные дети, которых невозможно научить красиво писать и быстро читать», — это реальные слова одного учителя. И такое мнение не редкость.
Однако я предлагаю не верить таким учителям. Потому что есть другой подход к каллиграфии, при котором ученики за 1-3 дня проходят первую пропись и начинают писать красиво.
Это подтверждает случай, который произошел со мной лично.
Когда учитель 1-Б класса 5 апреля экстренно переехала в другой город, уже 6 числа я вышла на замену в этот класс. Только-только стартовала III четверть, и к нам добавились 4 новых ученика, которые ВООБЩЕ НЕ УМЕЛИ ПИСАТЬ! Что делать???
Алгоритм обучения
Я решила выдать детям тетради в частую косую линейку, чтобы они начали прописывать буквы с самого начала.
Результаты первого урока:
Они прописывали по 3-5 букв каждый день. Ребята старались, писали снова и снова, если что-то не получалось.
Кстати, в царской России каллиграфия была ежедневным уроком с 1-го по 4-й класс. Но сегодня нужного уровня можно достичь гораздо быстрее.
Смотрите, какие результаты мы увидели уже через 7 дней:
Дальше – больше!
На 20-ый день занятия каллиграфией мы прошли уже 3 прописи. Осталось дописать 8 букв.
Как быстро достичь результатов?
Ряд последовательных шагов помог ребятам ускорить освоение навыка в разы. Я рекомендую сделать их и вам:
- Применить речевые формулы из курса «Каллиграфия. Красивый почерк за 20 уроков». Они очень простые, и детям не нужно зазубривать их наизусть.
- Соблюдать правило: не переходим к следующему элементу, если текущий элемент или буква прописаны не идеально
- Не заставлять прописывать буквы целыми листами. Если буква получилась, прописываем 3 штуки для стабилизации и переходим к написанию следующей буквы.
- Как только написали букву, сразу переходим к письму соединений.
- Как только прописали соединения и изучили несколько букв, которые можно соединить в слова, сразу переходим к письму слов!
- И главное — все задания делаем посильными для детей.
При таком подходе результаты не заставят себя ждать.
А далее отвечу на самые частые вопросы и помогу развеять сомнения в эффективности метода.
Почему на первоначальном этапе нужно писать в тетради в частую косую линейку?
На это есть 2 основные причины: частая косая линейка помогает регулировать наклон и в такой тетради регулируется ширина соединений.
Важно! Детям нужно показать, какая ширина соединения должна быть между всеми буквами.
Что делать, если ребенок пишет красиво, но медленно?
Продолжать работать в тетрадях в частую косую линейку, постепенно наращивая темп.
Сколько времени нужно писать в таких тетрадях?
Первый год точно нужно.
Мы заметили, что второклассники, которые в течение I четверти писали в таких тетрадях, сохранили наклон и пропорции в написании букв, перейдя к работе в тетрадях с широкой линейкой.
Если практики у ребенка пока мало, нельзя переходить к письму в широкую линейку.
Что делать, если в школе все дети уже пишут в широкую линейку?
В таких случаях я звоню учителю и говорю, что ребенок ходит на курсы коррекции почерка, и ему необходимо сейчас писать в специальной тетради в узкую косую линейку. Отказов пока не было. Все учителя шли навстречу.
Чем мотивировать ученика?
Например, я делаю своих учеников тренерами по письму, и они помогают при работе с новой группой. Так те, кто сам недавно плохо писал, теперь могут стать помощником учителя и заработать 20 рублей за проведение одного урока.
Родителям объясняю, что по-настоящему мы учимся тогда, когда сами учим чему-то других. И все согласны!
Попробуйте повторить эти рекомендации. Вполне вероятно, что и в вашем случае они станут мощнейшим прорывом в области обучения каллиграфии. И помогут растить молодое поколение детей, которые хотят писать красиво, быть старательными, терпеливыми и последовательными.
Наталья говорит
Добрый день! Я живу в Латвии, но каждый раз, когда прослушиваю или читаю разработки Ольги Васильевны, благодарю случай, что однажды мне попался ролик с этими материалами. Я, к сожалению, нн имею возможности покупать все интересующие меня материалы. Но даже те, что в открытом доступе, для меня очень ценны!
Спасибо большое за Вашу работу!
С ув. Наталья.
Галина говорит
Зачем мучить ребенка, если у него корявый почерк. Вспоминаю как «воевала» с сыном из-за почерка, по русскому оценку снижали из-за этого. Прошло время, закончил: школу с медалью, очень хорошо один из сложных факультетов в городе, получил второе высшее, был главным редактором институтской газеты, командиром взвода на военной кафедре. За 3 года рабочего стажа сделал хорошую карьеру в IT индустрии. И когда смотрю на открытки, из разных городов, любуюсь надписью корявым почерком «Родителям от сына».
Вот объясните зачем надо было заставлять* писать красиво, кто определил каким почерком должны писать дети и почему этот почерк является эталонным. Но природу не обманешь.
* в 6 классе покупала пропись, чтобы прописывал. Снижали оценку по русскому языку — это же унижение личности, это не оценка его умственного труда.
Татьяна говорит
Галина, проблема некрасивого, неразборчивого почерка очень часто (не в вашем конкретном случае) заключается в том, что это негативно влияет на грамотность письма. Кроме того, занятия каллиграфией почти всегда положительно сказываются на мыслительной деятельности (ум на кончиках пальцев, мелкая моторика). И последнее: разборчивое письмо, как и грамотное, — показатель уважения к собеседнику, которому не нужно разбираться, что хотел сказать автор русского текста. Поэтому прилагать усилия все-таки нужно, просто ничего не стоит делать до фанатизма (в том числе снижать оценку в среднем звене только из-за почерка).