Мы долго не решались организовать летний лагерь. Нам казалось, что это никому не нужно, что все наши клиенты-дошкольники разъезжаются. Мы думали: есть подмосковные лагеря, которые хороши своей инфраструктурой и природой, а городские школьные лагеря привлекают людей своей «бесплатностью». Куда нам с ними тягаться?
Но на шестой год работы клуба, в 2016 году, наши творческие «ищущие» натуры однажды взяли верх, и мы рискнули. По правде говоря, риск был не слишком высок. На рекламу мы потратили минимум, а зарплата вожатых вполне была посильна, с учетом набранных детей.
А уже в 2018 году выручка по летнему лагерю составила 1 млн 400 тысяч рублей.
Мы провели 10 недельных смен, в каждой из которых было от 17 до 35 детей.
Лето 2023 года принесло рекордную выручку – 4 млн 042 тысячи 900 рублей.
Мы провели 11 смен, и все они были заполнены под завязку. Лагерь посетили 260 детей.
За 8 лет работы нашего летнего лагеря мы пришли к выводу, что наши преимущества по сравнению со школьными «бесплатными» лагерями такие:
- Небольшие отряды – до 26 человек. В школах лагеря насчитывают до 100 детей.
- Профессиональные вожатые. В школьных лагерях вожатыми, как правило, работают ученики старших классов за минимальные деньги или вообще бесплатно. А у нас — педагоги и студенты пед. ВУЗов.
- Дети из семей с «определенным» достатком. В бесплатных школьных лагерях часто находятся дети из не самых обеспеченных и не всегда благополучных семей. Чем они там будут заняты под «присмотром» старшеклассников — сказать сложно.
- Насыщенная оригинальная интеллектуальная и творческая программа с акцентом на soft skills навыки. Ни для кого не секрет, что в школьных лагерях дети по полдня могут проводить с телефонами. Мы разрешаем пользоваться телефонами 1 раз в день – в течение 30-40 минут после обеда.
- Питание. Мы сами регулируем меню и следим за качеством питания. Оно гораздо разнообразнее и вкуснее, чем в школьной столовой.
Преимущества перед загородными лагерями с проживанием
- Стоимость. Городской лагерь стоит в 2-3 раза дешевле чем загородный, так как не предполагает проживания.
- Дневное пребывание. Для многих детей и родителей это плюс, ведь дети 6-9 лет еще маловаты и не всегда готовы к полному «отрыву» от родителей. Как психологически, так и с точки зрения самообслуживания.
- Возможность определить ребенка в лагерь на любую продолжительность – от нескольких часов до 2.5 месяцев.
- Доверие. Более половины детей в лагере – постоянные клиенты детского клуба. Они любят и знают клуб. Дети идут в лагерь без опасения, а нередко — в компании друзей, которые впоследствии могут стать постоянными клиентами клуба.
Какими могут быть конкурентные преимущества перед летними программами в других клубах
Вот список наших преимуществ. Если есть желание — берите себе на вооружение:)
- Каждую неделю новая тема. Действительно интересные, оригинальные, «хайповые» темы смен из разных областей знаний.
- Профессиональный персонал. Директор лагеря, который отвечает за весь процесс, двое вожатых, ответственный по кухне и «мастер смены». У каждой смены — свой «мастер», который готовит программу, материалы по теме смены и проводит тематические занятия и проекты. Или можно заранее написать или приобрести качественные конспекты по лагерю. В этом случае роль мастера смены может выполнять любой толковый педагог или даже один из вожатых.
- Экскурсии и продуманная насыщенная программа. Каждую смену мы организуем интерактивные экскурсии с мастер-классами в ближайшие музеи, предприятия, парки, развлекательные центры, фермы и другие интересные места. Например, мы посещали настоящую кухню ближайшего ресторана и кондитерский цех в большом супермаркете, музей «Молока», Лосиную Биостанцию и еще 2 десятка разных музеев.
- Соотношение «цена-качество». Мы анализируем ближайших конкурентов, их программу и стоимость. И формируем разумную цену, которая покроет наши затраты, принесет прибыль и будет конкурентоспособна в нашем городе. Пусть наше предложение будет не дешевле, но интереснее по программе, по набору услуг, по продолжительности пребывания в лагере. Каждый год мы поднимаем цены на 7-10%, и это никого не отталкивает.
- Вкусная еда. Наше помещение позволяет организовать питание на территории клуба. Мы пользуемся услугами компаний, доставляющих питание в офис. Если кормить детей в своем помещении неудобно — можно договориться с ближайшим кафе о комплексном питании. Такие предприятия в обязательном порядке имеют необходимые лицензии, проходят проверки СЭС и т.д. Необходимо просто заключить с ними договор.
- Помещение. Наше помещение просторное, оно имеет все необходимое для детского досуга. Но если в вашем клубе нет спортивного зала или большой игровой комнаты — ничего страшного. В летнее время гораздо важнее проводить много времени на свежем воздухе. Для этого отлично подойдут ближайшие детские и спортивные площадки, парки и скверы, школьные дворы. В 2021 году из-за ограничений нам изначально не разрешали гулять на ближайшем школьном дворе. Мы обратились в городскую администрацию с просьбой и получили разрешение.
Ну что? Хотите попробовать?
10 составляющих успеха летнего лагеря
1. Раннее начало рекламной компании
Начинайте рекламировать лагерь с середины марта и не прекращайте до конца июня! Даже если вы еще точно не сформировали программу и не подготовили материалы по сменам, начинайте рекламировать даты и стоимость. Это первый этап рекламной компании.
Многие родители планируют летний период заранее, и они должны знать о вашем предложении. Самое обидное слышать от людей, которые пришли в конце июля: «Жаль, что мы раньше о вас не знали…»
2. Интересные темы
На втором этапе рекламной компании обязательно сделайте краткое описание тематических смен. Некоторые дети посещают лагерь, так как у них нет бабушки или дачи. А других привлекают конкретные темы, и даже при наличии альтернативного «присмотра», родители приводят детей в лагерь ради развития и разностороннего досуга.
3. Тренинг по продажам для администраторов
Проведите тренинг по продажам лагеря для администраторов. Объясните все плюсы вашего предложения, «заразите» их этим продуктом. Пусть они захотят привести туда своих детей! И конечно, обеспечьте мотивацию для хороших продаж – премию, проценты, скидки для детей на посещение лагеря.
4. Качественный рекламный материал
Подготовьте материал, который администраторы будут распечатывать или рассылать вашим потенциальным клиентам – по WhatsApp и электронной почте. Это может быть презентация, рекламный ролик или ссылка на сайт.
5. Тщательная подготовка
Чем точнее и детальнее вы продумаете и подготовите все аспекты проведения летнего лагеря, тем лучше: помещение, персонал, питание, тематические программы, конкретные экскурсионные программы, транспортная компания с правом перевозки групп детей, необходимые расходные материалы, продуманная рекламная компания (рассылки, соцсети, ЯндексДирект, родительские школьные и садовские чаты, городские «мамские» группы и чаты, промоакции возле ближайших школ и детских садов и т.д.)
6. Мобилизация всего педагогического коллектива
Проанализируйте потенциал своего педагогического коллектива. Практически у каждого найдется интересная тема и глубокие знания по какому-то направлению. И не всегда это тот предмет, который этот педагог ведет в вашем клубе. Узнайте, у кого какие хобби, увлечения, знания и навыки. Возьмите за образцы другие программы и создайте свои.
7. Родительское собрание
Проведите родительское собрание со всеми желающими. Расскажите все поподробнее, ответьте на вопросы, будьте вдохновенны и убедительны. Родителям важно всё: качество организации, питание, распорядок дня, возраст и состав детей, воодушевленность и результат посещения лагеря (новые знания и друзья, впечатления, опыт). К нам на собрания приходят родители тех ребят, которые уже были в лагере. Это лучшая реклама!
8. «Заводные» вожатые
Найдите подходящих людей! Это очень важный момент, так как лагерь надо открывать с последней недели мая, а студенты учатся до конца июня. Ищите из своих сотрудников или из студентов-заочников. Вожатый должен обладать энергией и фантазией, быть современным и «продвинутым», знать все тренды соц.сетей, танцевать, снимать Тик-Ток. Тогда детям будет интересно и весело! А это залог того, что они продлят пребывание в лагере на несколько недель, посоветуют друзьям и соседям, придут в следующем году.
9. «Мерч» или брендированный элемент одежды
Закажите детские бейсболки со своим логотипом, предварительно заложив их в стоимость путевки. И выходите на улицу в одинаковых кепках! Это привлекает всеобщее внимание, вызывает улыбки и интерес. Да и фото получаются живые и «лагерные». Каждый ребенок получает персональную кепку, подписывает ее, чтобы не перепутать и забирает домой на добрую память.
10. Не трусить!
Не узнаешь, пока не попробуешь! Возможно, вам так понравится, что вы придумаете новые программы для школьников, откроете новые направления и будете с нетерпением ждать следующего лета.
Ксения говорит
Благодарю за то,что поделились опытом!Моему центру только второй год,но хочу запустить лагерь и буду двигаться в этом направлении!
Елена Фрадкина говорит
Рада, что статья была полезна! Удачи!
Зоя К. говорит
Благодарю за замечательный материал! Наш лагерь дневного пребывания никак не может наладить полноценную работу на лето. Примем к сведению и воплотим Ваши рекламные советы. Может в этом причина наших Неудач?
Елена Фрадкина говорит
Реклама очень важна! Сформулируйте пользу для клиента от вашего предложения и уникальность именно вашего лагеря! Это очень важно для эффективности рекламы!
Екатерина говорит
Про мерч хорошая идея! Спасибо, возможно используем.
Елена говорит
Работаем уже 16 лет. Пробовали всё, но набрать нужное количество детей на летний период так и не смогли, чтобы это было рентабельно. Затраты на питание, развлечения, зарплату сотрудников перекрывают весь доход. Не остаётся даже на арендную плату. А ещё и коммуналка. Проще и спокойнее всё закрыть и забыть до сентября, оплатив заранее аренду. Завидую и сомневаюсь у кого это получилось.
Оксана говорит
Интересно, сколько такой лагерь должен стоить в день на человека? У нас была заявлена цена 1500₽ с обедом и всеми мастер классами и развлечениями, ,собрали от силы 6 человек на смену, что только не делали и рекламу раздавали и знают нас многие, но все в основном у бабушек или просто дома и все. Где гарантия, что заплатив деньги за вебинар, у нас прямо поток детей будет, работаем давно, но каждый год, 5-6-7 человек в смену, какие 17-35?
Екатерина говорит
У нас лагерь стоит 1300-1700 р/день (в зависимости от кол-ва дней, на которые покупают), в прошлом году было куплено 380 путевок (30-50 детей за смену в двух группах). Так что все реально. При том, что я занимаюсь только лагерем и только летом, т.е. своих клубных клиентов у меня нет. Это я не к тому, что после покупки вебинара у Вас «попрет», но все реально. П.С. сама ни конспектами ни вебинарами я не пользовалась, так что не могу оценить.
Татьяна говорит
1700 в день было рентабельно для Вас? Какие затраты — на рекламу, зарплату, питание и экскурсии были?
Елена говорит
Здравствуйте, мой клуб тоже каждый год летом открывает двери для детей. в позатом году мы нарвались на проверку прокуратуры, которая повлекла за собой проверку роспотребнадзора, трудовой инспекции, пожарников. слава богу все разрешилось. Вот мой вопрос в том, я так понимаю у большинства клубов нет лицензии на деятельность лагеря. Как давать открыто рекламу я просто не понимаю. Мы после такой проверки прикрываемся словами детская летняя площадка, группа пребывания… детей набираем максимум 20 человек. но это я думаю не плохо. аренда окупается, но прибыли конечно нет. И вообще читая о таких выручках, я удивляюсь, будто в другой стране живем)))
Алиса говорит
Да уж какой лотерейный билет вытянешь, называется. А мы вот перед центром занятости отчитываемся, каждый месяц по три отчета сдаем, а теперь вот еще оказывается надо организовать оценку условий труда на рабочих местах сторонней оргнизацией, зарабатывать некогда, только отчеты делаем.
Екатерина говорит
Да, к сожалению у нас пока нет юридического понятия «частный городской лагерь», который бы включал в себя все аспекты этой деятельности. Это как раньше с частными детскими садами: или лицензируйся или работай полулегально. У нас тоже официально группа дневного пребывания.
Юлия говорит
Спасибо за информацию.
Мы делаем на каникулах клуб для детей.
На лето еще ни разу не удалось запустить полноценный «лагерь».
Останавливает правовая и документационная сторона дела.
На вебинаре освещается эта тема?
Алма говорит
Большое спасибо за информацию, полезную, систематизированную и пошаговую. Мы начинаем только.