Многие руководители детских центров задумываются о запуске курса робототехники, но сомневаются в том, что найдут хорошего педагога.
Действительно, найти подходящего преподавателя по робототехнике еще сложнее, чем, например, по английскому языку или шахматам.
Робототехника — это комплекс дисциплин. Педагог должен разбираться сразу во множестве областей.
Это механика, электроника, программирование, интеграция. Также преподаватель должен обладать креативным умом, уметь вдохновлять детей на занятия техническим творчеством.
Важно, чтобы он имел преподавательский талант, мог стимулировать интерес учеников к инженерным специальностям.
Преподавателей, которые соответствуют этим высоким требованиям, очень мало. В ВУЗах нашей страны не учат специальности «педагог-робототехник», а курсы повышения квалификации в этой области можно пересчитать по пальцам.
Лично мне при запуске своего первого кружка повезло найти прекрасного педагога, с которым мы эффективно сотрудничаем уже третий год, и я считаю это большой удачей. Но, как говорится: «На удачу надейся, а сам не плошай».
Сейчас у меня 2 кружка и 4 основных педагога. Еще 3 педагога находятся в кадровом резерве, в основном ведут индивидуальные занятия и выходят на замену при необходимости.
Поделюсь своим опытом в поиске кандидатов. Возможно, он поможет и вам найти своего идеального педагога.
Требования к технической квалификации педагога
Перед тем, как начать поиск педагога по робототехнике, нужно принять решение: на базе какого конструктора и программного обеспечения, по каким методическим материалам вы будете проводить обучение.
Например, вы определили, что начнете запуск робототехники с бюджетных электротехнических конструкторов «Знаток», «Амперка», или механического «Фишертехник». В этом случае кандидату в педагоги достаточно иметь базовые знания по физике и математике, понимание основ электроники.
Если вы планируете начать с курса программирования, необходимым будет наличие у соискателя соответствующего опыта. Идеальным вариантом будет опыт преподавания программирования на языке Scratch, созданного специально для обучения детей и подростков.
Важный фактор при выборе педагога — возраст детей, которых вы будете учить.
Чем младше ребенок — тем бОльший педагогический стаж должен быть у педагога.
Допустим, вы хотите открыть направление робототехники в детском центре для детей от 5 до 7 лет.
В этом возрасте дети обучаются через игру. Оптимальное количество детей в группе — не больше 6 человек.
В этом случае педагог должен обладать базовыми знаниями детской психологии, видеть индивидуальные особенности детей, уметь найти подход к любому ребенку.
Он должен быть хорошим “переводчиком” сложных закономерностей и понятий физики и математики в простые и ясные детям метафоры и сравнения. Ошибкой будет требовать от дошкольников запоминания сложной последовательности действий, или понимания, например, формул и буквенных обозначений величин.
Преподаватель должен уметь использовать при объяснениях сравнения и аналогии, которые упрощают понимание, приводить примеры из жизни.
Например, как можно рассказать детям об электрическом токе?
Объясняя эту тему, педагог может сравнить электрический ток, текущий по проводам, с водой в трубах. Тогда перепад высот, необходимый, чтобы вода текла вниз, — это разница потенциалов. Толщина трубы — это сопротивление. Поток воды — это электрический ток. Теперь и от дошкольников можно получить ответ на вопрос: «в какой трубе, в толстой или тонкой, вода будет течь быстрее?»
При помощи таких примеров дети легко понимают базовые закономерности электротехники, хотя еще не имеют представления об атомах и электронах.
Большинство родителей отдают ребенка на занятия робототехникой, когда им от 7 до 10 лет. Это ядро нашей целевой аудитории.
Младший школьный возраст — хорошее время для начала освоения программирования, так как ребенок уже достаточно усидчив и внимателен.
Если малышам достаточно общего понимания законов электротехники, механики и программирования, то ребятам постарше нужно учиться создавать механическое устройство.
У школьников уже сформирована потребность и способность разбираться в устройстве робота. Они хотят понимать, как работает электронная схема, почему робот двигается.
Обучение робототехнике в этом возрасте строится “от практики”. Сначала ребенок моделирует на компьютере части робота, далее происходит сборка, подключение электронных компонентов, программирование.
Педагог этой возрастной категории для работы с группой должен уметь:
- распределять свое внимание между учениками
- создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки на занятии
- проводить мини-соревнования, игры и викторины
- обучать успешной презентации проекта.
Если вы планируете проводить занятия для детей старше 11 лет, нужно учитывать психологические особенности этих детей, начало подросткового периода.
В этом возрасте авторитет родителей и взрослых отходит на второй план. Ведущей деятельностью становится общение. Обучение робототехнике лучше построить по проектному методу, когда над одной учебной задачей работает вся группа или ученики работают в парах.
Для этого возраста мы рекомендуем привлекать студентов последних курсов технических ВУЗов или выпускников профессиональных колледжей.
Здесь педагогический опыт важен в меньшей степени. На первый план выходит техническое образование, знание рынка новых технологий, подростковой культуры.
У молодых преподавателей, студентов, хорошо получается наладить контакт с подростками. Они сами еще недавно учились в школе, лучше понимают мотивацию учеников, разговаривают с ними на одном языке.
Основные ресурсы для поиска педагога по робототехнике
Начинаем с сайтов по поиску работы.
Это HeadHunter, Superjob, Rabota.ru, Авито и другие
Указываем вакансии: «Педагог робототехники», «Педагог дошкольного образования», «Учитель физики», «Учитель информатики».
Некоторые учителя охотно соглашаются на подработку в выходные.
Отличная возможность найти педагога-наставника для детей старше 11-12 лет — это сайты репетиторов.
Например, такие ресурсы, как Ваш репетитор, Репетитор.ру, Profi.ru
Здесь вакансии звучат немного по-другому: «Репетитор по информатике», «Репетитор по программированию», «Репетитор по физике».
Можно разместить объявление о вакансии в технических и педагогических ВУЗах.
Если в вашем городе есть такие, попробуйте договориться с руководством о возможности предложить студентам подработку. Особенно это востребовано в качестве практики у студентов педагогических факультетов.
Не забудьте про муниципальные дома и дворцы детского творчества.
Многие государственные бюджетные учреждения дополнительного образования активно внедряют робототехнику на коммерческой основе. Часть педагогического состава – это учителя «старой» школы, с большим педагогическим опытом, которых можно рассмотреть в качестве потенциальных кандидатов.
Я советую использовать как можно больше инструментов для поиска, даже не совсем стандартных.
Например, одного педагога на курс углубленного программирования я нашла случайно. Мама нашего ученика попросила найти репетитора для старшей дочери — для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Я провела больше 5 собеседований. В процессе общения с одним кандидатом оказалось, что он увлечен программированием и готов взять целую группу на обучение. Таким образом мы запустили курс программирования на Python для старшеклассников.
Еще один пример — в моей команде есть довольно молодая девушка, у которой до работы с нами не было педагогического опыта. Но был стаж работы вожатой в детских лагерях — именно поэтому я обратила внимание на это резюме. И не ошиблась. Благодаря этому опыту она знает, как создать из обычной группы детей сплоченную команду, как мотивировать ребенка на выполнение сложной технической задачи.
А недавно я нашла нового педагога на фестивале по робототехнике. Знакомые были там и встретили отличного специалиста со своей авторской методикой и своим оборудованием. В этот же день я позвонила ему и договорилась о встрече.
В первый раз мы проговорили больше двух часов. Обсуждали все темы и проблемы образовательной робототехники. Мне снова повезло найти единомышленника и очень увлеченного профессионала.
Если в вашем городе проводятся выставки, соревнования, фестивали технического творчества – не упускайте возможность познакомиться там с вашим будущим преподавателем!
Как проводить собеседование
На собеседовании я использую приемы, которые позволяют понять, подходит ли кандидат для нашего кружка или нет.
Например, можно попросить кандидата простыми словами объяснить вам закон Ома, принцип работы рычага или транзистора.
Понятны объяснения? Как вы думаете, сможет ли понять ребенок 6-7 лет?
Также можно предложить несколько ситуаций, которые часто встречаются на занятиях.
Например:
- На занятии вы замечаете, что один из учеников не успевает за остальными. Что вы будете делать?
- На занятии постепенно нарастает шум. В какой-то момент вы решаете что-либо предпринять. Что вы сделаете? Что скажете?
- Один из учеников регулярно «срывает» уроки, мешая вам и остальным ученикам заниматься. Опишите алгоритм ваших действий.
Оцените рассуждения соискателя, насколько вам близка его позиция.
Допустим, кандидат вам нравится, и вы хотите посмотреть, как он работает с детьми.
Попросите его придумать тему для тестового занятия на 40-45 минут. Соберите фокус группу из трех-четырех детей. Это поможет вам увидеть работу кандидата на практике, посмотреть, как он взаимодействует с детьми.
Я проводила такие занятия с применением подручных материалов. Знаете ли вы, как можно объяснить шестилетнему ребенку принцип вращения?
Нужно взять старый CD-диск, в его отверстие вставить фломастер, раскрутить, и получится волчок — игрушка, которая при вращении рисует картину. Дети в восторге, затраты на занятие минимальны.
И в заключение я бы хотела дать еще один совет руководителю — всегда иметь в кадровом резерве 1-2 педагогов, которые могут заменить основного.
Надеюсь, мой опыт поможет вам найти своего идеального кандидата и запустить новое направление, или открыть клуб робототехники.
Эдвард говорит
Не первый раз встречаю, что лингвисты и филологи переквалифицируются в учителей по робототехнике, и становятся часто успешней, чем в прошлом инженеры переквалифицировавшиеся в преподавателей по робототехнике…Парадокс?