Наверное, вы удивились, когда прочитали этот заголовок? Разве ребенок в 3 года умеет читать?
Некоторые дети — да. Но это, конечно, не массовая практика.
Тем не менее, мама любого трехлетнего ребенка может давать своему малышу специальные упражнения. Они не научат его складывать буквы в слова прямо сейчас. Но благодаря им в 5-6 лет, когда ребенок научится читать, он сможет наращивать скорость чтения очень быстро.
Вам интересно, что это за упражнения? У меня ушло 20 лет, чтобы найти ответ на этот вопрос. И я вам раскрою его прямо сейчас.
Постановка техники чтения делится на два этапа. Первый — это способность ребенка соединять буквы в слова по правилам того языка, на котором происходит обучение.
Но мы видим массу людей, которые умеют складывать буквы в слоги и слоги в слова, но при этом не понимают смысла прочитанного и не любят читать.
Почему это происходит? Человек так устроен, что новая информация всегда ложится на имеющуюся базу. Если база скудная, словарный запас ничтожен и ограничивается бытовой лексикой, то каждое новое слово при чтении вызывает у ребёнка сложность.
Мы напрямую подошли к разгадке.
Что должна делать мама в 3 года, чтобы в 6 лет ребёнок читал быстро и осмысленно?
Мама должна развивать словарный запас ребенка. Расширение словарного запаса — это второй этап постановки техники чтения.
Как это сделать? Возьмите простую энциклопедию и начните прорабатывать с ребенком словарные статьи.
Сначала прочитайте оглавление и попросите ребенка выбрать категорию, про которую ему было бы интересно поговорить. Деревья? Животные? Планеты?
Прочитайте текст про себя и перескажите его ребёнку таким образом, чтобы он все понял. Обязательно добейтесь того, чтобы малыш правильно произнес все названия.
Если вы учите название планет, то про каждую из них нужно рассказать такую историю, чтобы у ребенка остался точный образ. На первом этапе достаточно, чтобы ребёнок просто повторил за вами названия. Возможно, что с первого раза он их не запомнит и не сможет воспроизвести их по памяти. Но теперь он будет знать, что Венера, Меркурий, Юпитер — это планеты.
На следующий день вы играете в игру «Договори слово». Вы говорите первую половину слова и ребёнок договаривает вторую.
При третьем повторе данного материала ребёнок не только без труда назовет вам названия всех планет, но и перескажет ту интересную информацию, которую вы донесли до него.
Вы замечали, что дети читают сказки с более высокой скоростью, чем текст энциклопедией?
Это происходит потому, что сказочная лексика близка к бытовой. А лексика энциклопедий содержит в себе научные термины и понятия, с которыми ребёнок не сталкивается в обычной жизни.
Если вы проработали название планет, то каждый раз, когда ребенок читает какой-то материал по астрономической теме, он уже понимает, чем планета отличается от звезды и от спутника, что такое небесное тело, легко узнает названия планет. И чтение текста по этой теме происходит с большей легкостью, чем в других.
Иногда людям кажется, что для решения трудных проблем существует сложные решения. Это не всегда так. В случае со скоростью чтения решение простое. Всё, что потребуется от вас, — это терпение, заинтересованность и готовность решиться на этот смелый эксперимент.
Начните читать с детьми статьи прямо сегодня, если вашему ребенку сейчас три года. Начните закладывать в голову ребенка тот материал, который ляжет в основу будущего скоростного восприятия текстовой информации. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Инвестируйте свое время в будущий успех вашего ребёнка. Читайте больше, читайте заинтересованно, читайте вместе. И результат не заставит себя ждать.
Юлия говорит
-прорабатывать с ребенком словарные статьи
-попросите ребенка выбрать категорию, про которую ему было бы интересно поговорить
-Обязательно добейтесь того, чтобы малыш правильно произнес все названия …
Ребёнку это не нужно в 3 года!!!!
Пойдите с ребёнком в парк посмотрите на деревья и листья, соберите жёлуди, сделайте с ребёнком из них что то, посадите жёлудь, соберите листья, положите вместе под пресс, сделайте книжку осени …
Какие планеты, какие деревья на картинках в три года у ребёнка самое главное это сенсорный опыт, зачем ему чтение в 3 года! Сенситивный период чтения 4,7-6,5 лет…
разговаривайте просто с ребёнком и обнимайтесь почаще…..
читать надо не быстро, а с удовольствием! Какая вообще разница быстро читает человек или нет.
Светлана говорит
Согласна с Юлией! Ребёнку в 3 года не нужны энциклопедии! Сказки, стихи и посенсориться! Это и будет отличной базой для дальнейшего обучения!
Валу говорит
Я с Вами не согласна. Ребенку надо всё. И энциклопедии и прогулки по паркам и поделки. И уже потом он сам выберет, что ему интересно и к чему его больше тянет. Чем больше даст родитель или педагог до трех лет тем его выбор станет шире. Моя дочь в 1,5 года знала 22 буквы. И быстро научилась читать. Сейчас в 16 лет она умнее и меня и своих учителей. А главная цель воспитания- научиться обходиться без воспитателя)
Настя говорит
Полностью согласна!
Наталья говорит
Спасибо! Полезно и интересно. И как маме и как учителю. Вот вопрос. Если так же делать с английскими словами, это тоже улучшит в будущем их речь и чтение?
Валентина говорит
Спасибо Вам большое всем, кто делится с нами информацией. Все, что вы предлагаете, действительно работает. К сожалению, не все можно купить, но советы из статей использую, для младшего внука купила занятия от 6-11 месяцев, занимаемся. Внучку нравится и нам тоже смотреть на его улыбку и интерес ко всему.Еще раз спасибо?
Саргылана говорит
Спасибо за информацию. очень интересно.
Наталья говорит
Спасибо за очень полезную статью.
Ирина говорит
Ольга Васильевна, огромное спасибо за статью. Это действительно правильные рекомендации. Я Вас поддерживаю на все 100%. Эту работу обязательно надо делать в 3 года, когда у ребёнка, согласно физиологии, то есть от природы открыты речевые центры, поэтому ребёнок будет быстро впитывать и запоминать любую информацию. А к 6 годам эти центры закрываются, вот почему ребёнка становится трудно учить. Не упустите это замечательное время, уважаемые родители!
Светлана говорит
Я правильно поняла? То есть читать книжки без картинок?
Светлана говорит
С картинками! А лучше в 3 то года вообще театр, хоть пальчиковый, хоть какой. Наглядно- образное мышление у детей в этом возрасте! База для левого полушария ( чтения) хорошо развитое правое — это краски, образы, музыка, развитие всех органов чувств! Мама дорогая, какие энциклопедии без картинок??? Пожалейте психику ребёнка и свою заодно)
Марина говорит
Как лингвист и учитель я в ужасе от статьи Лысенко, тем более это чудовищно антинаучно!!!
Юлия говорит
100%)
Наталья говорит
А аргументы?
Янина говорит
Добрый день! А правильно ли в 3 года учить ребенка английским словам? Моей дочери 3,5 и она уже многие знает слова на английском,цифры,цвета. Но это все мы дома,никто нас брать не захотел на занятия,сказали ещё маленькая. Многие просто говорят-не стоит рано,т к запомнит неверно вдруг произношение и ещё надо хорошо русскому научиться. Но моей дочери, нравится и интересно это,поэтому у меня иное мнение.
Анна говорит
правильно) приходите ко мне на занятия) я как раз и беру деток,чем раньше — тем лучше )
Марина говорит
Учим не словам, а речи, это важно, работает с малышами только погружение в среду(или имитация этого).
Елена говорит
я веду курс «Подготовка к школе» в детском центре. Заметила, что есть дети в 5 лет, которые не могут и не хотят запоминать буквы. В математике и логике всё хорошо, даже очень. Кто сталкивался с этим? Что можно сделать?
Инна говорит
У меня тоже есть такие, их, как правило, меньше, чем тех деток, которые все запоминают. Открываю проблему родителям, советую дома повторить букву, которую учили, прописать ее. Говорю сразу, что будут отставать, если не помогут ребёнку. Те, кто прислушался, результат получается быстро. Через какое то время все становится на место и ребёнок идёт в ногу с остальными. Можно провести несколько индивидуальных занятий с такими детками, где обьяснить ещё раз как и что, почитать что то интересное, поиграть в игры с буквами. Это тоже ускорит процесс понимания для чего нужны буквы и что с ними делать, ведь когда дети понимают зачем они приходят на занятия, обучение идёт легче и результативнее.
Ксения говорит
В 3 года заканчивает формироваться важный психический процесс — сознание. Ребенок только начинает себя осознавать себя в этом мире, анализировать мир вокруг себя. У него и без букв хватает чем заняться. А тут ему, бах, чтение!!! Да, мы знаем, примеры, рано начавших и сильно продвинутых дальше, в подростковом возрасте, а также есть и негативные примеры рано начавших читать — дети, которые просто перестают учиться во 2 или 4 — ом классе!! И никто не отменял этапы формирования мозга у человека — с 5-8 лет у человека начинает формироваться лобная доля левого полушария, которая отвечает за познание знаков. Есть дети, которые начинают читать в 5, а есть, которые только все понимают за два месяца до школы… скажем так, пазлы в голове сошлись (из личного опыта). С детьми работаю 15 лет. Не считаю раннее изучение букв, а уж и чтение целесообразным! Для родителей — это просто понт!
Наталья говорит
Ольга Лысенко в статье не учит читать детей с 3 лет. В статье сказано пополнять словарный запас , чтобы в лет был интерес к чтению . Многие дети читают на скорость , а текст не понимают. Я даже слышала как педагог говорил маме ребёнка : » Нужна скорость. Пусть он слово не понял, ГЛАВНОЕ скорость чтения»
Инна говорит
Полностью согласна с Ольгой Лысенко! Именно в раннем возрасте нужно закладывать необходимые инструменты для дальнейшего обучения ребёнка!!! Даже раньше, чем в 3 года. Не знаю, как там наука, но на личном опыте убедилась, чем раньше с ребёнком начинаешь говорить обо всем, тем лучше он воспринимает информацию потом. Мы проделывали в 1 год такие упражнения говорить начало слова, ребёнок окончания, читали в 2 сказки Пушкина, учили стихи и т. д. Тогда это делалось все интуитивно. Но когда ребёнок в 6 начал читиать, то читал буквально все и было ему очень интересно!) Сейчас веду подготовку к школе, видно сразу как развиваются дети в семьях. В наше время необходимо!!! больше проводить с детьми время с книжками в руках, так как они привыкают смотреть планшеты, телевизоры, получают очень легкодоступную, не всегда полезную информацию и потом их сложно переубедить, что нужно учиться читать.
gloria071 говорит
Не совсем согласна с Вашими выводами относительно того, что можно видеть, как развивается ребенок в семье, лишь по тому, что он умеет быстро или медленно читать, интересна ребенку тема или нет. Далеко ходить за примерами не буду, обращусь к своим собственным детям.
Со старшей дочерью мы в 3 года начали заниматься математикой (я окончила физико-математический класс), она успешно выполняла все мои задания.
В этот период я работала в детском центре преподавателем английского с детками от 3 до 6 лет (у меня диплом о педагогическом образовании). Готовилась я всегда дома, поэтому у меня была возможность отработать некоторые задания с дочерью.
В 4 года моя дочь знала все буквы русского алфавита, быстро запоминала диалоги на английском. К 5 годам с некоторой моей помощью научилась бегло читать, хотя к этому моменту я с ней практически не занималась, т.к. обязательства по взятым в банках кредитам давали о себе знать и мы с мужем чуть ли не 24 часа в сутки работали, оставив ребенка на попечение д/с (да и то часто болела), няни и родственников.
Что касается младшей дочери, то с ней, так же, как и со старшей, начала в 3 года заниматься математикой.
Ребенок наотрез отказывался со мной что-либо делать в этом направлении. Дитя любило петь, хотели было заниматься вокалом (хотя я и окончила музыкальную школу, моих знаний явно не хватало на обучение других), поэтому решила отдать ее в музыкальную школу.
Но ребенок зажат, ходить отказался. Никакие уговоры не помогли.
Тогда решила учить ее потихоньку буквам русского алфавита, с помощью игр (лепили буквы из пластилина, строили из спичек, писали в воздухе, искали потерявшуюся букву, прыгали, скакали). В итоге половину алфавита к 4 годам выучили, дальше ребенок в слезы:
Не хочу! Дочка хотела играть с куклами. Я же с ней тоже играла в куклы, мол, кукла проводит занятия с другими куклами, показывает буквы.
Сначала дитя заинтересовалось, но минут через 5 опять в крик: Никаких букв!
Я от ребенка отстала. Полностью Решила, что раз не хочет, то дергать не буду. Словарный запас, конечно, у ребенка большой.
Как ни странно, благодаря ютубу. Сначала смотрела мультики, потом училась играть в Майнкрафт, смотрела, как взрослые играют и комментируют свои действия. В итоге, она оперирует словами-терминами, я не понимаю, она объясняет.
Ровно в 6,5 года дочке стало интересно, как же читаются слова, начала меня сама просить научить ее читать.
Сейчас, спустя почти 4 месяца, читает более-менее бегло, цепляет глазами слова на вывесках, на пакетах, на проезжающих машинах, проговаривает их.
Теперь у нас игра: говорить так, как пишется — удивляется, почему слова читаются не так, как пишутся (сеГодня, соЛнце). Также она ходит ко мне на групповые занятия по английскому языку. В январе мы с детками начали читать, тоже учится.
В этом году ребенок идет в 1-й класс, на данный момент идет работа с логопедом, речь богата с точки зрения словарного запаса и сложных оборотов.
Однако математика так и не пошла. Старшая занимает призовые места на математических олимпиадах, и вижу, что она не гуманитарий, ей интересны точные науки, как мне с мужем, впрочем.
В развивашки отдавать младшую смысла не вижу, просто понимаю, что придет время, сама захочет.
Вывод: всему свое время. Да, с ребенком нужно общаться, обогащать его словарный запас, обогащать его речь довольно-таки сложными синтаксическими оборотами (я имею в виду использование деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, вводных слов и т.п.). Если родители (или один из родителей) билингвы, то, конечно, было бы хорошо общаться с ребенком на этих языках.
Валентина говорит
Согласна с вами!Чем раньше, а вернее с рождения занимаешься с ребёнком, тем интереснее у него жизнь! Общаемся, играем дома, на прогулке! Знакомим с миром, который окружает его.
Инна говорит
Свои дети не пример, это ваше личное дело как и когда с ними заниматься. Я беру пример из опыта, из того какую картину вижу в реальности.
Если ребёнку не говорить, что слюни по столу размазывать нельзя, то он это и не перестанет делать, то есть перестанет, когда с ним не захотят играть сверстники или учитель не обратит на это 100 раз внимание.
А почему не говорить с ним об этом дома и чем пораньше не объяснить, что это не правильно?
Так и с любым развитием!!! Говоришь с ребёнком, он и понимает, и интересуется чем то. Отдаёшь на занятия, он и учится чему-то. Это касается всего, чтения, спорта, пения.
А если всему своё время, то как же маленькие гимнастки в возрасте 5 лет приобретают гибкость и упорство???
Детьми надо заниматься, начиная именно с младшего возраста, тогда они растут и развиваются с мыслью, что занятия и дисциплина необходимы!!!
Вот об этом я, а вы в пример собственных детей… ведь никто не говорит о том, что нужно депрессировать, если ребёнок быстр чему то на научился, вовсе нет, тут действительно на все своё время, но сидеть и ждать пока оно прийдет…. но это личное дело каждого)