Школа шахмат или ментальной арифметики предоставляет вашему клубу своего преподавателя. У нее появляется возможность открыть еще один филиал, у вас — возможность быстро запустить новое направление. Выручка делится в определенной пропорции.
Рынок детских центров развивается. Детские клубы перестают работать «на коленке», приобретают профессионально написанные программы, грамотно работают над продвижением. Это положительно отражается на качестве услуг и репутации бизнеса в целом.
В то же время меняются и запросы клиентов. Сейчас всё более популярными становятся новые направления — ментальная арифметика, робототехника, скорочтение и т.п. Что же делать детским клубам для удовлетворения запроса рынка? Можно, конечно, обучить своего педагога, закупить оборудование и таким образом запустить новое направление в клубе. Но в случае робототехники инвестиции могут оказаться неподъемно большими, в случае с ментальной арифметикой и скорочтением — слишком долгий процесс обучения и поиска преподавателя.
Хорошим решением в этом случае могут оказаться центры, которые предоставляют преподавателей на аутсорсинг. Такой вид услуги часто путают с франшизой, но это совсем не то же самое! Детский центр как работал, так и продолжает работать под своим брендом, но в списке услуг появляется новое направление, преподавателем по которому будет являться не сотрудник детского центра, а организации, которая предоставляет педагогов. При этом интеллектуальная собственность не передаётся, детский центр не становится обладателем новой методики, он лишь предоставляет помещение и в зависимости от договоренностей — клиентов и оборудование.
Плюсы такого партнерства
- Возможность запустить направление незамедлительно
- Возможность оценить востребованность курса и в дальнейшем уже принять решение о запуске направления самостоятельно
- Замена, поиск и обучение преподавателей уже перестает быть вашей головной болью
- Клуб становится частью более крупной сети по выбранному направлению, а значит, дети могут участвовать в межклубных турнирах, конкурсах, показательных выступлениях, получать сертификаты более крупных организаций.
Конечно, при очевидных преимуществах есть также и особенности, которые возникают при таком сотрудничестве.
Важно помнить, что посетители клуба не будут воспринимать «чужого» педагога, преподающего на вашей территории как некую отдельную организацию, это довольно сложно будет объяснить клиенту, особенно, если таких сторонних организаций будет не одна, а несколько. Педагог будет восприниматься, как ваш сотрудник. В случае, если у посетителей клуба возникнут претензии к педагогу, то они их будут предъявлять вам, хотя бы просто потому, что больше никого в зоне доступа не окажется.
Я рекомендую познакомиться с преподавателем до первого занятия, чтобы составить представление о нем как о специалисте, о его методах работы, подготовить его к вопросам от родителей, которые могут поступать. В каждом центре существуют свои особенности: мы, например, разрешаем родителям присутствовать на пробном занятии, но не все «чужие» преподаватели на такое согласны.
Я в этом году провела много переговоров и запустила три новых направления в своём клубе, до этого два направления уже существовали в таком сотрудничестве. Сейчас мы также находимся в процессе заключения договора с еще одним центром.
Со всеми организациями договоренности разные, я подготовила обзор наиболее часто встречающихся видов сотрудничества. Также по результатам переговоров и на основании своего опыта я составила список моментов, на которые стоит обратить внимание во время заключения договора с организациями, предоставляющими услуги по аутсорсингу преподавателей.
Схема 1. Партнерство – выручка делится в процентном взаимоотношении.
Существует несколько вариантов такого партнерства. Первый вариант — вы сами набираете группы детей, и тогда ваш процент будет больше — 30-50%.
Второй вариант — ваш партнер самостоятельно набирает детей, и ваша доля в этом случае существенно уменьшается – до 10-15%.
На что необходимо обратить внимание во время переговоров о таком виде сотрудничества:
Кто предоставляет оборудование, и каким оно должно быть?
Как правило, организации, предоставляющие педагогов, также снабжают клубы и методическим материалом. В этом случае потребуется организация их хранения. Но я сталкивалась с тем, что центр по робототехнике требовал наличие полностью оборудованного компьютерного класса, центр ментальной арифметики — проектор с экраном и большой абакус, а студия капоэйра — гимнастические маты. Обо всех списках оборудования следует договариваться «на берегу». С моей точки зрения, оптимальный вариант — когда материальным обеспечением занимается центр аутсорсинга, или же затраты на материальное обеспечение со стороны клуба незначительны.
Кто набирает детей?
Если вы не занимаетесь набором, то процент от выручки, достающийся клубу, резко падает, как я уже писала выше. Если выбран такой вариант взаимодействия, то необходимо проговорить, каким образом будет проводиться выручка, и кто будет платить налоги, а также потребовать увеличение процента за тех детей, которых приведет на занятия ваш клуб.
В случае, если вы набираете детей, необходимо будет потребовать от партнера маркетинговые материалы, подробное описание услуг, а если у партнера есть хорошо посещаемый сайт или социальные сети, попросите туда внести информацию о вас, включить информацию о вас в регулярные рассылки. Обязательно договаривайтесь об участии ваших детей в крупных мероприятиях партнёра. Всё это поможет вам продвигать услугу и быстрее «раскрутить» курс.
Также я рекомендую в этом случае не передавать контактные данные детей партнёру, чтобы не было риска переманивания «ваших» детей в другой, открывшийся рядом филиал.
Какое минимальное количество человек должно быть в группе?
Часто речь идет о минимальном количестве в 5-6 человек. Но если набором детей занимается наш клуб, то будет очень тяжело собрать такую группу для первого занятия. И даже, если на пробное занятие дети пришли в необходимом количестве, то остаться и ходить дальше могут далеко не все. Во время переговоров я предлагаю договориться о снижении минимального количества человек, ввести такие понятия как «период старта». Это также касается и новых групп. Запустив первую группу в 8 человек, бывает сложно открыть вторую, новых детей мы пишем в лист ожидания, или присоединяем девятыми-десятыми, хотя можно было бы открыть группу с двумя новыми детьми и пополнять её дальше.
Кто формирует ценовую политику и правила компенсации пропусков?
Если ваш клуб работает не первый год, то у вас наверняка существуют собственные правила работы с клиентами: например, бесплатные пробные занятия, отработка на других видах занятий. Посетителям, если их набираете вы, будет сложно понять, если ваш центр начнет объяснять, что у вас существует две разные политики. А что делать, если таких курсов на аутсорсинге пять, как у меня в клубе? Я предлагаю также договориться с партнерами о таких условиях, чтобы вы могли максимально придерживаться своих правил. Например, пробные занятия — если не бесплатно, то с большой скидкой. Если ребенок пойдет на отработку на ваши занятия, то договоритесь о том, чтобы пропуски партнер частично пересчитывал. Сумму пересчета оговаривайте с учетом ваших затрат.
Будут ли открываться филиалы рядом?
Если вы будете заниматься раскруткой направления в районе и набором детей, то крайне неприятно столкнуться с ситуацией, что ваш партнер откроет две точки в соседних домах. Не раз замечала как педагоги упоминают занятия в соседнем здании в разговоре с родителями. Они это делают не со зла, для педагогов все дети одинаковые, и о конкуренции они вряд ли думают. Но у родителей может возникнуть соблазн сравнить цены и условия двух соседних клубов. Договоритесь с партнером о некотором неприкосновенном радиусе для открытия новых точек.
Схема 2. Фиксированная оплата за занятия
Это самый простой и понятный вид сотрудничества. У вас будет преподаватель с известной заранее заработной платой, и вы сами сможете ценовой политикой клуба. Как правило, при таком виде сотрудничества всё оборудование приобретается за счет клуба.
О чем нужно договориться заранее:
Количественный и возрастной состав групп
Как и любой преподаватель на фиксированной оплате (и вы даже не знаете, на какой именно), он может не быть замотивирован на набор групп. Как и у всех, может возникнуть нежелание работать с группой более 4-6 человек, с детьми младше 5 лет, с разновозрастными группами (если это позволительно в рамках курса). Все условия формирования групп следует сразу прописать в договоре, также как и график проведения занятий.
Зарплата на стартовый период
Вы можете разговаривать о снижении базовой ставки заработной платы на время набора детей. Большинство партнеров идут навстречу в таких переговорах.
Открытие филиалов поблизости
Вы занимаетесь набором детей на курс, его раскруткой в районе, поэтому имеете право претендовать на то, что рядом открываться такие же курсы вашим партнером не будут.
Схема 3. Субаренда помещения
Многие организаторы курсов предлагают не делиться выручкой, а просто взять у вас в аренду помещение. С одной стороны, вы точно прогнозируете сумму, которую вы будете зарабатывать в месяц, партнер к вам в клуб приводит новых детей, которых вы также можете приглашать и на свои занятия. С другой стороны нужно осознавать, какие процессы будут сопровождать эту аренду.
Кто будет администрировать курс?
К вам в клуб приходят дети, и возникает множество вопросов: кто проследит, что они переобулись, кто ответит на вопросы родителей, кто откроет дверь опоздавшим на занятие детям или пришедшим до окончания занятий родителям? Я уже не говорю о том, что в клубе имеется оборудование, за сохранность которого кто-то должен отвечать. Введение нового курса – это всегда дополнительная нагрузка для вашего администратора, поэтому при расчете стоимости субаренды учитывайте зарплату вашего сотрудника.
Какие помещения будут сдаваться?
Когда речь идет о субаренде, партнеры говорят о том, что они берут в аренду одну комнату, но совершенно очевидно, что использоваться будет вся инфраструктура клуба, в том числе зона ожидания для родителей, чай-кофе-вода и т.п. уборкой помещения также будет заниматься ваш сотрудник.
На какой период времени сдается помещение?
Очевидно, что партнер сообщит о часе-полутора, то есть о точном времени проведения занятий. Но педагог придет заранее подготовиться, а детей часто забирают существенно позже времени окончания. Время аренды смело можно увеличивать на час только из-за этих моментов.
Какое оборудование предоставляется?
Четко и сразу следует описать все, что есть в классе и зафиксировать порядок компенсации в случае ущерба вашему имуществу. Проговорите и зафиксируйте также необходимость соблюдения порядка в вашем помещении.
Что будет, если у партнера не состоялось занятие?
Если помещение берется в субаренду на фиксированные часы и по каким-то причинам у партнера отменяется занятие, то стоимость аренды все равно должна быть оплачена. К сожалению, далеко не все партнеры это понимают, этот пункт сразу следует зафиксировать в договоре.
Несмотря на все описанные выше трудности, я считаю, что такие виды сотрудничества очень перспективны. Они помогают повысить статус клуба, предоставить больший выбор курсов для клиентов и позволяет очень быстро реагировать на потребности рынка.
Используете ли вы подобные формы сотрудничества в своём детском центре? Пожалуйста, поделитесь опытом в комментариях.
Галина говорит
А мы интуитивно начали работать по схеме «сдавать в аренду» преподователя с инвентарём. )Открыли клуб по роботехнике, доход не большой.Набиралась группа 5-6 человек. Аренда не аккупалась. Сначала решили другие занятия проводить, но столкнулись с некомпететными педагогами. Тогда решили предложить нашу программу(то что мы знаем на 100) и отличного преподователя в другие клубы. На сегодня у нас 4 клуба, детский сад. Делим 50/50.
Диляра говорит
Здравствуйте, мы предоставляем клуб в почасовую аренду в часы, не занятые собственными занятиями ,плюс — доп.реклама, расширение спектра занятий, как следствие, привлечение новых клиентов на наши курсы, иногда дети после наших занятий остаются на занятия арендаторов или ,наоборот, с их занятий идут на наши. Удобно родителям — оставить ребенка сразу на пару часов, короче одни плюсы.
елена говорит
Да одни плюсы. Но это уже партнерские отношения. Я как соучредитель партнерского бизнеса подтверждаю. И многих проблем нет. Вот сейчас на новогодних утренниках все плюсы ощутили.
Светлана говорит
Диляра,а вы можете поделиться формой договора по аренде? Работаю с сентября 2016 года.Открывались с партнером, но партнер не выдержал и ушел через 2 месяца после открытия.Сейчас достаточно сложный период нашей работы. С ноября начала подумывать о сдаче в пустующие часы помещения в субаренду.Сейчас после прочтения статьи Юлии на эту тему утвердилась в этой мысли.Спасибо большое Зарине, очень много вы делаете для первооткрывателей своих детских центров и студий.Спасибо Юлии за статью.И еще хотелось бы спросить Елену о ее опыте соучредительства партнерского бизнеса.Спасибо заранее Вам за ответы.
елена говорит
Так на форуме писала уже про партнерство.
Анна говорит
Подскажите пожалуйста, как найти педагогов на подобные условия в Санкт-Петербурге? Заранее очень Благодарна!
Елена говорит
Благодарю всех участников и за вопросы, и ответы, а главное- за раскрытие таких острых и специфических тем, которые не найдёшь нигде, кроме этого сайта! Всем- добра! Дорогие мои, помогите советом: у меня временный кризис перехода на новую территорию с окраины- в центральный район, в новостройку. С августа месяца отделка помещения и ремонт затянулись до конца декабря.Затем последует обустройство: мебель, паласы- шторы, аппаратура…К февралю надеемся управиться. НЕ могу придумать, как составить с владельцем помещения соглашение о намерениях, где я хочу прописать минимальную сумму аренды до СЕНТЯБРЯ месяца- это- раз…И второй вопрос- какие острые моменты выплывают в феврале у клиентов- идут ли вообще новые клиенты в это время на подготовку к школе, например, на мини садик с 9 до 13, или рассчитывать на 2-3 ребенка на 3-х — 4-х направлениях до самого сентября?