Час-полтора заниматься арифметикой, даже необычной, — это утомительно и для школьников, а тем более для детей 5-6 лет.
Поэтому у многих преподавателей этого направления встает вопрос: чем разнообразить занятия? Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета? Ведь игра в прятки, конечно, внесет бодрую нотку на урок, но вряд ли поможет ментальному счету:)
Вот что мы используем на занятиях в нашем центре.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через специальные двигательные упражнения. Они улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарные связи, способствуют развитию памяти, повышают устойчивость внимания.
И… оживляют детей на занятиях по ментальной арифметике:)
Рассмотрим несколько двигательных упражнений. Их можно использовать в качестве разминки в начале нового урока.
«Колечко»
Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.
«Ухо – нос»
Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Очень забавное упражнение?
«Лезгинка»
Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.
«Кулак-ребро-ладонь»
Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу), потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
Игры со счетом
Обычно мы играем в них в конце урока.
Вот ссылка ещё на одну статью, которая может вас заинтересовать:
Ментальная арифметика: как объединить в одну группу детей с разным уровнем знаний →
Итак, игры со счётом:
«Живой абак»
Дети выступают в роли косточек на абаке. Каждому ребенку присваиваем цифру от 1 до 5. Ребята выстраиваются в линейку, как косточки на спице. На полу между косточкой «5» и остальными проводим воображаемую границу.
Учитель дает команды в виде примера: 1+2+1+5-2-1+3 =?
Дети двигаются либо к границе, либо от нее — в зависимости от команды. Потом спрашиваем у детей ответ. Такая игра развивает у детей командный дух и улучшает понимание счета на абаке.
«Счет с закрытыми глазами»
Считаем на абаке, закрыв глаза повязкой. Такая игра позволяет ребенку улучшить ментальный счет.
«Счет под интенсивную музыку»
Считаем ментально и на абаке под любую ритмичную современную песню. Мои ученики любят мелодию из мультфильма «Гравити Фолз». Такая игра позволят сконцентрироваться на счете и увеличивает темп счета.
«Счет со скакалкой»
Считаем ментально и скачем на скакалке. Такая игра помогает отучиться от использования рук при счете.
«Съедобные абаки»
Можно сделать с детьми съедобные абаки. Нам потребуются: шпажки — это спицы абака, маршмело, сладкая кукуруза — это косточки абака. Нанизываем на шпажку маршмело или кукурузу. Делим на верхнюю и нижнюю часть. Выделяем границу. И считаем примеры.
После игры можно будет съесть наши косточки.
Физкультминутки
Хотя предпочтительнее разнообразить занятия тематическими играми, все же без самых обыкновенных физкультминуток тоже не обойтись. Они очень нужны после активной умственной деятельности ребенка или перед рассмотрением новой темы.
Расскажу о наших самых любимых. Возможно, вы хорошо их знаете.
Физкультминутка 1
В понедельник я купался (изображаем плавание),
А во вторник — рисовал (изображаем рисование).
В среду долго умывался (умываемся).
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем),
Очень долго танцевал (кружимся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).
Физкультминутка 2
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой),
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
А как вы разнообразите интеллектуальные курсы? Расскажите, пожалуйста, в комментариях.
Ольга говорит
Спасибо большое за идею «живого и съедобного абака». Я еще использую детские танцы с видео. Беру их из интернета, их там много. Например «мы пойдем налево» с ускорением или «мы едем, едем, едем».
Татьяна говорит
Я веду занимательную математику, в том числе для 5-6 леток, и у меня
подвижные разминки — обязательные составляющие урока. Например, всякие вариации совы и птичек. Птички летают(бегают), пока сова считает с какого-то по какое-то число. Потом прячутся в домик (садятся на корточки, залезают под стол). Сначала совой может быть педагог, потом дети по очереди. Для усложнения можно считать двойками, тройками, десятками. Можно считать в обратную сторону.
Елена говорит
Мы играем в «резиночку»(наша игра с детства.нравится и мальчикам), «рыбака и рыбку», младшие ребята прыгают, как львятки через обруч — «горящее кольцо», дети любят пантомимы (изображают и угадыват природные явления, профессии, супперспособности и т.д)
Мария С.Р. говорит
В МАТЕМАТИЧЕСКИХ занятиях активно использую «Поезд»:
— выкладываем цифры по порядку на полу (каждый получает несколько карточек так, чтобы у всех вместе получился весь числовой ряд);
— ведущий-поезд «ездит» по остановкам вперед и назад (скорый поезд — через 1-2 остановки), а остальные догадываются, куда попадёт поезд. В последующем — записываем «расписание поезда» в виде примеров на сложение и вычитание.
В своих программах по РУССКОМУ ЯЗЫКУ активно использую фонематические игры. Пример:
Игра 1. «Услышать звук». (Цель – развитие фонематического слуха). На доске – «Г» и «К» синего и зелёного цвета. «Сейчас мы будем играть. Внимательно слушайте, чтобы угадать, с какого звука начинается слово. Если с твёрдого «Г» (синего) — подпрыгиваем один раз, если с мягкого «Гь» (зеленого) — приседаем на корточки».
Слова: гусь, гарь, гора, гири, горе, газ, грусть, год, гитара, гвалт, гном, гимн, герб, голод, гонит, гений, гибель, гадость, гром, грамм, гамма, гемма, грамота, гусли, густой, герой.
Игра 2. «Теперь мы будем хлопать, если слышим звук «К», а топать, если «Кь»».
Слова: кедр, кадр, кино, кукла, коньки, куски, киски, каски, коды, кеды, кредо, кивок, кусок, клочок, течёт, кречет, Крит, кит, кот, куртка, кепка, кипа, крупа, купать, кипеть
Игра 3. «А теперь – всё вместе: «Г» — прыгаем, «Гь» — приседаем, «К» — хлопаем, а «Кь» — топаем. Звуки будут не только в начале слова. Кто ни разу не ошибётся – самый внимательный!». Используем пиктограммы действий.
Слова: Куст, густ, жест, кисть, гимн, гомон, кефир, кафе, гость, кисть, кедр, гордость, гибкость, колкость, кидать, кобра, километр, грамм, гимн, груша, кружка, Кеша, Гриша
Похвала после каждой игры и, отдельно, после всего задания, когда сели на места – обязательно. Тайминг – 15 мин