Без специальной лицензии, в помещении детского клуба и по идеям Монтессори — основатели сети школ Илья и Анна Ланцман делятся своим опытом в этом бизнесе
Почти уверена, что некоторые руководители детских центров и частных детских садов, год за годом отдающие своих выпускников общеобразовательным школам, задумываются о том, чтобы открыть свою частную школу. Тем более, статистика намекает на то, что рынок имеет отличные перспективы роста: если во многих развитых странах 15-20% школ – частные, то в России этот показатель составляет меньше 1%.
Вероятно, одна из причин таких цифр состоит в том, что большинство людей, как и я до недавнего времени, считают, что для запуска такого бизнеса необходимо арендовать отдельно стоящее здание с большими классами, кабинетом директора и столовкой, убиться с санпинами и противопожарными нормами, чтобы получить специальную «школьную» лицензию, и откуда-то взять хотя бы пару сотен учеников, родители которых рискнут отдать своего ребенка в никому не известное заведение, да еще и согласятся платить за это деньги.
В беседе со мной Илья и Анна Ланцман развеяли этот и другие мифы, а заодно рассказали о непростой истории их частной школы. Их проекту уже четырнадцать лет, первые девять из которых были трудными – школа приносила убыток в размере 2000 долларов ежемесячно, а результаты аттестации детей, по их признанию, «выбивали почву из-под ног». Тем не менее основателям Lancman School удалось добиться успеха – в последние пять лет число учеников растет, выпускники поступают в престижные вузы, а компания приносит прибыль.
Итак:
Миф №1. Частная школа должна иметь специальную «школьную» лицензию
Ученики Lancman School оформляются на так называемую «семейную форму обучения». По закону об образовании родители имеют право не водить своего ребенка в государственную школу, а учить его самостоятельно. Надо лишь «прикрепиться» к какой-то школе (обычно — расположенной по месту жительства) и проходить там промежуточную и итоговую аттестацию. Там же ребята сдают ЕГЭ.
Родители-«семейники» могут заниматься с ребенком сами или, например, нанимать репетиторов. Lancman School работает как детский репетиторский центр. Ученики проходят в нем школьную программу, а пишут контрольные и сдают экзамены в школе, к которой прикреплены.
Такая форма работы в Lancman School сложилась исторически. «В 2004 году несколько семей с детьми школьного возраста приняли решение не отдавать своих детей в общеобразовательную школу, а сделать что-то свое, – рассказывает Илья Ланцман. — Так как кроме желания ничего не было, они начали искать волонтеров, в число которых вошел и я, а проект должен был стать социальным.
Схема работы была выстроена по системе клуба. В те годы родители могли получить «на руки» часть денег, которые получала школа за обучение их ребенка, — в Москве эта сумма составляла от 6000 до 8000 рублей в месяц.
Детей приводили в клуб, который тогда назывался школой «Эврика», где мы уже вместе с родителями продумывали как работу над школьной программой, так и развитие внеклассных навыков — коммуникации и управления.
Система оплаты была простой: все деньги, которые родители получали от школы передавались нам, а мы уже распределяли их среди учителей».
Миф №2. Необходимо большое здание
Сейчас у Lancman School две свои школы в Москве (еще одна работает по франшизе). Площадь каждой сопоставима с площадью детского центра: в первой – 150 квадратных метров и 40 учеников, во второй – 200 метров и 60 учеников. В каждом классе – от 3 до 8 человек. Занятия начинаются в 9.00 и заканчиваются в 14.30.
Разместить 60 человек на такой площади помогает планировка – в помещении практически нет нерабочих квадратных метров, дети занимаются даже в холле и крохотной комнатке администратора.
«Нам тесновато, — признается Илья, — Например, приходится кормить детей обедом по очереди, небольшими группами. Поэтому мы теряем часть потенциальных клиентов, которым нужны бассейны и спортивные площадки. Но многие из тех, кому близок наш подход к учебе, остаются – в прошлом году мы въезжали в одно из помещений с тридцатью учениками, а сейчас их в два раза больше».
В каждом филиале работает управляющий, 2 администратора, 3-4 преподавателя начальной школы и 6 -8 преподавателей старшей-средней школы, в зависимости от того, может ли один педагог совмещать несколько предметов (например, математику и физику, историю и обществознание).
Стоимость обучения — от 35 до 65 тысяч рублей в месяц.
Миф №3. Контекстная реклама в интернете не работает
В 2013 году выплаты «семейникам» отменили и родителям пришлось платить за обучение в Lancman School из своего кармана. Из-за этого часть клиентов отказалась от дальнейшего сотрудничества.
Тогда основатели школы решили рискнуть – по их мнению, настало время перестать быть социальным проектом с ценником 6-8 тысяч рублей в месяц, и поднять стоимость обучения, перейдя в другой ценовой сегмент.
«К тому моменту мы научились считать показатели и увидели силу контекстной рекламы в интернете, — говорит Илья. — Мы поняли, что нам нечего стесняться, у нас действительно эксклюзивный продукт. Мы сделали цены более высокими, запустили рекламу и получили иной контингент клиентов — более благодарных и «включенных» родителей».
Миф №4. Монтессори — это только для малышей
Собственно эксклюзивным проект начал становиться за два года до этого, когда в Lancman School удалось изменить в лучшую сторону ситуацию с успеваемостью. Это произошло благодаря тому, что основатели решились на внедрение новой для них методики преподавания на основе идей Монтессори, и уже на следующей аттестации получили результаты детей на 1-2 балла выше предыдущих. Инициатором этих изменений стала Анна Ланцман, которая в тот момент возглавила школу.
«Основная идея, по которой работает методика Монтессори, состоит в том, что у ребенка есть свой период для развития определенных навыков. И ему надо дать максимум возможностей, максимум материала, чтобы он мог сделать достаточное количество повторений, желательно самостоятельно, для развития этого навыка» — объясняет Анна.
В дошкольном возрасте примером работы по Монтессори является, например, пересыпание круп, переливание воды. Ребенок должен иметь возможность сделать это столько раз, сколько ему захочется, сколько необходимо для того, чтобы у него это стало получаться аккуратно.
«Мы работаем по такому же принципу и это нас сильно отличает от обычной школы, — продолжает Анна. — Как построен урок по математике в обычной школе? Надо решить несколько примеров, несколько заданий на порядок действий, несколько задач, причем они не одинаковые. Всего по чуть-чуть. Если ребенок чего-то не понял – времени, чтобы это проработать, нет. На дом задается примерно то же самое, что было в классе. Только с другими цифрами».
Подход Lancman School заключается в том, что отдельно отрабатывается, например, навык счета. Дети не переписывают примеры, они просто считают и записывают ответы в рабочей тетради. Навык счета развивается быстро и при этом меньше утомляемость. А для того, чтобы научиться писать буквы и цифры, выделяется отдельное время.
Или отдельно отрабатывается навык решения определенного типа задач. Одному ребенку нужно решить две задачи, чтобы усвоить тему, другому – тридцать. Чтобы обеспечить детей достаточным количеством материала для усвоения темы, Анна создала рабочие тетради, содержащие сотни однотипных заданий по математике и русскому языку – для отработки отдельно безударных гласных, парных согласных, линейных уравнений, табличного умножения, умножения круглых чисел и т.п. Ученики не обязаны прорабатывать эти тетради «от и до» — каждый решает столько номеров, сколько необходимо именно ему.
Миф №5. Выполненные задания должен проверять учитель
В Lancman School дети имеют возможность проверить себя самостоятельно – к методичкам и рабочим тетрадям есть «ключи» с ответами
«Ребенок сидит решает, увлекся. Как он может проверить – правильно или неправильно он все делает? В обычной школе он сдает работу учителю и в лучшем случае на следующий день получает оценку. Но как мы знаем, ребенок уснул, проснулся – у него уже совершенно новый день, то, что было вчера, – уже в тумане. Смысла не следующий день от этих оценок уже нет никакого» — считает Анна.
В ее школе ребенок может сразу проверить себя. Многие дети, увидев правильный ответ, самостоятельно видят, где их ошибка, устраняют ее и дорабатывают тему. Некоторым детям требуется помощь учителя – тогда преподаватель подходит, еще раз объясняет тему, делает акцент на тот момент, где у ребенка допускается ошибка, и ребенок дальше отрабатывает хорошо.
Таким образом непонятая тема не консервируется до следующего учебного дня, когда учитель проверит работу и заметит возможную ошибку, и ребенок уже, возможно, забудет, чем занимался вчера, потеряв интерес к этому заданию. Такой подход позволяет поддерживать мотивацию детей и экономить время учителя.
Миф №6. В школе должны быть домашние задания
В Lancman School у каждого ребенка есть индивидуальный план обучения – своя «образовательная траектория». Если ребенок раньше других понял тему, он идет вперед, не ожидая тех, кому нужны повторения. И наоборот – те ребята, которые еще не усвоили материал, занимаются именно им и не тратят время на изучение нового, который без усвоения предыдущего может быть не понятен.
Как это выглядит на практике? «Учитель видит, что сегодня Пете, Феде, Глаше и Маше надо объяснить новую тему, — рассказывает Анна. – Он сажает их отдельно и объясняет. Остальные ребята в это время отрабатывают свои задания».
Благодаря более эффективному использованию времени (в том числе из-за того, что дети проверяют себя сами и быстрее получают разъяснения преподавателя) ученики успевают больше, чем в обычных школах. Поэтому до шестого класса в Lancman School у большинства детей нет домашних заданий. И это, помимо прочих плюсов, отличный рекламный ход – такой расклад очень привлекает многих родителей.
Миф №7. Все школьники мечтают о каникулах
«Среди отзывов от родителей мы встречаем и такие: ребенок спрашивает, когда закончатся каникулы, хочет в школу» — говорит Илья. Помимо прочего это происходит потому, что в школе детей учат общаться и сотрудничать друг с другом, от чего дети получают огромное удовольствие.
«Мы используем много упражнений на социализацию, психологических игр, — говорит Анна. – У нас есть понятие «круг» — тоже из Монтессори, когда мы садимся вместе, обсуждаем проблемы или проговариваем новые правила.
Например, в один год к нам пришло много первоклашек. И началось – мальчики обижаются на девочек, девочки обижаются на мальчиков. Я провела игру по Фопелю. (Клаус Фопель – немецкий психолог, автор книг «Как научить детей сотрудничать» и других). Я посадила всех за стол, дала по листочку, карандаши, сказала «У вас 30 секунд, рисуйте что хотите». Они начали рисовать. Теперь передаем свой рисунок соседу справа. На том листочке, который вам дали, продолжаем рисовать еще 30 секунд. И так мы повторяли, пока каждый листок не прошел круг и не вернулся к своему хозяину. Девочки начали ахать: «Ты испортил мою собачку!» Мальчики: «Аааа! Это же был робот, зачем здесь цветочки?»
Мы начали общаться с детьми, анализировать. «Петя, ты правда хотел обидеть Машу, когда рисовал здесь робота? – Нет, робот – это самое прекрасное, что есть в мире. Я хотел украсить. Ага, Маша, ты видишь, Петя хотел сделать что-то приятное, а не оскорбить тебя.
Так мы общались-общались, потом я опять раздала им по чистому листочку и попросила опять передавать их по кругу, дорисовывая что-то от себя. Дальше наблюдаю за реакцией. Петя спрашивает: «Маш, что ты хочешь, чтобы я нарисовал на твоем рисунке?» — Ну нарисуй собачку. — Я не умею рисовать собачек – А что ты умеешь рисовать? – Солнышко – Ну нарисуй, только вот здесь и вот таким карандашом.
В итоге, когда рисунок прошел круг и вернулся к первоначальному владельцу, дети были счастливы и говорили, что это был самый лучший рисунок, который у них был. Совместное, согласованное творчество дало максимальный результат, максимальную радость для них.
И дети после этого уже меньше ругались. Если кто-то кого-то случайно обидел, один ребенок другого спрашивал: ты меня хочешь обидеть сейчас, или ты меня сейчас назвал Фиксиком, потому что ты его любишь?»
А вы когда-нибудь думали об открытии частной школы на базе своего детского центра или без него? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями в комментариях.
Ирина говорит
В субботу как раз в это время везу своих в аэропорт. Будет ли вебинар в записи?
Спасибо.
Илья Ланцман говорит
Записи не будет. Можно будет записаться на следующий Вебинар, для этого обратитесь пожалуйста ко мне в личном порядке.
Наталья говорит
Как Вы трудоустраиваете педагогов? Или каждый из них сам работает по патенту или имеет ИП?
Ярослав говорит
Есть ли сейчас вебинары?
ТАТЬЯНА говорит
С большим интересом послушаю об этом опыте.
Варвара говорит
Мне кажется все же лучше получить лицензию. Если есть лицензия, то государство выплачивает субвенцию за каждого ребенка. У меня лицензированный детский сад. На школу получить лицензию легче, говорят.
Наталья говорит
С лицензией с много минусов. В процесс лезет мин.обр. и навязывается единообразие подходов,методов и проч
Ольга говорит
Подскажите насчет субвенции, пожалуйста? Это в Москве? Как о ней узнать?
Ирина говорит
Добрый День! Спасибо, что вы написали о круге общения. Мне очень понравился этот метод сотрудничества. У меня свой репетиторский центр, и я очень хочу сделать в нём обучение по новому… Вы написали почти всё, что делаю я, но это даётся мне очень тяжело. Я хочу очень много — это не только мои слова, но всю работу почти делаю тоже я, хотя у меня есть работающие учителя. Найти новых не получается из-за маленького городка. Вот и кручусь на месте с движением улитки.
Ольга говорит
Частная школа, на мой взгляд, — это на один уровень выше ДЦ, сложнее, ответственнее, но и пользы людям в разы больше можно успеть дать. Можно ли сразу открыть ЧШ без опыта с ДЦ?
Любовь говорит
К сожалению, я тоже не смогу в субботу попасть на вебинар, а очень хочется. Как можно попасть на следующий?
ЗУХРА говорит
мне очень интересна эта тема,но мне казалось это почти не возможно
Наталья К. говорит
Зухра, а вы из Владивостока?
Лия говорит
А если центр работает как репетиторский,то он же все-равно должен иметь лицензию?
Галина говорит
О, тоже только сейчас увидела, что не будет возможности поучаствовать в вебинаре 27 мая! Очень хочу попасть на следующий! Буду благодарна за информацию!
Asura говорит
Очень интересная тема и , самое главное, актуальная .
В Казахстане государство не выплачивает частным школам ничего, хотя стандарт образовательный выполняется.
Очень жду вебинар !
Юлия говорит
Очень интересная информация. Мне бы хотелось открыть свою художественную школу. Возможно ли это?
Ольга говорит
Я понимаю когда несведующие родители говорят что монтессори это пересыпания и переливания, но Зарина, зачем вы поддерживаете это ходячее дилетантское мнение? Почему бы, к примеру, не упомянуть про триноминальный куб, или про золотой банк, благодаря которому дети в 5 лет увлечённо и самостоятельно решают примеры с тысячами?
Илья, была на вашем мастер классе на монтессори- весне, очень понравилось ваше умение держать аудиторию и много полезных мыслей для себя вынесла. Спасибо!
Майра говорит
Доброго времени суток! Можно ли Ваш опыт школы применить в инклюзивное образование?
Инна говорит
Илья , Вы применяете не классические методики во всем процессе обучения?То ,что Вы даете индивидуально изучать детям, очень напоминает методику Лысенковой из Питербурга. Я, ее использовала 35 лет назад.
Елена говорит
Зарина, спасибо за статью! Возможно, частная школа не такая уж несбыточная цель, как казалось.
Анастасия говорит
Здравствуйте! Хотелось бы получить информацию о следующем вебинаре, 27 мая, к сожалению, не смогу присутствовать.
Елена говорит
Спасибо за ваш рассказ! Оособенно понравилась игра с рисунками по кругу — просто востог!!!
Децкий центр — это только мечта, пока что не осуществимая, но надеюсь что когда-нибудь она всё же сбудется
Ольга говорит
Мне интересна франшиза) пришлите, пожалуйста, ссылку.
Евгения Помощница по сайту говорит
Вот ссылка на франшизу Lancman School →
Катя говорит
Частная школа — это здорово! Я всегда была недовольна образовательными стандартами в музыкальной школе. Они хорошие, но усреднены настолько, что не подходят никому! Мы работаем уже два года. Недавно стали выходить в плюс.
Главным остается вопрос: почему 90% людей хотят научиться играть на гитаре и не идут к нам??? Стоимость обучения вполне сопоставима с платным отделением в музыкалке. У нас работает директ, инстаграм, фейсбук, контакт…
Начинаю думать, что открылась в кризис, поэтому не тяну :(
Екатерина, Екатеринбург.
Лия говорит
Я думаю в нашей стране пока не доверяют частному образованию. и нужно время,чтобы люди перестроились