«Уличили девочку во лжи:
Утверждала глупая девчонка,
Что слыхала музыку во ржи,
Что ворона пела жаворОнком,
Что видала на закате дня,
Как играли облака в игрушки
И катались в расписных санях
По лесу зелёные лягушки.
— Врунья, врунья! — Ей кричали вслед. —
— Облака дождём лишь могуть крапать!
И во ржи совсем оркестра нет!
И вороны могут только каркать!
А девчонка им опять своё:
— Я играла в пряталки со светом!
…Люди! Вы не поняли её, —
Девочка была поэтом…»
Тамара Волжина
Уже больше десяти лет я работаю руководителем детского центра в Москве. За эти годы уже сформировался портрет родителя, который к нам приводит ребенка.
Обычно мы спрашиваем, какой запрос. Ответ звучит вполне ожидаемо. Это развитие какого-либо навыка: научиться читать, писать, рисовать, решать задачи.
Ни разу не прозвучал запрос на развитие воображения.
Считается, что у ребенка сама по себе богатая фантазия. Ее, наоборот, нужно подавить, «вернуть с облаков на землю».
И мы все чаще сталкиваемся на своих занятиях с детьми, у которых напрочь отсутствует воображение.
Характерный пример. Несколько лет назад у нас занималась девочка. Педагог говорит:
Садимся на ковер-самолет. Поднимаемся над лесам, надо полями. Возьмите в руки волшебные бинокли. Что вы видите там внизу?
Звучит волшебная музыка. Дуся: «Ничего не вижу. Стены и ковер».
Почти год ушел на то, чтобы девочка научилась «видеть» в нашей комнате заморские страны, прекрасные снежные горы, невероятных существ. То есть, до того времени, как у нее в голове появился «мысленный экранчик», на котором стали появляться воображаемые картины.
Зачем нужен «мысленный экран»?
- Без воображения ребенок никогда не полюбит читать. Ведь когда мы читаем, мы видим картинки прочитанного в голове. Когда фантазия не работает, картинок-образов в голове нет. Тогда и читать неинтересно. Если у мамы стоит задача научить ребенка читать, нужно параллельно заниматься и развитием воображения.
- Без воображения нет творчества: музыки, живописи, скульптуры, театра. Ребенок никогда не полюбит искусство. В творчестве нет шаблонов, стандартов. Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия.
- Воображение имеет психотерапевтический эффект. В своих фантазиях робкий тихоня может одерживать победы. Фантазия становится механизмом психологической защиты от негативных переживаний. Она помогает пережить страхи.
- Воображение дает возможность «прорепетировать» жизнь. Оно адаптирует нас к реальному миру. И лучше всего для этого подходят ролевые игры. Проигрывание воображаемых ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми.
Когда мы были маленькими, мы практически не смотрели телевизор. Смотреть, кроме «Хрюши и Степашки» и «В гостях у сказки», было откровенно говоря нечего.
Поэтому наш внутренний «экранчик» работал на максимуме. Мы летали в космос, отправлялись в морские путешествия, боролись с пожаром. И все это было у нас в голове. Мы это все «видели» и реально проживали.
Сейчас мысленный экран заместил экран настоящий, выведенный наружу, – это все наши девайсы.
Чем раньше мы даем их ребенку, тем раньше внутренний экран замещается внешним. Отсюда все проблемы с воображением у детей.
Игры на развитие воображения
Хочу поделиться несколькими играми на развитие воображения, которые мы используем на своих занятиях с детьми по программе Тамары Ломбиной «Читайка».
1. Серия игр «Рисует музыка и я»
В этих играх мы используем разные музыкальные произведения: классические этюды, песенки из мультфильмов. Вы можете положиться на свой собственный вкус. В этих играх мы развиваем не только воображение, но и музыкальные способности ребенка.
Игра «Каляка-маляка»
Включить любую музыку – спокойную, веселую или тревожную, грустную. Пусть ребенок под музыку, закрыв глаза, водит карандашом по бумаге, дав полную волю руке. Рука движется как хочет. На листочке получится «каляка-маляка». Затем в ней ребенок может найти какой-то образ, обвести его и дорисовать, чтобы было хорошо видно. Это может быть рожица, зверушка или сказочный персонаж.
Игра «Оживи картину»
Включить музыку, закрыть глазки. Пусть ребенок нарисует картинку в воображении, а потом расскажет о ней. Что изображено, что в центре картины, что по бокам, наверху, какими красками пользовался.
2. Серия игр «Превращаюсь я в …»
Язык жестов, мимики, пантомимы органичны для детей. Эти игры помогают вжиться в окружающий мир, адаптироваться в нем.
Игра «В стране глухих»
Внук пришел к бабушке, которая уже старенькая и плохо слышит. На вопросы бабушки внуку приходится отвечать языком жестов. По ситуации внук может прийти со двора, из лесу, из детского сада, из кино, со дня рождения.
Игра «Ты — ночь»
Педагог: «Теперь ты — ночь. Расскажи, как тебе живется? Что ты любишь, а что нет? С кем ты дружишь?»
Игра «Инопланетянин»
Выбирается инопланетянин, который не знает языка землян. Он что-то рассказывает на не понятном никому языке, при этом активно жестикулирует, использует различные интонационные средства языка (говорит жалобно, иронично, удивленно и пр.). Остальные задают ему вопросы и пытаются догадаться, что он говорит.
Игра «Чики-брики, очек-почек, превращаемся в лесочек»
Дети изображают деревья в разное время года. Педагог говорит, а дети показывают:
- Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.
- Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.
- Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
- Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки
Игра «Танец огня»
Дети тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх. В такт музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (встаем на цыпочки), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три вместе.
Игра «Разговор через стекло»
Дети представляют, что один из них зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл попросить друга кое-что купить в магазине. Попробовать с помощью жестов договориться о покупке. Говорить нельзя, так как в магазине толстое стекло и ничего не слышно. Например, купи варежки, а то холодно. Или купи сок – хочется пить.
3. «Танец шмеля»
Это крайне полезная игра. Так как она формирует не только воображение, но и зрительно-пространственное мышление: лево-право, верх-низ.
Приготовить поле для игры:
В центре сидит шмель. По нашей команде он начинает свой танец: вверх, влево, вниз, вправо, вниз. Где оказался шмель?
Вначале ребенок, выполняя вашу команду, может водить по клеточкам пуговицей. Убираем пуговицу и, глядя на клеточки, мысленно представляем, как движется шмель в своем танце. Затем убираем игровое поле и на мысленном экране представляем танец шмеля.
Когда ребенку становится очень легко играть даже на воображаемом 9-клеточном поле, переходите играть на усложненный вариант игры на 16-клеточное поле.
4. Серия игр «Волшебная палочка»
Игра «Оживи картину»
Приготовить заранее:
- живописную картину
- запись звуков, которые могли бы быть на картине (пение птиц, шум моря, крики чаек)
- кору дерева, солому, камешки, траву, колоски (то, что изображено на картине).
Пусть дети дотронутся до картины волшебной палочкой и оживят ее. Включите запись. С закрытыми глазами пусть дети потрогают ручкой, что вы принесли, дайте им понюхать шишку, если на картине лес или сено, если нарисованы стога сена.
Теперь волшебная палочка пусть перенесет детей в те места, которые не вошли на полотно, – влево, вверх, них, вправо. Пусть расскажут, что там находится. После игры не забудьте выйти из картины и закрыть ее волшебной палочкой.
Игра «Волшебная клякса»
Перед игрой на бумагу ставим краской кляксу. Ребенок дорисовывает эту кляксу до целого образа.
Игра «Кисонька ходила, хвостиком водила»
Подберите 6-7 предметов: кусочек ваты, кусочек меха, кисточку для рисования, кусочек поролона, полоску бумаги, стеклянный флакончик, деревянную палочку, кусочек ткани.
До игры дети смотрят на предметы, трогают их. Взрослый называет предметы.
Потом дети закрывают глаза, а взрослый прикасается и ласково проводит каким-то из предметов по руке ребёнка от кисти до локтя или по ноге от щиколотки до колена, или по щеке. Ребенок должен узнать и назвать предмет.
Эта игра благотворно действует на здоровье ребенка, снимает напряжение, раздражительность, тревожность.
Не мешайте ребенку фантазировать.
Не лишайте его свободного времени и возможности поскучать. Именно тогда начинается полет фантазии!
Татьяна Бреслава говорит
Спасибо большое, Наталья. Очень интересные и нужные советы и игры!
Иосиф говорит
Класс.
Ирина говорит
Спасибо огромное за Ваш полезный и нужный труд.
Никита Берман говорит
Замечательная статья!
Валентина говорит
Даже взрослым интересны такие игры. Читаю статью и сама на себе хочу это все попробовать, пробудить свое воображение. Для меня эта тема представляется одной из главных в работе с детьми. Спасибо большое!
Ульяна говорит
Полезная и интересная статья. Для детей дошкольного возраста отличная подборка игр.
Оксана говорит
Полезная информация, актуальная на сегодняшний день! Спасибо, что поднимаете эту тему ?
Настя говорит
Наталья, спасибо большое за статью!! Подскажите, пожалуйста, с какого возраста можно играть в такие игры? 3-4года?
Наталья Лукша говорит
Игры типа «Превращаюсь в…» и тактильные игры уже можно и с 3 лет. А вот «Танец шмеля» раньше 5 лет, скорее всего, не пойдет. Так как там подключается пространственное мышление.
Настя говорит
Ещё раз спасибо!
Нина говорит
Спасибо огромное! Очень нужная тема и классные игры!
Анна говорит
Огромное Вам спасибо за статью!!!
Надежда говорит
Наталья,большое спасибо за чудесную статью! Благодарю родителей, много игр из нашего детства без гаджетов:) Танец огня ооооочень понравился!
Александр Сергеевич говорит
Оч хор стат. Поможет развивать речевую и смысловую догадку при обучении чтению. Замечательная статья.
Наталья говорит
Замечательная статья, обязательно воспользуюсь информацией. Спасибо)))
Екатерина говорит
Прекрасные инструменты для игр с воображением! Большое спасибо, Наталья!
Ираида говорит
Замечательная статья! Столько интересных игр! Сегодня же поиграю с внуками! Побольше бы таких статей…
Татьяна говорит
Очень Вас БЛАГОДАРЮ за эти волшебные игры! С удовольствием пополнила ими свою копилочку.
Любовь Геннадьевна говорит
Замечательные игры и оочень своевременные! Спасибо, что поделились! Родители, даже образованные не ценят, увы! игры… Им подавай обучение чему-нибудь полезному. Как их убедить, что игра (только не компьютерная!) в раннем детстве, да и подростковом возрасте! полезна как ничто!
Ольга говорит
Спасибо большое за статью. Очень интересные игры. А ведь действительно, наше детство прошло в «облаках». Мы все время придумывали узнаваемые образы из облаков. Рисовали палками на земле, строили песчаные города и.т.д. Спасибо за игры. Обязательно буду использовать их на уроках с детками.
Ирина говорит
Спасибо большое за статью. Распечатала, буду пробовать играть с моими детьми :)
Анастасия говорит
Благодарю за статью. Очень интиресны игры!
Ирина говорит
Отличная статья ,спасибо!