Если в вашей семье есть младший школьник, вы наверняка замечали, как он делает уроки. Читает, при этом болтает ногой, ерзает. Пишет, при этом ручка, карандаш или ластик то и дело падают, ребенок лезет под стол.
Зачастую мы списываем это на рассеянность. В школе такому ребенку учитель без конца делает замечания: «Сядь ровно, не вертись, не отвлекайся!»
Что же на самом деле происходит в тот момент, когда ребенок, выполняя умственную работу, двигается?
Говоря простыми словами, он «подзаряжает» мозг энергией.
Для любой психической деятельности (мышления, речи, памяти, внимания) нужен оптимальный тонус коры головного мозга. За это отвечает первый функциональный блок мозга.
Если он не сформирован, то у ребенка, даже с высоким уровнем интеллекта и сообразительности, будут возникать «глупые» нелогичные ошибки, постоянная забывчивость, долгое вхождение в задание, рассеянность.
У таких детей просто не хватает энергетических ресурсов для того, чтобы мобилизоваться или переключиться с одного задания на другое. В нейропсихологии есть для этого термин «низкая нейродинамика».
Недостаточность развития речи, письма, чтения начинается не в школе, а еще во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Стволовые структуры формируются с момента зачатия до 15 месяцев.
Автор метода замещающего онтогенеза, нейропсихолог А. В. Семенович говорит о том, что 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга.
По исследованиям МГУ четверть первоклассников не готовы к школьному обучению. Одной из причин этого являются сниженные нейродинамические показатели ребенка или слабый уровень мозговой активности.
Есть и хорошая новость: эти проблемы можно решить немедикаментозно.
Существуют специальные упражнения, разработанные нейропсихологами, которые можно включить в абсолютно любое занятие – будь то математика, развитие речи или уроки творчества. Их можно делать не только педагогам, но и просто родителям дома.
Мы используем эти упражнения на наших занятиях по подготовке к школе по программе Тамары Ломбиной «Читайка». Их также можно применять и в работе с младшими школьниками. Простые упражнения позволяют насытить мозг кислородом и настроиться на работу.
А вот чего делать не надо, так это давать детям телевизор или планшет для отдыха. Такие виды «отдыха» еще больше снижают показатели нейродинамики, истощают ребенка и приводят к усугублению школьных проблем.
1. Дыхательные упражнения
При их выполнении кровь насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной и сердечно-сосудистой систем.
Отлично подойдет гимнастика А. Стрельниковой. Базовый комплекс состоит всего из 13 упражнений. Сейчас в интернете легко найти видео как правильно их выполнять. Можно включать по 1-2 упражнения в каждое ваше занятие.
В нейропсихолгии придумали свои варианты игроовых дыхательных упражнений.
Аквалангисты
Отправляясь в «путешествие» на занятии, вы можете превратиться в аквалангистов и погрузиться на дно моря. Нужно сделать глубокий вдох и на выдохе считать глубину погружения: «1 метр, 2 метра и т.д.».
Следим, чтобы дети не делали дополнительных вдохов. Нос можно при этом не закрывать. Так как невозможно говорить и дышать одновременно.
Итак, кто глубже нырнет?
Задуваем свечу
По завершении каждого нашего занятия дети одновременно задувают общую свечу. Мы считаем до определенной цифры, и дети дуют.
В этом упражнении также отрабатывается регуляция и контроль, развивается внимание. Можно после общей свечи дать детям задуть ее каждому.
Дутибол
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол». Для этого дети с обеих сторон стола дуют на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота.
Лифт
Дети ложатся на коврик на спину. На животик им кладется мягкая игрушка. Будем катать игрушку на лифте. На вдохе медленно надуваем живот, задерживаем дыхание. Игрушка поехала вверх. Затем сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Игрушка поехала вниз.
Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот.
2. Двигательные упражнения
Прежде чем приводить примеры специальных упражнений важно сказать, что дошкольникам категорически нельзя ограничивать движения во время занятий. Практически все задания, кроме, пожалуй, письма ребенок может выполнять, находясь в комфортном для него положении – лежа, сидя, на корточках.
Подбирайте развивающие игры, которые не стесняют в движении ребенка, а наоборот дают возможность одновременно учится новому и двигаться.
Наш 25-летний опыт работы по программе «Читайка» подтверждает, что результаты от обучения в движении будут не хуже, а лучше, чем у тех детей, которых обездвиживают.
Игра VAY TOY «Форма, цвет, размер»
Это игра — изучение геометрии в подвижной форме. Ее придумал и запатентовал Марк Вайнапель. Игра состоит из большого игрового поля, 18 фигур (круг, квадрат и треугольник большого и маленького размеров, синего, красного и желтого цветов) и цветных мешочков. На этом поле можно выполнять разнообразные задания, находясь при этом в свободном движении.
Ритмические упражнения
Дети слушают стихотворение и вслед за ним выполняют определенные действия. В это время активизруется энергетический потенциал мозга. Плюсом является то, что в таких играх не нужно никаких дополнительных пособий.
«Деревцо»
Ветер дует нам в лицо (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
Прыжки на мячах
Если позволяет пространство, можно приобрети большие мячи с ручками и устраивать гонки на мячах до финиша.
3. Массаж
Массаж усиливает кровообращение в головном мозге и обогащает его кислородом.
Самомассаж
Этот массаж дети выполняют сами себе. На занятиях можно использовать колючие массажные мячики или просто сосновые шишки (каштаны) для массажа ладоней, рук, ног, головы.
Полоса препятствий
Также каждое занятие можно дополнить полосой препятствий с массажными ковриками или кочками: перешагнуть через веревку, пролезть под столом, перешагнуть стул, пройти по канату.
Банька
Это упражнение из телесно-ориентированной терапии. Нужно, с позволения ребенка, простукать (довольно интенсивно, но не больно) ладошками все тело ребенка, начиная сверху, руки, спинку, опускаясь вниз по ножкам. И в конце сделать «крапивку» (2-3 раза): жёсткими пальцами провести от плеч вниз по позвоночнику.
Массаж игрушками
Если вы работаете с одним ребенком, то у вас есть возможность сделать ему массаж. Первое время массаж лучше проводить, используя предметы — кисточку, резинового ёжика, поролоновую губку, кусочки ваты или мягкие игрушки.
Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками. Массаж можно дополнить музыкой Железновых. У них есть целая подборка песенок для детского массажа.
А вы включаете двигательные упражнения в «сидячие» занятия? Какие? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Светлана говорит
С интересом прочитала подборку упражнений! Я — преподаватель ментальной арифметики, и все занятия с детьми мы начинаем с двигательных упражнений под музыку («у жирафа пятна-пятна», «мы пойдём налево», «разминка с крабом» и т.п.), с пальчиковых и мозговых разминок. Это позволяет детям легче включиться потом в напряжённый процесс умственных занятий, т.к. двигательная активность снимает мышечное напряжение и насыщает мозг кислородом. Но до сих пор я не включала в занятия дыхательных упражнений, а теперь, прочитав вашу статью, обязательно их попробую! Спасибо!
Елена говорит
Разве не запретили в России ментальную арифметику? В Казахстане мода прошла , но негативные отзывы со стороны педагогов слышу очень часто.
Наталья говорит
А почему ее должны запретить? в Японии МА включена в основное образование.
Наталья говорит
Здравствуйте. Спасибо за статью. Было очень полезно. В моем подчинении младшим школьники. На своих уроках, в качестве подзарядки, я использую такие упражнения: сова (из гимнастики для мозга), егоза и пружина. «Егоза» — упражнение выполняется сидя на стуле. Дети как будто танцуют на стуле, егозят, ерзают телом, руками и ногами. «Пружинка» — прижинят телом, сидя на стуле. Ребятам очень нравятся эти упражнения. Кроме физической, мозговой подзарядки, дети получают возможность подзарядиться ещё и эмоционально.
Катя говорит
«в моем подчинении» звучит устрашающе
Ирина говорит
О пользе физминуток знала, а вот про двигательные
и дыхательные упражненияя — спасибо! Буду использовать!
Виктория Сергеевна говорит
Всем доброго дня!
Я не против физкультминутки в сидячих занятиях. Ребёнку до 10 лет просто необходимы движения, особенно в сегодняшней «сидячей» жизни. Но у нас есть система лучше?
Все посещают занятие спортивно — оздоровительной гимнастики (программа Маугли). И после этого прекрасно и спокойно сидят на занятиях. Для данной программы достаточно зала
в 50кв м.