Интервью с Николаем Ягодкиным, экспертом по инновационным технологиям обучения и основателем центра Advance
«Вы выучите английский за 6 месяцев с нулевого уровня до уровня носителя языка. За 3 месяца – до Intermediate, который позволяет, например, поступить в языковой ВУЗ или работать за рубежом».
«За 3-6 месяцев пройти 3-4 года школьной программы не просто можно. Это легко. Обычному ученику, не победителю олимпиад».
«У меня десяток учеников, которые получили высшее образование за один год без единой тройки и без единой копейки».
По обилию чисел и точных формулировок в этих утверждениях можно предположить, что их автор — математик. Так и есть, у Николая Ягодкина, основателя тренингового центра Advance, сразу два математических образования. А у его центра два направления работы.
Первое – это быстрое обучение английскому языку детей и взрослых.
Второе – чуть менее понятное, но еще более интересное. Это технологии обучения. В центре тренируют детей и взрослых учиться быстро, легко и надолго запоминать огромные массивы информации.
Детям это дает возможность хорошо учиться, тратить на учебу на гораздо меньше времени. Взрослым – продуктивнее работать, больше успевать и больше зарабатывать. И тем, и другим – выучить несколько иностранных языков, не только английский.
Обучение в Advance очень востребовано. Ежегодно его проходят сотни очных групп, и десятки тысяч человек проходят курсы онлайн. И это при очень ощутимых ценах, измеряемых в десятках, а то и в сотнях тысяч рублей.
Помимо того, что Николай Ягодкин — математик, он еще гений и звезда. Первое мне сообщил источник, которому я очень доверяю*. Второе и так понятно по количеству людей, которые сразу окружают Николая на публичных мероприятиях (и по именам министров, чьих детей он обучает в частном порядке).
Оказавшись в одном лифте с таким человеком, я не смогла не попросить его об интервью для читателей нашего сайта. К моей радости, руководитель центра Advance сразу согласился. Ура, не зря проехала шесть лишних этажей.
Готовясь к беседе, собирая материал о методике Ягодкина и просматривая обучающие видео от центра Advance, я выучила 15 корейских слов (хочу уже забыть, но не могу), запомнила города на всех российских купюрах и поняла, чем займу своих старших детей на ближайших каникулах.
«Учеба мне всегда давалась сложно. Я не смог поступить в ВУЗ. Единственный из всей параллели»
Николай, вы дважды математик. Почему вы вдруг решили преподавать английский, мнемотехнику и разрабатывать технологии обучения?
Учеба мне всегда давалась сложно. Я не смог поступить в ВУЗ – единственный из всей параллели. Не смог подготовиться. И когда (СПУСТЯ ГОД?) я все же поступил, на этом отделении у нас была девочка, которая говорит: «Я могу запомнить 20 слов любых слов подряд». (МОЖНО ПОПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОМ СЛУЧАЕ? ЧТО ИМЕННО ОНА ЗАПОМИНАЛА? НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНО) Я ей ответил, что врать нехорошо. На что она мне заявила, что может и 30 слов подряд запомнить. И тут она запоминает и говорит 30 слов подряд. У меня был разрыв мозга.
Оказывается, любой может так. Сейчас я могу запоминать 1000-1200 пар: число-слово минут так за 5-7. Такой забег делать. Это прям прикольно.
Вы решили тоже натренировать свою память, как у однокурсницы?
Я стал смотреть, как кто преподает из преподавателей. Начал читать книжки на тему того, как учиться. Собирать что работает.
В итоге я пришел к идее создать свой центр. Начал набирать команду. Цель была помочь детям, дать простые инструменты, чтобы не все мучились, как я, с обучением. Чтобы дети любили обучение.
Ведь от образования зависит их будущее и на самом деле настоящее. У детей должно быть детство, а у многих детей из-за учебы детства нет.
Мы хотим, чтобы ребенок был отдохнувшим, радостным, ему нравилось учиться, чтобы была к этому мотивация, чтобы он умел учиться, чтобы у него были достижения и результаты.
И еще, чтобы он умел и хотел учиться всю жизнь. Ведь только 2% людей после 25 лет продолжают систематически учиться. Именно они становятся самыми успешными и богатыми. А остальные… как получится.
Звучит круто, конечно. Только как этого достичь?
Сейчас Advance — это полигон по испытанию методик. Последние 10 лет мы ищем методики по всему миру, исследуем, тестируем их, дорабатываем, комбинируем и собираем в единую технологию. Над этой задачей работают 40 специалистов – это педагоги, лингвисты, нейрофизиологи и несколько математиков, включая меня.
Нам есть с кем отрабатывать программы. Наше обучение проходят сотни очных групп в год и десятки тысяч людей учатся онлайн. И уже достигают результатов, которых не дает ни одна другая методика. Мы даже объявили премию 50 тысяч рублей, если кто-то нам сообщит о методике, которая хоть по одному из параметров доказанно превосходит нашу.
«В спорте интенсивную тренировку заканчивают, когда уже падает эффективность. А мы заканчиваем на пике, или даже не доходя до пика. Иначе приходит усталость и демотивация».
На вашем сайте опубликованы результаты учеников. Вот некоторые. Восьмиклассник Константин запомнил 38 дат и 27 иностранных слов за 13 минут. Пятиклассник Владимир запомнил 164 даты, 90 стран и столиц, 25 композиторов и 32 художника с годами жизни за 3 часа. Я так поняла, что учить по 300 иностранных слов в день — это для ваших учеников вообще чуть ли не проходной результат.
Как такое вообще возможно? В чем состоит суть методики? Вы могли бы объяснить «на пальцах»?
Мы называем нашу программу «Учись учиться». Ее главные принципы – изолированность и интенсивность.
Это как в профессиональном спорте. Спортсменам дают технику изолированно, оттачивают каждое движение, все составляющие движения. И доводят каждый элемент до автоматизма.
Мы ставим по отдельности техники: как запоминать, работать с информацией, правильно читать, выделять главное, готовиться к тестам и экзаменам, учить иностранные слова.
На это мы еще накладываем осознанность. Мы приучаем ребенка к самостоятельности: самому ставить цели, самостоятельно делать домашние задания, самому ставить себе какие-то большие горизонты, ставить рекорды.
Важный принцип нашей работы — маленькие забеги на высокой интенсивности. Только в спорте интенсивную тренировку заканчивают, когда уже падает эффективность. А мы заканчиваем на пике эффективности или даже не доходя до пика. То есть, если ребенок может работать и 5 минут интенсивно, то мы будем делать так, чтобы он работал 2-3 минуты. Иначе приходит усталость и демотивация.
Мы постоянно ориентируем ребенка на то, чтобы он делал максимально быстро, зная, что время короткое. Это будет тренировать у него и скорость, и выносливость.
Вообще обучение, особенно в начальной школе, надо рассматривать как навыковый тренинг. По сути, как спортивный зал, где тренируются память, внимание. Проблема в том, что в большинстве случаев в начальной школе, если посмотреть (мы ставили камеру в обычный класс) дети либо пишут, либо слушает. То есть, там мало тренировки.
Много ли можно успеть за 2-3 минуты интенсивного забега?
Школьники начинают с маленьких забегов в 2, 5, 10 минут, в зависимости от упражнения. А заканчивается дело тем, что они могут сделать 500 или даже 1000 рутинных действий. Рутинные действия — это, например, решение простых математических примеров или запоминание иностранных слов, или запоминание просто цифр. Ребята могут совершать рутинно и безошибочно 300, 500 или даже 1000 действий подряд 5-8 часов.
А итогом курса (КАКОГО?) для школьников начиная с пятого класса является прохождение годовой школьной программы по одному предмету. Они прямо в классе проходят математику, физику или биологию максимум за три дня полностью самостоятельно. Но это не быстро происходит, после 250-400 часов обучения для старших детей.
Приведите, пожалуйста, пример изолированного упражнения.
Например, запоминание иностранных слов — это не изолированное упражнение. Оно декомпозируется на несколько задач. Там нужно закодировать слово, то есть перевести в образы, и соединить все образы. Мы отдельно тренируем кодирование, даем несколько тысяч слов, и ребенок на высокой скорости кодирует это упражнениями. Даем соединение образов отдельно. Ребенок тренирует специальное упражнение, где соединяет пары слов.
Вы сказали, что используемая вами технология — это не ваша авторская методика, а комбинация разных подходов. Где вы их ищете и берете?
Если мы берем изучение английского языка, там небольшая часть моя авторская. А остальное – все самое эффективное, что в принципе есть в мире по изучению языков. (МОЖНО ПРИМЕРЫ?)
Что касается памяти, около 70% того, что мы даем, уже было реализовано в разных книгах и программах, но не так эффективно, как у нас. (ВЫ МОГЛИ БЫТЬ ДАТЬ НАЗВАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ КОНКРЕТНЫХ МЕТОДИК, КОТОРЫЕ ВОШЛИ В ВАШУ ТЕХНОЛОГИЮ?)
Если мы берем технологию обучения и работу с информацией, то 80% или 90% того, что есть у нас, больше нет нигде.
Некоторые принципы и технологии существовали, но не в таком виде, не в таком изложении и не для этих целей. Они были в строительстве, в программировании, в математике. Даже некоторые названия я сохранил — например, «метод последовательного приближения». В математике он не то значит, но по названию очень подходит.
«Метод сита», или метод циклического, спирального обучения, когда мы каждый этап проходим и закрепляем, это же принцип стройки.
«Обычно 60-80% времени уходит на изучение лексики иностранного языка. Мы сокращаем это время в 5-7 раз, и одно только это дает утроение скорости»
Вы несколько лет жили в Корее. Наверное, на вас оказали влияние азиатские методики?
Я поехал по обмену в Южную Корею, там учился и преподавал русский корейцам два года. Этот опыт оказал влияние на изучение языков. Я все перепробовал, что можно. (А ЧТО КОНКРЕТНО ВЫ ПРОБОВАЛИ?)
Да, об иностранных языках. Вы обещаете, что ваши ученики за три месяца изучат английский с нуля до уровня Intermediate. Звучит фантастически и не очень правдоподобно.
Россия – одна из немногих стран, которые опаздывают в изучении иностранных языков. Достаточно непродвинутые методы используются в школах, и в вузах. Средний молодой европеец говорит на двух-трех языках. Никто этому не удивляется.
У нас, если ты знаешь 3-4 языка, ты гений. А у них такой человек даже переводчиком не считается. Переводчик – это если ты знаешь 6-7 языков, и из них один какой-нибудь редкий, например, исландский.
Любой мультилингвист скажет, что учить язык больше 6 месяцев просто неразумно. Не доведенный до свободного владения язык откатится безвозвратно. Любой, даже полученный в среде. Это факт.
Как же нам догнать среднего молодого европейца? Большинство средних жителей России, молодых и не очень, действительно, годами учат английский язык и не могут доучить.
При обычных технологиях 60%-80% времени уходит на изучении лексики иностранного языка. Мы это время сокращаем в 5-7 раз. Это уже дает утроение-учетверение скорости.
Ваши ученики так быстро запоминают слова благодаря мнемотехнике?
Да, мнемотехника — это инструмент запоминания, основанный на конструировании образов, то есть на включении правого полушария. Мнемотехника позволяет запомнить большие объемы информации буквально с одного-двух повторений.
Это простые инструменты, но просто знать их недостаточно. Их необходимо довести до навыков, иначе пользы от них будет столько же, сколько от статьи «Все секреты вождения автомобиля» — ни водить автомобиль, ни быстро запоминать вы не научитесь.
Но лексика иностранного языка — это еще не все.
Еще сложная для русских проблема — это понимание на слух. Русские неплохо говорят, прекрасно читают, неплохо пишут, но практически ничего не понимают.
Средний иностранец на английском языке говорит криво-косо (испанец будет говорить на испанском английском, кореец — на корейском английском), практически никак не пишет, но при этом прекрасно понимает английскую речь на слух.
Уже на бесплатных семинарах я даю технику, которая позволяет в 5-10 раз улучшить навык понимания на слух. Наши ученики за 15-25 часов работы по этому алгоритму поднимают свой навык понимания на слух на 1-2 уровня. Это ничто по сравнению с сотнями и тысячами часов, которые вы проводите смотря фильмы с субтитрами и без.
Все остальное тоже можно сократить в несколько раз. Грамматика английского языка настолько проста, что ее с шутками прибаутками всю можно рассказать за два часа. Легче из европейских языков только итальянский и испанский.
У меня были ученики — чемпионы России по математике за 2008-2009 год, которые вообще не знали английский. Мы за неделю выучили полторы тысячи слов, которые используются в ЕГЭ и других экзаменах, и на майнд-картах разобрали грамматику на уровне понимания. И они писали тесты на уровне Intermediate и Pre-Intermediate, хотя на самом деле язык у них был почти нулевой.
А вообще язык – это разговор, понимание, чтение, письмо. Под каждую из этих задач у нас есть своя технология.
Как вам удается убедить клиентов в том, что результаты будут?
Мы собираем людей на бесплатные семинары и вебинары и рассказываем, как надо учить язык, почему кто-то его осваивает за 3-6 месяцев, а кто-то учит по 10-15 лет.
На встречах мы рассказываем о двух-трех технологиях, которые нам не жалко отдать бесплатно. Они простые, но о них им никогда не рассказывали. Человек их применяет, сразу получает результат и часто потом приходит к нам на платное обучение.
Сколько иностранных языков вы сами знаете?
«Дети все хуже говорят, хуже читают, все хуже с мотивацией, вниманием и памятью»
Вы много работаете с детьми. Какие тренды, настроения в детях и родителях вы видите? Что, на ваш взгляд, надо учитывать педагогам и родителям?
Первое – дети все хуже говорят, все хуже читают, все хуже с мотивацией, вниманием, все хуже с памятью. Гаджеты, гаджеты, гаджеты… Клиповое мышление.
Второе – я вижу, очень многие в России переходят на родительское образование и обращаются к нам.
Третье – в школах я вижу тенденцию, что очень мало молодых преподавателей идет в школы.
Педсостав стареет, подходы старые.
И научные знания, и направления – все изменилось колоссально в мире, а школьное образование практически не поменялось. Например, наука признала птиц рептилиями. Загуглите, птиц у нас больше нет, они вымерли. Они теперь кусок класса пресмыкающихся. В школьной программе это не отображено.
Ну а что можем и должны делать мы в связи с этими изменениями, как вам кажется?
Говорить родителям и самим помнить, что самое главное – это фундамент. Память, внимание, психические процессы. Надо развивать универсальные учебные навыки, причем это надо делать изолированно.
Поделитесь, пожалуйста, какими-нибудь приемами продуктивности, связанными с вашей методикой? Например, как вы читаете книги, чтобы не забывать их содержание через 2 дня? Наверное, правильнее всего их конспектировать, но мы же не всегда читаем за письменным столом. Это может быть электронная книга в телефоне или аудиокнига? Как поступаете вы?
И еще какой-нибудь лайфхак для продуктивности, не связанный с чтением книг:)
++++++
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- С чего вы бы посоветовали начинать знакомство с вашей методикой а) родителям, которые хотят обучить эффективной учебе своих детей-школьников, б) людям (взрослым и школьникам), которых интересует английский, в) предпринимателям, которые хотели бы поднять свою продуктивность?
- Расскажите, пожалуйста, историю про 130 миллионов, которые вы инвестировали для внедрения ваших методик в государственное обучение
- И про вашу работу с Грефом, если это не секретная информация
- Сколько учеников у вас проходят обучение ежегодно? Какова выручка компании?
- В каком-то из видео вы рассказывали технологию проработки учебника. Сначала выучить все определения, потом законспектировать, потом еще что-то. Не могли бы вы рассказать об этой технологии? (Не могу найти сейчас это видео).
- Существует ли сейчас юридическая гарантия возврата денег при отсутствии хорошего результата от обучения? Видела информацию в нескольких видео, но на сайте не нашла. Если существует, можно ли о ней поподробнее? Относится ли она к онлайн-обучению тоже?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.