Сразу скажу: хотя я часто думаю над этим вопросом, точного и однозначного ответа на него применительно к детскому клубу у меня нет. Но в течение последних двух недель я увидела кое-что, за что деньги отдаешь с радостью, удовольствием и восхищением.
… Мы с детьми сидим в маленьком открытом вагончике. Он начинает движение, и секунду спустя мы находимся в темной комнате, вагончик поднимается вверх, пола под ногами уже не видно. Забрезжил огонек, и мы видим далеко внизу под собой… ночной Стокгольм. Мы плавно продолжаем движение, захватывает дух — кажется, что мы летим над крышами домов. Мы довольно высоко, но то, что находится внизу, видно до мельчайших деталей – дороги, фонари, неповторимые стокгольмские дома с их крышами и трубами. В одном из них на самом высоком этаже открыто окно, в нем горит свет, а на подоконнике, высунув ноги наружу, сидит мальчик. Вокруг трубы другого дома летает Карлсон. Мы находимся в стокгольмском музее «Юнибакен», посвященном сказкам скандинавских писателей.
Вплываем в следующую комнату. В каждом вагончике есть динамики, из наших льется речь русскоязычного диктора, которые предлагает вспомнить другую сказку – про мальчика Нильса, которого волшебник сделал совсем крошечным. «Представляете, дети, каково это – быть таким маленьким, когда все вокруг становится просто огромным?». Дети и родители не представляют, пока в поле зрения не появляется… крыса, которая в несколько раз больше взрослого человека. Она дышит, что-то грызет, она очень натуральная и противная, у нее болтается трехметровый хвост, мы медленно приближаемся к ней, и я вжимаюсь в кресло от страха.
Мы пролетаем еще несколько сказок. Видим Эмиля из Лённеберги, который поднял на флагшкок свою сестренку Иду, и массу переполошившихся взрослых вокруг. Оказываемся внутри домика Карлсона – там очень тесно, беспорядок и повсюду валяются фантики от конфет. Наблюдаем пожар и спасение из него маленького мальчика. В каждой комнате меняется ракурс – иногда мы находимся то на высоте птичьего полета, а иногда мы внутри происходящего. Меняется освещение – то темно, то всё залито светом, а порой мы оказываемся в таинственном полумраке. У нас полное ощущение, что мы в сказке, но в то же время панорамы полны мельчайших реалистичных деталей – можно протянуть руку и пощупать стружку на столярном столе или булку с корицей на кухне хозяйки. Сказки сопровождаются звуком – это музыка или слова персонажей, многие детали находятся в движении – развеваются языки пламени, люди машут руками, льется вода.
Вагонное путешествие закончилось. Мы оказываемся в других помещениях, где дети могут залезть в дом Пеппи Длинныйчулок, посидеть на троне Снежной Королевы, накинув на себя красивую мантию, порулить настоящим (как нам показалось) самодельным деревянным самолетом с двигателем. Здесь можно встретить и других героев классных скандинавских сказок – Муми-тролля, старика Петсона с котом Финдусом. Думаю, не надо рассказывать, в каком состоянии мы вытаскивали из музея наших детей – набегавшихся и обалдевших от счастья?
За день до этого мы покинули датский «Леголэнд», в котором провели два полных дня, и я думала, что наших детей как минимум год будет трудно чем-то поразить. Я сама не один час ходила с открытым ртом вокруг городков, сделанных из Лего, фотографировала точную модель центра Копенгагена, аэропорты и взлетно-посадочные полосы, по которым рулят самолеты, каналы и плывущие по ним корабли и баржи, зоопарк, египетские пирамиды, статую Свободы и многое другое. Заезжая внутрь разбойничьей пещеры, поражалась чувству юмора и кропотливости его создателей – с одной стороны разбойничья пирушка, поросенок на вертеле и обрушивающаяся стопка кастрюль, с другой – «пытка» пленника, которого приковали наручниками и щекотят ему перьями пятку, дальше – дракон, который охраняет сундук с рассыпавшимися вокруг золотыми монетами, проплываем под мостом, с которого вот-вот сбросят пирата, а внизу уже раскрывает пасть огромный крокодил. И, конечно, все эти сюжеты, сделанные из Лего, сопровождаются аттракционами – катишься в пропасть на американских горках, падаешь с водопадом на индейской пироге, стреляешь в «блуждающих огоньков» в египетских пирамидах, крутишься вверх ногами на полигоне подготовки арктических пилотов.
Но Леголэнд – это целый город, детище огромной успешной транснациональной корпорации. А Юнибакен — довольно компактный, занимает небольшой особняк в центре Стокгольма (хотя, конечно, в него вложено много труда и денег). Глядя на него, понимаешь, что не обязательно быть очень масштабным, чтобы оставить впечатление на всю жизнь.
Надежда говорит
ЧУДО ВСЕГДА ПРОИСХОДИТ . ЕСЛИ ЕГО ЖДУТ !
Галина говорит
Дорогая Зарина!Огромное спасибо,за то,что Вы есть!!Ваши любовь и позитив многим(я уверяю)дают силы!Я читаю Ваши статьи,как Дашу Донцову.У меня есть масса любимых авторов, но сегодня именно Вы вселяете в меня позитив и работоспособность.И хоть я и отказалась от идеи детского клуба,но мой новый проект тоже связан с детьми!И взялась я за него во многом благодаря Вам!Спасибо и удачи!!
Anna говорит
Очень интересно, каким Вы проектом занимаетесь, связанным с детьми?
Зарина говорит
Всем спасибо за комментарии :-) Прошу извинить за ошибку в заголовке письма (что бы). Рассылку писем делал муж, а он, как и многие программисты, лучше владеет английским, чем русским :-)
Надежда говорит
Здравствуйте, Зарина! Действительно, Вас всегда очень интересно читать! Так хочется с Вами пообщаться лично, НО нет возможности! У нас уже готовое здание клуба (со своей закрытой территорией), и всего один педагог ( и тот скоро уедет), детей ходит всего 5 чел. Так топчемся на одном месте уже 3 месяца! Не знаю, что делать(((
Кстати, у Вас нет ошибки в заголовке!))
Екатерина говорит
Как сделать так, чтобы родители платили с удовольствием?
По опыту. Далеко не все люди отличаются жадностью. Даже наоборот. Если человеку нравятся услуги и товары, то он готов за них расплатиться. И даже наоборот. В бесплатном и дешевом люди часто ищут подвох. К средней рыночной стоимости люди относятся вполне адекватно. Если цена завышена, то необходимо объяснить преимущества и потом можно сделать приятную скидку. Есть и люди, которые впринципе не хотят или не могут платить за обучение ребенка. И дети, которые хотят заниматься. Вот это проблема, которую решить могут только психологи-социологи.
Для жадноватых можно ввести безналичную оплату. Человек не видит купюры, которые он отдает, значит проще и расставаться.
За путешествие Юнибакен большое спасибо! Сразу хочется воплотить у себя что-то подобное. Путешествие в сказку. Конечно, в гораздо меньших масштабах, но думаю все возможно. :)
Зарина говорит
«В бесплатном и дешевом люди часто ищут подвох». «Человек не видит купюры, которые он отдает, значит проще и расставаться».
— Всё это точно про меня:)
Екатерина говорит
Кстати, ведь Леголенд тоже можно сделать. Ведь у многих детей есть не по одному набору. Все они небольшие, но очень интересные. Одни будут хвастаться, другие глазеть. Главное сделить чтобы ничего не разбирали. Как думаете?
Зарина говорит
По-моему, идея хорошая:)
Ингигерда говорит
Спасибо за сказку!