Вы замечали, как трепетно относится музыкант к своему инструменту? Возьмите гитариста, скрипача, саксофониста. Инструмент боготворят, наделяют свойствами живой души, говорят, что он чувствует состояние своего владельца. И если любимый источник вдохновения нужно перевезти с одного места на другое, его оберегают так тщательно, словно молодая мать несет на руках своего младенца. Инструмент не передают в другие руки. Он – неотъемлемая часть своего хозяина. Хороший инструмент дает возможность проявить свой истинный талант, достичь высокого профессионализма, подарить настоящую радость людям.
И сегодня мы поговорим об инструментах учителя.
В моей профессиональной карьере был период, когда я работала в медицине. И присутствуя на операциях, видела, насколько точны движения хирурга, как важна скорость и безупречное понимание со стороны ассистента, подающего инструмент. Именно от этого зависит качество работы, а в случае с хирургией — и жизнь самого пациента.
Работая учителем, я всегда ощущала себя в душе врачом. Ведь учитель лечит душу. Он не просто устраняет незнание, он устраняет состояние растерянности, безысходности, неверия в себя. Выполняя работу точно и правильно, вкладывая душу, мы приводим состояние духа ученика в состояние победы над собственной ленью, страхом и неспособностью.
И так же, как врачу, учителю нужна хирургическая точность в знании и использовании инструментов.
Правило №1
Проверьте: вы действительно знаете, для чего предназначен каждый инструмент курса?
Причина появления любого инструмента – это попытка решить проблему. Сотовый телефон придумали для решения проблемы оперативной связи, миксер — чтобы взбивать и смешивать продукты, автомобиль — для преодоления расстояний с большей скоростью за меньшее время. Этот ряд примеров можно продолжать бесконечно. Важно понимание, что ИНСТРУМЕНТЫ НАШЕГО КУРСА тоже созданы для РЕШЕНИЯ проблем качества и скорости обучения.
Любая игра, лото или карточки были созданы после того, как наблюдался затор, остановка, затруднение в обучении ребенка. Игры — это не развлечение. Это весело с точки зрения внешнего наблюдателя. Для учителя дидактическая игра — это базовый целенаправленный инструмент, позволяющий незаметно для учащегося сгладить непонимание, предотвратить возможное расстройство, поддержать высокий уровень учебной мотивации.
Конечно, мы видим, что каждый инструмент может применяться по-разному. У каждого инструмента есть побочное полезное действие. К основной функции добавляется дополнительная. Так случилось с рынком сотовых телефонов. Если раньше телефон приобретали для того, чтобы звонить, сейчас — чтобы звонить и фотографировать. Сегодня один из главных критериев при выборе сотового телефона –наличие качественой камеры.
Проверьте, видите ли вы возможность дополнительного приеменения инструментов курса. Например, карточки «Лото на каждую букву» из курса обучения чтению, можно с успехом использовать на уроках по логопедии, обучению грамоте и развитию речи.
Правило №2
Проверьте, насколько хорошо вы умеете пользоваться данным инструментом.
Не секрет, что один и тот же инструмент в разных руках звучит по-разному. Скрипка в руках профессионала заставляет плакать от радости, в руках новичка – от головной боли.
Если вы не уверены, что научились пользоваться инструментом, обратитесь к компетентным источникам и ДОБЕЙТЕСЬ, чтобы все неясности были прояснены, а количество практики позволяло применять инструмент без заминок и лишних остановок.
Правило №3
Проверьте, насколько ясно вы представляете, как этот инструмент связан с другими инструментами этого курса. Почему он применяется на данном этапе?
Как в оркестре , каждый инструмент вступает в свою очередь и дает неповторимое созвучие,так и в работе учителя умелое сочетание одного инструмента с другим, создает незаметные переходы от одного вида работы к другому, рождает удивительное чувство потока, единения с учеником. Состояние, когда вы на одной волне с ребенком. Когда вы не замечате , что вы учите, а он не замечает , что он учится, по тому что вам обоим ИНТЕРЕСНО. Это состояние достигается , если у вас под рукой есть интересные инструменты: игры, наглядность, учебники.
Правило №4
Проверьте, в каком состоянии находятся ваши инструменты.
Как они упакованы, рассортированы. Не вызывает ли их использование остановок в объяснении. Например, учитель приобрел для работы карточки со слогами. Общее количество слогов в комплекте — 252. Для закрепления темы «Чтение с буквами А-Я» ему нужно всего 24 карточки. Представим, что учитель не рассортировал карточки заранее, не упаковал их в отдельный конверт. Сколько драгоценного времени на уроке он потратит для того, чтобы выбрать 24 нужных карточки из 252?
Правильная сортировка, упаковка материалов — это увеличенное ПРОДУКТИВНОЕ время урока, это оптимальная скорость, это залог отличного настроения. Вы довольны , что весь материал под рукой, ребенок доволен, потому что ему не приходится ждать и скучать,пока вы найдете нужную карточку.
Это скорость. Это заряд энергии.
Правило №5
Проверьте, насколько легко можно разобраться в расположении ваших материалов. Проведите эксперимент, сможет ли ваш коллега без вашей помощи легко сориентироваться в ваших дидактических и учебных пособиях, предназначенных для изучения какого-либо учебного курса. И если вы заметите, что где-то присутствует вопрос и непонимание, устраните это. Как правило, это занимает несколько минут, но положительные последствия – безграничны.
Ситуация из жизни: вчера мы заканчивали ремонт нескольких учебных классов. Необходимо было поменять старые номера кабинетов на новые. В большинстве кабинетов мы сделали это моментально, а на две двери наклеили номера через час. За этот час несколько клиентов обратились в приемную за помощью в поисках нужного помещения. Так отсутствие указателей порождает лишние движения и замешательства у пользователей.
Правило №6
Правило вытянутой руки. Проверьте, насколько близко от вас находятся часто используемые учебные материалы. Находятся они в зоне досягаемости или за каждым из них приходится бегать в соседний кабинет? Устройте свое рабочее место таким образом, чтобы все материалы находились под рукой.
Правило №7
Проверьте, где лежат ваши инструменты. Есть ли у вас шкаф для хранения материалов или они хаотично лежат на подоконнике, в коробке, на полу?
Хороший инструмент — залог успешной работы. Выделите время, чтобы рассортировать, промаркировать,упаковать все учебные материалы к курсу . Это потребует от вас некоторых затрат свободного времени, но это сэкономит драгоценное время урока.
Если все трудное сделать в самом начале, то в процессе работы оно становится таким легким и приятным, что хочется работать снова и снова. Подготовка инструмента — это строительство прочного корабля, на котором вам предстоит пройти сквозь бури, шторм и непогоду, и достичь пункта назначения по имени «УСПЕХ и ПРОФЕССИОНАЛИЗМ». В добрый путь!
Милена говорит
Ольга Васильевна, замечательный педагог, у нее есть чему поучиться. Казалось бы в статье говорится о мелочах, но сразу понимаешь насколько они важны в работе. Когда весь инструмент под рукой и разложен по порядку, работа будет намного эффективнее.
Наталья Дальний Восток говорит
Спасибо огромное, Зарина, за то, что собираете вокруг себя таких замечательных профессионалов!
Ольга Васильевна, ваш профессионализм, и главное, — желание делиться своими знаниями — это ЗДОРОВО! Спасибо!
Елена говорит
Спасибо, Зарина! Всегда найдете, чем вдохновить! Вы сама — замечательный человек, и притягиваете к себе подобных.
Виктория Вечер говорит
Очень понравилась статья. Спасибо большое.
Людмила говорит
Как говорится, везде нужен порядок, продуманность всех мелочей — дает легкость в работе:)