7 книг, которые ребенок прочитает сам
Моя дочь Маша в три года полюбила собирать пазлы и начала с легкостью собирать пазлы из 20 деталей. Мы сразу же купили ей пазл из 40 деталей, а дедушка с бабушкой — из 100. С тех пор интерес к пазлам у Маши пропал.
Так иногда происходит и с самостоятельным чтением. Как только ребенок зачитает вывески, нам, амбициозным родителям, сразу хочется, чтобы ребенок сел читать по меньшей мере «Волшебника изумрудного города».
Опыт работы по методике «Читайка» Тамары Ломбиной показал, что результативнее начинать с медленного и поэтапного погружения в самостоятельное чтение. Идти от книжек-картинок к полноценным текстам. Не говорю о тех детях, которые сами хотят и сразу готовы читать толстые книжки. Таких детей мало. Легче начинать с книг с крупным шрифтом и «воздухом», в которых мало текста и много изображений.
Современные дети – это поколение «зачем». Они не будут читать «Азбуку» Толстого и отрабатывать тексты-упражнения, типа «мама мыла раму». Мы опросили мам в социальных сетях, чтобы понять, как у разных детей начиналась любовь к чтению.
Часто любовь к чтению начинается с одной конкретной книги, которая вызвала яркую эмоцию и стала ключом в мир чтения.
Другим толчком к чтению многие называли время на скуку. Родители ограничивали время на гаджеты, чтобы книгам не приходилось конкурировать с Майнкрафтом.
Предлагаем вашему вниманию 7 книг для самостоятельного чтения с крупным шрифтом и множеством иллюстраций, при чтении которых не возникает вопрос «зачем их читать».
1.Книжка-картинка «Перед моим домом» Марианны Дюбюк
Зачем читать? Ради сюрприза и загадки на каждой странице. Это книжка-картинка канадской художницы, которая как нитка волшебного клубка ведет читателя в сказку или в космос.
Увидев на странице принцессу и подпись «А за спиной у принцессы…», вам захочется узнать, а что же – там. А там дракон, и что позади него, вы уже узнаете на следующей странице.
Это книга для самых первых шагов, для тех, кто только освоился с вывесками. Удачное пособие для начинающих путешественников по миру фантазии. Недаром на книге надпись: «Осторожно! Зачитывается до дыр».
Книжки-картинки – это не только первый шаг, но и поддержка для начинающих читателей. Мы продолжаем их читать и в начальной школе «для разгрузки».
2. Книга, где в героях ребенок узнает самого себя. «Ника превращается» Елены Мамонтовой
Зачем читать? Для того чтобы захотелось поиграть. В этой книге вы познакомитесь с Никой, которая однажды превратилась в птицу – ворону Клару. Это случилось в магазине, пока мама выбирала масло и сыр, а Ника стояла, выбирая шоколадные яйца, и размахивала крыльями.
На протяжении книги маленькой девочке с богатой фантазией некогда скучать. Ее ждут превращения за превращениями. Хорошо, что рядом понимающие родители с чувством юмора, которые и сами не прочь стать крокодилами.
Эта книга включена издательством «Манн, Иванов и Фербер» в серию «Расчитайки». Это жизненные истории, в которых дети узнают самих себя. Подходит для тех, кто освоился с предложениями.
3. Стихи. «С неба падали старушки» Маши Рупасовой
Зачем читать? Чтобы посмеяться и порадоваться тому, что современные поэты тоже умеют писать стихи. Это веселые, добрые и немного хулиганские стихи. Ребенку несложно прочитать самому, а можно и вместе со взрослыми.
Наверняка вы знаете популярный стих о маме, которая проводит много времени в Интернете. Другие стихи Маши Рупасовой звучат так же актуально, и при этом они вне времени.
Они расскажут о волшебных вещах: вороньем «гнездоме» из макарон, как река обнимала щуку зимой и откуда берутся облака:
— Знает каждый самолет, — Если облачность растет, — Это бабушка скучает — И оладушки печет”.
4. Сказки о животных. «Вперед!» — сказала кошка» Миры Лобе и Ангелики Кауффман
Зачем читать? Для того чтобы снова полюбить сказки о животных. Считается, что сказки о животных больше любят дети до 6 лет, но эти сказки будут интересны и детям в начальной школе.
Сюжеты сказок австрийской писательницы М. Лобе, созданные в соавторстве с художницей А. Кауфманн, фантастические. Мы все иногда сталкиваемся с трудностями, будь то наводнение, злой человек или… Хоппельхоп (кролик-великан, которому противостоят пять кроликов-малышей).
Добрые и смелые персонажи учат дружить, быть отзывчивыми и щедрыми, приходить на помощь в трудную минуту. Книга подойдет для тех, кто уже читает предложениями.
Мой сын-первоклассник медленно читает Бианки и Пришвина без картинок, а книгу «Вперед!» — сказала кошка» прочитал за вечер.
5. Рассказы о школе. «Моя счастливая жизнь» Русе Лагеркранц, Эва Эриксон
Зачем читать? Чтобы узнать про жизнь первоклассников в Швеции и удивиться, что она мало чем отличается от жизни в Москве.
Дюнне — обычная девочка. Она живёт в Швеции, учится в первом классе, ей нравится школа. Дюнне считает себя счастливой: у неё даже есть тетрадка, которая так и называется — «Моя счастливая жизнь», куда она записывает, когда и почему была счастлива.
Постепенно Дюнне узнаёт, что в жизни случаются вещи, от которых становится грустно. Лучшая подружка может переехать в другой город. Папа может не захотеть, чтобы Дюнне завела себе морских свинок. Сначала Дюнне расстраивается, но потом понимает, что многое можно исправить.
Если вам понравится первая книга про Дюнне, то сейчас в издательстве «КомпасГид» вышла серия книг «Дюнне и счастье».
6. Классика детской литературы. «Живая Шляпа» Николая Носова из серии «Читаем сами»
Зачем читать? Чтобы дети посмеялись над «Живой шляпой» и получили удовольствие от лучших книг нашего детства.
Отечественная классика детской литературы представлена в серии «Читаем сами» издательства «Эксмо». Эти книги помогут оставаться с детьми на одной культурной волне.
Есть и другие причины подарить ребенку книги этой серии:
- Это крупный шрифт правильного начертания.
- Слова с ударениями – выделение ударного слога помогает ребенку избежать трудностей при определении места ударения.
- Плотная белая бумага: страницы легко переворачивать. Они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных «листаний», текст и картинки не просвечивают.
В серию попали только проверенные временем книги.
7. Занимательная наука. «Оптические иллюзии: Головокружительная теория, сногсшибательная практика. Более 100 оптических чудес» Пэта Джейкобса
Зачем читать? Чтобы понять, что очевидных вещей не бывает.
Это занимательная энциклопедия оптических иллюзий, в которой собраны необычные вещи: рисунки, которые кружатся и мерцают, невозможные объекты и миражи.
При этом энциклопедия расскажет, как работают оптические иллюзии, и научит создавать их: превращать черное в цветное, проделывать в ладони воображаемую дыру, рисовать мультфильмы и строить то, что не может быть построено.
Книга увлекательная и заинтересует даже самых слабомотивированных читателей — правда, им понадобится небольшая помощь взрослых.
Дети узнают, что такое бинокулярное зрение, стереограмма, картинки с со скрытым трехмерным изображением, и многое другое.
Надеюсь, что этот список пригодится вам при подборе книг для ваших детей и учеников.
А какие находки есть у вас? Что даете читать первоклассникам? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Ирина говорит
Ветер делают деревья (Автора не помню), Черная рука из 2 подъезда (Соломко и Востросаблин), зачитано до дыр. Желтая сумка (Автора не помню), Большой побег дедушки.
Настя говорит
Ветер делает деревья — это Станислав Востоков. Хорошая книга. Он очень талантливый писатель
Регина говорит
Комиксы про Кешку Снегиревых, переизданы недавно Компас-гидом в виде сборника
Юлия говорит
Здравствуйте! А вот мои дошколята как раз таки читают Азбуку Толстого))) Конечно, отредактированную и распечатанную крупным шрифтом. Заодно есть повод обсудить, как люди раньше жили на Руси, а также пополнить словарный запас.
Из современного читаем книжки про котёнка Шмяка и барашка Рассела, а также все книги Эрвина Мозера. Дети от них в восторге. Также купили всю серию книг про Дюнне, но пока до них не добрались. Сутеев тоже должен хорошо пойти. На будущее взяли рассказы о животных Хэрриота (книга — просто восторг, как иллюстрации, так и сами рассказы, но текст для нас пока сложноват) и рассказы Драгунского.
Олеся говорит
Да, и мои читали «Азбуку Толстого») Там хорошие короткие слова и сюжеты. Но я думаю, все же она не для всех маленьких читателей.
Зоя К. говорит
в первом классе читали русские народные сказки, Сутеева, Бианки, С.Михалкова, А.Барто, Н.Носов Рассказы,братья Гримм и Андерсен. После первого класса на лето задали читать: рассказы Л.Толстого, Пришвина, Носова,, волшебник Изумрудного города — всю(((, Каникулы в Простоквашино, Приключения Незнайки, Бременские музыканты, Золушка, Красная Шапочка, Буратино и стихов разных авторов — кучу….. С ужасом ждем окончания 2 класса)))))))
Любовь говорит
Андрей Усачёв «Умная собачка Соня», Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Хороши стихи Даниила Хармса и Олега Григорьева
(«Я забрался под кровать,
чтобы брата напугать.
На себя всю пыль собрал,
очень маму напугал»)
Светлана говорит
Ребенку три года начал читать по буквам. Сразу проблема: нет книг с буквами как в алфавите!!!! Буквы в книгах «для чтения после букваря» — маленькие прописные. Например а вместо А, е вместо Е.
Интересные книги автора Татьяна Руссита. Но опять буквы «не те»
Прямо сейчас есть интерес к чтению, а читать нечего! Вот вам и бизнес идея господа!
Дина говорит
Опыт работы в детском саду и детской библиотеке подсказывает такой момент: книжные издательства очень часто не учитывают каким шрифтом и на каком фоне размещать текст. Только что научившемуся читать ребенку, попадается книга с непонятными буквами, на цветном фоне (а исследования показывают, что он вреден для детских глаз) и что происходит? Он расстраивается, что не может прочитать и это происходит не один раз. Так и отпадает это желание. Это мои личные наблюдения.