Просто вспомнилось по теме вашего разговора...
Как работают немцы
Гоголь писал так: «Есть у русского человека враг. Непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот – лень».
Это, пожалуй, одно из главных различий между человеком в России и человеком в Германии, которое бросается в глаза. Заметьте, я специально не написала «между русским и немцем». Ну, потому что мы видели много русских в Германии. Они работают там так же, как все немцы, если не сказать «лучше». Нам показалось, что даже еще ответственнее, и начальство довольно ими даже чуть больше, чем прочими сотрудниками.
Кстати, согласно всем исследованиям россияне находятся на первом месте по умению быстро адаптироваться в других странах. Люди из других стран – и европейских и восточных адаптируются сложнее.
Так вот, всероссийское качество «лень» напрочь отсутствует в Германии. Неважно, на какой работе, на какой должности и с какой зарплатой – немцы равномерно трудолюбивы и ответственны.
Мы разговаривали не только с владельцами компаний, но и с сотрудниками. И постоянно «сверяли показания» и устраивали «очные ставки» J. Вышло, что мы просмотрели довольно значительный «срез» немецкого общества: от крупных промышленников через тор-менеджеров до людей на самых низших позициях, обязанность которых состоит, например, в том, чтобы брать постиранные рубашки из контейнера и вешать их на вешалки – и так 8 часов. Или еще хуже – расправлять грязные больничные полотенца и простыни перед стиркой.
То есть, представьте себе, стоит два контейнера. В одном лежат аккуратно сложенные грязные больничные простыни, а другой – пустой. Между ними стоит человек, весь рабочий день которого заключается в том, что он берет сложенную простыню из одного контейнера, расправляет ее, и бросает в соседний.
Наш переводчик, Елена (русская девушка, которая вышла замуж в Германии), глядя на это, сказала так: «Я больше никогда в жизни не буду жаловаться на свою работу…» J
Мы всех этих людей спрашивали, нравится ли им их работа, устраивает ли род деятельности, устраивает ли зарплата, устраивает ли отношение начальства. И получали ответы: да, да, да, да. Хотят ли уйти? – нет. Ищут ли другую работу? – нет.
Вы когда-нибудь видели хотя бы одного человека в России, который отвечал бы так же?.. Да ладно там «также»! - который хотя бы просто зарплатой своей был бы доволен?..
Если уж даже Путин жалуется на ненормированный рабочий день и сложные условия труда… J
А там довольны (или делают вид?..) решительно все. Но если они делают вид – они все талантливые актеры, потому что когда человек недоволен – он зол и раздражен. Как любой трезвый рабочий в России. А эти – трезвы, но улыбчивы и дружелюбны.
«Звериный оскал капитализма, - поясняла нам переводчик Елена. – На самом деле им просто некуда уйти. Если бы рядом был завод, который платил бы больше, они бы ушли. А так – они действительно довольны, что здесь работают, потому что альтернатива – только пособие по безработице, а это гораздо хуже».
И действительно, такое понятие, как «мотивация» немецких предпринимателей ставит в тупик J. Если спросить, как они мотивируют сотрудников, ответ всегда такой: «Но они же получают зарплату…»
Такое ощущение, что понятие «мотивация», придуманное в Америке, попало в Россию, каким-то образом, минуя Европу…
Воздушно-капельным, наверное, путем J.
Немецкие предприниматели толком не понимают, о чем идет речь.
Есть работа и зарплата, а есть свободное время и пособие по безработице – и любой имеет право выбирать. Не хочешь вешать рубашки на вешалки 8 часов?.. Отлично, иди получай пособие, а на твое место сразу же придет 5 желающих.
Зарплаты в Германии достаточно высокие. Свою 1000-1500 евро получают на самых маленьких должностях. Это чистыми – при этом налоги, медицина, образование детей уже оплачены.
Надо, видимо, очень постараться, чтобы встретить немца, который работал бы на своей работе меньше 10 лет: во всяком случае, мы не встретили ни разу. 15-20 лет – это в среднем. Мы встречали и тех, кто 25-40 лет работает на одной работе. Причем, среди них меньшинство тех, кто сделал карьеру, а большинство вот все 40 лет так и стоят между двумя контейнерами.
Вообще если немец уволился с одной работы, и ищет другую… В Америке и России это называется «высокие амбиции», и это даже хорошо. А в Европе у него уже большие проблемы J. «Лучше такого на работу не брать, - пояснили нам немецкие наши коллеги. – Это ненадежный сотрудник. Если его принять на работу – он все равно будет продолжать искать другую работу».
А если человек, таким образом, сменил две работы, на 99% - он навсегда безработный. Немецкие работодатели уже даже не поинтересуются, что случилось. Просто не станут рассматривать его анкету.
В химчистке кто-то из нас спросил директора, есть ли у них «новички», кто работает хотя бы 10 лет… J. Потому что там все работают по 40, мало того: династиями. То есть, женщина, которая сортирует постиранное белье, раскладывая полотенца и постельное белье в разные контейнеры, пятая или шестая в своем поколении, кто здесь на этой должности работает. До нее именно тут и именно на этой должности работала ее мама, а до мамы бабушка, а до бабушки – прабабушка…
Забавно, что там бесплатное образование – даже высшее. Любая из этих женщин, невзирая на социальное положение, имела возможность окончить университет, получить работу получше, и делать карьеру. Но они этого не хотели: их никак не привлекала такая альтернатива. Их устраивало учиться в школе, а потом пойти на работу по маминым стопам. И они довольны сейчас.
И даже выглядят вполне счастливыми. А что?.. Скоро прозвенит звонок, закончится рабочий день, они сядут на велосипеды и поедут в свой уютный домик в горах (в тех краях все домики в горах, и все уютные J), готовить ужин и смотреть телевизор.
«Вот бы моих сотрудников вывезти сюда на стажировку…» - сокрушался кто-то из наших предпринимателей… J
Л. Лунькова
Московский клуб предпринимателей «Деловар»